Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

РАССМОТРЕНО                            СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДЕНО

на заседании творческой            зам.директора по УВР                           Педагогическим                     

группы учителей                        _____Байжигитова Г.Е.                          советом  №____

Протокол №___                         «__»____________2019 г.                       От «__»________2019г.

«__»__________2019 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет:  Обществознание

Класс: 8

Количество часов: 35-1 раз в неделю

Учебник:  « Обществознание»8класс Боголюбов Л.Н.

М.: Вентана –Граф 2016

 

    

 

 

Программа разработана на основе

                                                                                                 Федерального        государственного

                                                                                                      Образовательного стандарта

                                                                                                       Основного  общего образования,

                                                                                                       Образовательной программы

                                                                                                       МОБУ «Малиновской сош»,

                                                                                                       Сборника рабочих программ

« Обществознание 5-9»,

                                                                                        Просвещение, 2011

 

                                                                                         учитель обществознания

                                                                                                     МОБУ «Малиновская сош»

                                                                                     Гришаева О. Я.

 

 

 

 

                                              2019

 

 Планируемые результаты освоения предмета «обществознание»

 

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

 

Личностные результаты:

 

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 

Метапредметные результаты:

 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

Предметные результаты:

 

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;·

 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;·

 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;·

 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;·

 приводить примеры основных видов деятельности человека;·

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.·

Выпускник получит возможность научиться:

 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;·

 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;·

 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;·

 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;·

 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.·

Общество

Выпускник научится:

 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;·

 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;·

 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;·

 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;·

 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;·

 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;·

 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;·

 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;·

 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.·

Выпускник получит возможность научиться:

 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;·

 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;·

 осознанно содействовать защите природы.·

Социальные нормы

Выпускник научится:

 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;·

 различать отдельные виды социальных норм;·

 характеризовать основные нормы морали;·

 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;·

 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;·

 характеризовать специфику норм права;·

 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;·

 раскрывать сущность процесса социализации личности;·

 объяснять причины отклоняющегося поведения;·

 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.·

Выпускник получит возможность научиться:

 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;·

 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.·

 

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;·

 описывать явления духовной культуры;·

 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;·

 оценивать роль образования в современном обществе;·

 различать уровни общего образования в России;·

 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;·

 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;·

 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;·

 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;·

 раскрывать роль религии в современном обществе;·

 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.·

Выпускник получит возможность научиться:

 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;·

 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;·

 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.·

Социальная сфера

Выпускник научится:

 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;·

 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;·

 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;·

 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;·

 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;·

 описывать основные социальные роли подростка;·

 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;·

 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;·

 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;·

 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;·

 раскрывать основные роли членов семьи;·

 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;·

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.·

Выпускник получит возможность научиться:

 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;·

 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;·

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;·

 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;·

 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;·

 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.·

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

 объяснять роль политики в жизни общества;·

 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;·

 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;·

 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;·

 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;·

 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;·

 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться:·

 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;·

 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.·

Гражданин и государство

Выпускник научится:

 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;·

 объяснять порядок формирования органов государственной вла·сти РФ;

 раскрывать достижения российского народа;·

 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;·

 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;·

 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;·

 характеризовать конституционные обязанности гражданина.·

Выпускник получит возможность научиться:

 аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;·

 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.·

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

 характеризовать систему российского законодательства;·

 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;·

 характеризовать гражданские правоотношения;·

 раскрывать смысл права на труд;·

 объяснять роль трудового договора;·

 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;·

 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;·

 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;·

 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;·

 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;·

 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;·

 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;·

 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;·

 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.·

Выпускник получит возможность научиться:

 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;·

 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;·

 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.·

Экономика

Выпускник научится:

 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;·

 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;·

 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;·

 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;·

 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;·

 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;·

 называть и конкретизировать примерами виды налогов;·

 характеризовать функции денег и их роль в экономике;·

 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;·

 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;·

 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;·

 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;·

 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;·

 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;·

 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.·

Выпускник получит возможность научиться:

 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;·

 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;·

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;·

 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;·

 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;·

 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.·


Место предмета «обществознание» в учебном плане школы

Место учебного предмета

Предметная область:

Обществознание

Количество недельных часов:

1

Количество часов в год:

34

Форма промежуточной аттестации:              тестовая работа

 

Рабочая программа реализуется с помощью следующих учебников и учебно­-

методических материалов:

8

Боголюбов Л.Н.

