Рабочая программа по родной (русской литературе)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой зам.директора по УВР Педагогическим
группы учителей _____Байжигитова Г.Е. советом №____
Протокол №___ «__»____________201 г. От «__»________201 г.
«__»__________201 г.
Рабочая программа
Предмет: Родная литература (русская)
Класс: 10
Количество часов: всего-17, в неделю -0.5
Учитель русского языка и литературы
МОБУ «Малиновская сош»
Красовская Светлана Валентиновна.
Малиновка, 2019 год
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература»
Личностные результаты
1) формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) формирование готовности к служению Отечеству, его защите;
4) формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) формирование ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир».
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметные результаты
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов и регионов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
- Содержание учебного предмета «Литература»
10 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Даль Владимир Иванович (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского языка», сказки.
Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Д.В. Григорович Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика
Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Кто виноват?»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы «Карелия» и «Таинственная капля». «Духовные стихотворения».
В.М. Гаршин Рассказ «Красный цветок»
Тематический план по родной литературе (русской)
10 класс (17 часов)
№ раздела |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Личность |
3 |
2 |
Личность и семья |
5 |
3 |
Личность – общество – государство |
4 |
4 |
Личность – природа – цивилизация |
2 |
5 |
Личность – история – современность |
3 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе
10 класс
17 часов
Дата план |
Дата факт |
Наименование раздела |
№ урока |
Тема |
|
|
Личность |
1 |
Даль Владимир Иванович «Толковый словарь живого великорусского языка»: человек-мыслитель и человек-деятель |
|
|
|
2 |
Нравственная основа сказок В.И. Даля |
|
|
|
|
Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор): человек перед судом своей совести, я и другой, индивидуальность и «человек толпы» |
|
|
|
3 |
Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя Мышкина. |
|
|
Личность и семья |
4 |
Особенности драматургии А.В. Сухово-Кобылина. Трилогия «Свадьба Керчинского»: семейные и родственные отношения в комедии |
|
|
|
5 |
Место человека в семье и обществе:Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича» |
|
|
|
6 |
Истинные и ложные ценности в повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий» |
|
|
|
7 |
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова
|
|
|
|
8 |
А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности |
|
|
Личность – общество – государство |
9 |
Д.В. Григорович рассказ «Гуттаперчевый мальчик»:влияние социальной среды на личность человека |
|
|
|
10 |
Человек и государственная система; гражданственность и патриотизм в публицистике К.С. Аксакова |
|
|
|
11 |
Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?» |
|
|
|
12 |
Художественные особенности прозы А.Герцена |
|
|
Личность – природа – цивилизация |
13 |
Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в поэзии Ф.Н. Глинки. «Духовные стихотворения». |
|
|
|
14 |
Поэтика рассказов В.М. Гаршина: цивилизация, ее проблемы и вызовы |
|
|
Личность – история – современность |
15 |
Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница» |
|
|
|
16 |
Семинар «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы 19 века» |
|
|
|
17 |
Резерв (по выбору) |