Рабочая программа по обществознанию
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой зам.директора по УВР Педагогическим
группы учителей _____Байжигитова Г.Е. советом №____
Протокол №___ «__»____________2019 г. От «__»________2019г.
«__»__________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Обществознание
Класс: 8
Количество часов: 35-1 раз в неделю
Учебник: « Обществознание»8класс Боголюбов Л.Н.
М.: Вентана –Граф 2016
Программа разработана на основе
Федерального государственного
Образовательного стандарта
Основного общего образования,
Образовательной программы
МОБУ «Малиновской сош»,
Сборника рабочих программ
« Обществознание 5-9»,
Просвещение, 2011
учитель обществознания
МОБУ «Малиновская сош»
Гришаева О. Я.
2019
Планируемые результаты освоения предмета «обществознание»
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;·
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;·
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;·
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;·
приводить примеры основных видов деятельности человека;·
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.·
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;·
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;·
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;·
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;·
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.·
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;·
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;·
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;·
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;·
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;·
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;·
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;·
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;·
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.·
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;·
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;·
осознанно содействовать защите природы.·
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;·
различать отдельные виды социальных норм;·
характеризовать основные нормы морали;·
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;·
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;·
характеризовать специфику норм права;·
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;·
раскрывать сущность процесса социализации личности;·
объяснять причины отклоняющегося поведения;·
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.·
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;·
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.·
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;·
описывать явления духовной культуры;·
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;·
оценивать роль образования в современном обществе;·
различать уровни общего образования в России;·
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;·
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;·
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;·
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;·
раскрывать роль религии в современном обществе;·
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.·
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;·
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;·
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.·
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;·
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;·
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;·
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;·
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;·
описывать основные социальные роли подростка;·
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;·
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;·
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;·
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;·
раскрывать основные роли членов семьи;·
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;·
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.·
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;·
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;·
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;·
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;·
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;·
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.·
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;·
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;·
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;·
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;·
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;·
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;·
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться:·
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;·
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.·
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;·
объяснять порядок формирования органов государственной вла·сти РФ;
раскрывать достижения российского народа;·
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;·
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;·
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;·
характеризовать конституционные обязанности гражданина.·
Выпускник получит возможность научиться:
аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;·
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.·
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;·
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;·
характеризовать гражданские правоотношения;·
раскрывать смысл права на труд;·
объяснять роль трудового договора;·
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;·
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;·
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;·
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;·
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;·
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;·
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;·
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;·
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.·
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;·
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;·
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.·
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;·
различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;·
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;·
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;·
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;·
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;·
называть и конкретизировать примерами виды налогов;·
характеризовать функции денег и их роль в экономике;·
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;·
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;·
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;·
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;·
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;·
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;·
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.·
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;·
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;·
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;·
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;·
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;·
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.·
Место предмета «обществознание» в учебном плане школы
Место учебного предмета
Предметная область: |
Обществознание |
Количество недельных часов: |
1 |
Количество часов в год: |
34 |
Форма промежуточной аттестации: тестовая работа
Рабочая программа реализуется с помощью следующих учебников и учебно-
методических материалов:
8 |
Боголюбов Л.Н. |
Обществознание |
Просвещение, 2017 |
Содержание предмета «обществознание»
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создаёт возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Личность и общество.(6 ч)
Человек,общество, природа..Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Сфера духовной культуры(7)
Культура, её многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества(5ч)
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Сфера духовной культуры(7)
Культура, её многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Экономика(12)
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и её формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, её последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан.
машних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Социальная сфера жизни общества(5ч)
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
В программе «Обществознание5-9 классы «ФГОС к предметной линии учебников Л.Н. Боголюбова, М, Просвещение,2011 в 8 классе 50 часов, так как у нас по программе -34, то некоторые уроки с одинаковой тематикой объединены.
Тематическое планирование по обществознанию 8класс
№ п.п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
||
по плану |
по факту |
||||
1 |
|
|
Глава 1.Личность и общество(6 часов) Что делает человека человеком? |
|
|
2. |
|
|
Человек, общество, природа.
|
|
|
3. |
|
|
Общество как форма жизнедеятельности людей |
|
|
4. |
|
|
Развитие общества. |
|
|
5. |
|
|
Как стать личностью. |
|
|
6. |
|
|
Практикум по главе |
|
|
7 |
|
|
Глава2.Сфера духовной культуры(7) Сфера духовной жизни. |
|
|
8. |
|
|
Мораль.
|
|
|
9. |
|
|
Долг и совесть
|
|
|
10. |
|
|
Моральный выбор- это ответственность.
|
|
|
11. |
|
|
Образование. |
|
|
12. |
|
|
Наука в современном обществе. |
|
|
13 |
|
|
Религия как одна из форм культуры. |
|
|
14 |
|
|
Глава 3 Экономика(12) Экономика и ее роль в жизни общества. |
|
|
15 |
|
|
Главные вопросы экономики. |
|
|
16 |
|
|
Собственность. |
|
|
17 |
|
|
Рыночная экономика. |
|
|
18 |
|
|
Производство-основа экономики.
|
|
|
19 |
|
|
Предпринимательская деятельность.. |
|
|
20 |
|
|
Роль государства в экономике |
|
|
21 |
|
|
Распределениедоходов. |
|
|
22 |
|
|
Потребление.
|
|
|
23 |
|
|
Инфляция и семейная экономика.
|
|
|
24 |
|
|
Безработица,ее причины и последствия.
|
|
|
25 |
|
|
Мировое хозяйство и международная торговля. |
|
|
26 |
|
|
Тема 4 Социальная сфера (5 часов). Социальная структура общества. |
|
|
27 |
|
|
Социальные статусы и роли.
|
|
|
28 |
|
|
Нации и межнациональные отношения.
|
|
|
29 |
|
|
Отклоняющееся поведение
|
|
|
30 |
|
|
Практикум по главе
|
|
|
31 |
|
|
Повторение материала глав 1и 2
|
|
|
32 |
|
|
Повторение материала главы 3 и 4 |
|
|
33 |
|
|
Тестовая работа
|
|
|
34 |
|
|
Анализ тестовой работы
|
|
|
.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «обществознание».
Для учителя
- Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.— М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
- О.А.Котова,Т.Е.Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений М.: Просвещение, 2017.
- География5-9 Методическое пособие . Формирование УУД, Е. А. Беловолова,М, « Вентана- Граф»
Интернет-ресурсы:
- Сайт «Конституция Российской Федерации» http://www.constitution.ru/
- Сайт министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru
- .Сайт Фонда «Сивитас». Коллекция документов, разработки уроков, гранты и конкурсы http://www.civitas-russia.ru/resource/
- На этом сайте вы можете познакомиться с символикой нашего государства, - в краткой и полной версии, - узнать об истории создания символов, послушать гимны России. Представлена отдельная детская страничка. http://www.rossimvolika.ru/http://danur-w.narod.ru/
Для учащегося:
- Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 6-е изд. — М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
- Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2015.
- О.А.Котова,Т.Е.Лискова. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений М.: Просвещение, 2017.
Критерии оценивания предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:
- список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);
- требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
- график контрольных мероприятий
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно её раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
- не увидел проблему, не смог её сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;