Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Образование

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Опубликовано в Рабочие программы 11 класса

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО                      СОГЛАСОВАНО                               УТВЕРЖДЕНО

                       на заседании творческой         зам.директора по УВР                        Педагогическим

                       группы учителей                      _____Байжигитова Г.Е.                      советом  №____

            Протокол №___                      «__»____________201  г.                      От «__»________201 г.

                       «__»__________201  г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая    программа

 

              Предмет:    Родной язык (русский)

              Класс: 11

              Количество часов:     всего-34, в неделю -1

                                                     

            

                                                                                                                                                                            Учитель русского языка и литературы 

                                                                                                                      МОБУ «Малиновская сош»

                                                                                                                                Красовская Светлана Валентиновна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малиновка,2019 год

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  • осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
  • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
  • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
  • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
  • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
  • овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  • представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
  • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
  • осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно - научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
  • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
  • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
  • применение в     практике   речевого общения орфоэпических, лексических,

грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

  • соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
  • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
  • освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
  • проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Введение (1 ч)

Введение. Родной русский язык. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Н. Помяловский о разнообразии языка.

Официально-деловой стиль речи (3ч)

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. Автобиография С. Есенина.

Синтаксис и пунктуация (6 ч)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Иван Бунин «Жизнь Арсеньева» Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. Лев Толстой. Текст «Гроза»

 

Разговорная речь (4 ч)

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Просторечия в произведениях Н. Помяловского. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского.

Публицистический стиль речи (6 ч)

Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Анализ статьи С. Залыгина «Читал Гоголя» Очерк, эссе. Д. Гранин    «Точка опоры» статья, посвящённая Д. Лихачёву.

Язык художественной литературы (4 ч)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.  Источники богатства и выразительности русской речи. М. Цветаева «Глаза». Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Б. Пастернак «Гамлет».

Общие сведения о языке (6 ч)

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой». Выдающиеся ученые-русисты. Костомаров Виталий Григорьевич.

Повторение (5 ч.)

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста.

Трудные случаи пунктуации. Цитирование. Н. Гоголь, А. Гончаров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Короленко и К. Паустовский о русском языке.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование предмета «Родной язык (русский)»

 

№п/п

Дата

Тема урока

Примечание

 

план

факт

 

 

 

 

Введение (1)

 

1

 

 

Введение. Родной русский язык и родная литература.           Н. Помяловский о разнообразии языка 

 

 

 

 

Официально-деловой стиль речи (3)

 

2

 

 

Основные признаки официально-делового стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

 

3

 

 

Основные жанры официально-делового стиля (заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография).

 

4

 

 

Форма делового документа. Автобиография С. Есенина 

 

 

 

 

Синтаксис и пунктуация (6)

 

5

 

 

Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. Принципы русской пунктуации. Авторские знаки препинания Иван Бунин «Жизнь Арсеньева». Предложения с прямой речью, их преобразование (косвенная речь, вводные слова, дополнения).

 

6

 

 

Составление текста с прямой речью, диалогом, цитированием

 

7

 

 

Грамматическая основа предложения.

Осложненное предложение: однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова; обращения.

 

8

 

 

Типы и структура сложных предложений. Знаки препинания в осложненных предложения, в сложных предложениях

 

9

 

 

Синтаксическая синонимия как источник богатства речи и её роль для создания выразительности русской речи.

 

10

 

 

Виды синтаксического разбора, их практическое использование. Лев Толстой. Текст «Гроза» 

 

 

 

 

Разговорная речь (4)

 

11

 

 

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.

 

12

 

 

Просторечия в произведениях Н. Помяловского. 

 

13

 

 

Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

 

14

 

 

Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского 

 

 

 

 

Публицистический стиль речи (6)

 

15

 

 

Особенности публицистического стиля. Лексические, грамматические, композиционные признаки  стиля, языковые средства эмоционального воздействия.

 

16

 

 

Анализ статьи   С. Залыгина «Читал Гоголя» 

 

17

 

 

Очерк. Эссе. Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк.  

 

18

 

 

Эссе. Д. Гранин «Точка опоры», статья, посв. Д. Лихачёву

 

19

 

 

Жанры публицистического стиля: эссе.

 

20

 

 

Написание сочинения по данному тексту в жанре эссе

 

 

 

 

Язык художественной литературы (4)

 

21

 

 

Язык как первоэлемент художественной литературы. Роль языка в художественном  произведении (жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, система образов.

 

22

 

 

Источники богатства и выразительности русской речи. М. Цветаева «Глаза» 

 

23

 

 

Виды тропов и стилистические фигуры в художественном  произведении.

 

24

 

 

Их связь с характеристикой персонажей, с идейным содержанием и мировосприятием автора. Б. Пастернак «Гамлет» 

 

 

 

 

Общие сведения о языке (6)

 

25

 

 

Анализ художественного текста лирического произведения.

 

26

 

 

Индивидуально-языковой стиль писателя.

 

27

 

 

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

 

28

 

 

С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой» 

 

29

 

 

Выдающиеся ученые-русисты. Костомаров Виталий Григорьевич. 

 

30

 

 

Культура речи и языковая норма. Нормы современного русского  литературного языка.

 

 

 

 

Повторение (5)

 

31

 

 

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии.

 

32

 

 

Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста.

 

33

 

 

Трудные случаи пунктуации. 

 

34

 

 

Цитирование.

 

35

 

 

Н. Гоголь, А.Гончаров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Короленко и К. Паустовский о русском языке.