Обществознание

Просвещение, 2017

Содержание предмета «обществознание»

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создаёт возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Личность и общество.(6 ч)

Человек,общество, природа..Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс.

Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Сфера духовной культуры(7)

Культура, её многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества(5ч)

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Сфера духовной культуры(7)

Культура, её многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

 

Экономика(12)

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и её формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, её последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан.

машних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

Социальная сфера жизни общества(5ч)

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

 В программе «Обществознание5-9 классы «ФГОС  к предметной линии учебников Л.Н. Боголюбова, М, Просвещение,2011 в 8 классе 50 часов, так как у нас по программе -34, то некоторые уроки с одинаковой тематикой объединены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по обществознанию 8класс

 № п.п

 Дата

Тема урока

 Примечание

по

плану

по

факту

1

 

 

Глава 1.Личность и общество(6 часов)

Что делает человека человеком?

 

 

 

2.

 

 

 Человек, общество, природа.

 

 

 

3.

 

 

 Общество как форма жизнедеятельности людей

 

 

4.

 

 

Развитие общества.

 

5.

 

 

Как стать личностью.

 

6.

 

 

Практикум по главе

 

7

 

 

 Глава2.Сфера духовной культуры(7)

Сфера духовной жизни.

 

 

8.

 

 

  Мораль.

 

 

 

9.

 

 

Долг и совесть

 

 

 

10.

 

 

 Моральный выбор- это ответственность.

 

 

 

 

11.

 

 

 

Образование.

 

 

12.

 

 

 

Наука в современном обществе.

 

 

13

 

 

 Религия как одна из форм культуры.

 

 

 

14

 

 

 

Глава 3 Экономика(12)

Экономика и ее роль в жизни общества.

 

 

15

 

 

Главные вопросы экономики.

 

 

16

 

 

Собственность.

 

 

17

 

 

 

Рыночная экономика.

 

 

18

 

 

 Производство-основа экономики.

 

 

 

19

 

 

Предпринимательская деятельность..

 

 

 

20

 

 

 

Роль государства в экономике

 

 

 

21

 

 

 Распределениедоходов.

 

22

 

 

 Потребление.

 

 

 

23

 

 

 Инфляция и семейная экономика.

 

 

 

24

 

 

Безработица,ее причины и последствия.

 

 

25

 

 

 

Мировое хозяйство и международная торговля.

 

 

26

 

 

Тема 4 Социальная сфера (5 часов).

Социальная структура общества.

 

 

27

 

 

Социальные статусы  и  роли.

 

 

28

 

 

Нации и межнациональные отношения.

 

 

29

 

 

Отклоняющееся поведение

 

 

30

 

 

Практикум по главе

 

 

31

 

 

Повторение материала глав 1и 2

 

 

32

 

 

Повторение материала главы 3 и 4

 

33

 

 

Тестовая работа

 

 

34

 

 

Анализ тестовой работы

 

 

           

 

 

 

 

.

 

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «обществознание».

Для учителя

  1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.— М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
  2. О.А.Котова,Т.Е.Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеоб­разоват. учреждений М.: Просвещение, 2017.
  3. География5-9 Методическое пособие . Формирование УУД, Е. А. Беловолова,М, « Вентана- Граф»

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт «Конституция Российской Федерации» http://www.constitution.ru/
  2. Сайт министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru
  3. .Сайт Фонда «Сивитас». Коллекция документов, разработки уроков, гранты и конкурсы http://www.civitas-russia.ru/resource/
  4. На этом сайте вы можете познакомиться с символикой нашего государства, - в краткой и полной версии, - узнать об истории создания символов, послушать гимны России. Представлена отдельная детская страничка. http://www.rossimvolika.ru/http://danur-w.narod.ru/

Для учащегося:

  1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 6-е изд. — М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
  2. Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеоб­разоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2015.
  3. О.А.Котова,Т.Е.Лискова. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеоб­разоват. учреждений М.: Просвещение, 2017.



 

 

 


Критерии оценивания предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:

  • список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);
  • требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
  • график контрольных мероприятий

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

- верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно её раскрыл;

- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

- дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

- делает элементарные выводы;

- путается в терминах;

- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

- не может аргументировать собственную позицию;

- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

- не увидел проблему, не смог её сформулировать;

- не раскрыл проблему;

- представил информацию не в контексте задания;