МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой зам.директора по УВР Педагогическим
группы учителей _____Байжигитова Г.Е. советом №____
Протокол №___ «__»____________201 г. От «__»________201 г.
«__»__________201 г.
Рабочая программа
Предмет: Родной язык (русский)
Класс: 11
Количество часов: всего-34, в неделю -1
Учитель русского языка и литературы
МОБУ «Малиновская сош»
Красовская Светлана Валентиновна.
Малиновка,2019 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
- осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
- разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
- умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
- умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
- разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
- представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
- адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
- осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно - научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
- владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
- создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
- освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
- проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч)
Введение. Родной русский язык. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Н. Помяловский о разнообразии языка.
Официально-деловой стиль речи (3ч)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. Автобиография С. Есенина.
Синтаксис и пунктуация (6 ч)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Иван Бунин «Жизнь Арсеньева» Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. Лев Толстой. Текст «Гроза»
Разговорная речь (4 ч)
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Просторечия в произведениях Н. Помяловского. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского.
Публицистический стиль речи (6 ч)
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Анализ статьи С. Залыгина «Читал Гоголя» Очерк, эссе. Д. Гранин «Точка опоры» статья, посвящённая Д. Лихачёву.
Язык художественной литературы (4 ч)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Источники богатства и выразительности русской речи. М. Цветаева «Глаза». Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Б. Пастернак «Гамлет».
Общие сведения о языке (6 ч)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой». Выдающиеся ученые-русисты. Костомаров Виталий Григорьевич.
Повторение (5 ч.)
Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста.
Трудные случаи пунктуации. Цитирование. Н. Гоголь, А. Гончаров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Короленко и К. Паустовский о русском языке.
Календарно-тематическое планирование предмета «Родной язык (русский)»
№п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание
|
|
план |
факт |
|
||
|
|
|
Введение (1) |
|
1 |
|
|
Введение. Родной русский язык и родная литература. Н. Помяловский о разнообразии языка |
|
|
|
|
Официально-деловой стиль речи (3) |
|
2 |
|
|
Основные признаки официально-делового стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. |
|
3 |
|
|
Основные жанры официально-делового стиля (заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография). |
|
4 |
|
|
Форма делового документа. Автобиография С. Есенина |
|
|
|
|
Синтаксис и пунктуация (6) |
|
5 |
|
|
Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. Принципы русской пунктуации. Авторские знаки препинания Иван Бунин «Жизнь Арсеньева». Предложения с прямой речью, их преобразование (косвенная речь, вводные слова, дополнения). |
|
6 |
|
|
Составление текста с прямой речью, диалогом, цитированием |
|
7 |
|
|
Грамматическая основа предложения. Осложненное предложение: однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова; обращения. |
|
8 |
|
|
Типы и структура сложных предложений. Знаки препинания в осложненных предложения, в сложных предложениях |
|
9 |
|
|
Синтаксическая синонимия как источник богатства речи и её роль для создания выразительности русской речи. |
|
10 |
|
|
Виды синтаксического разбора, их практическое использование. Лев Толстой. Текст «Гроза» |
|
|
|
|
Разговорная речь (4) |
|
11 |
|
|
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. |
|
12 |
|
|
Просторечия в произведениях Н. Помяловского. |
|
13 |
|
|
Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. |
|
14 |
|
|
Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского |
|
|
|
|
Публицистический стиль речи (6) |
|
15 |
|
|
Особенности публицистического стиля. Лексические, грамматические, композиционные признаки стиля, языковые средства эмоционального воздействия. |
|
16 |
|
|
Анализ статьи С. Залыгина «Читал Гоголя» |
|
17 |
|
|
Очерк. Эссе. Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. |
|
18 |
|
|
Эссе. Д. Гранин «Точка опоры», статья, посв. Д. Лихачёву |
|
19 |
|
|
Жанры публицистического стиля: эссе. |
|
20 |
|
|
Написание сочинения по данному тексту в жанре эссе |
|
|
|
|
Язык художественной литературы (4) |
|
21 |
|
|
Язык как первоэлемент художественной литературы. Роль языка в художественном произведении (жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, система образов. |
|
22 |
|
|
Источники богатства и выразительности русской речи. М. Цветаева «Глаза» |
|
23 |
|
|
Виды тропов и стилистические фигуры в художественном произведении. |
|
24 |
|
|
Их связь с характеристикой персонажей, с идейным содержанием и мировосприятием автора. Б. Пастернак «Гамлет» |
|
|
|
|
Общие сведения о языке (6) |
|
25 |
|
|
Анализ художественного текста лирического произведения. |
|
26 |
|
|
Индивидуально-языковой стиль писателя. |
|
27 |
|
|
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. |
|
28 |
|
|
С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой» |
|
29 |
|
|
Выдающиеся ученые-русисты. Костомаров Виталий Григорьевич. |
|
30 |
|
|
Культура речи и языковая норма. Нормы современного русского литературного языка. |
|
|
|
|
Повторение (5) |
|
31 |
|
|
Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. |
|
32 |
|
|
Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста. |
|
33 |
|
|
Трудные случаи пунктуации. |
|
34 |
|
|
Цитирование. |
|
35 |
|
|
Н. Гоголь, А.Гончаров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Короленко и К. Паустовский о русском языке. |
|