МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой зам.директора по УВР Педагогическим
группы учителей _____Байжигитова Г.Е. советом №____
Протокол №___ «__»____________201 г. От «__»________201 г.
«__»__________201 г.
Рабочая программа
Предмет: Родная литература (русская)
Класс: 10
Количество часов: всего-17, в неделю -0.5
Учитель русского языка и литературы
МОБУ «Малиновская сош»
Красовская Светлана Валентиновна.
Малиновка, 2019 год
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература»
Личностные результаты
1) формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) формирование готовности к служению Отечеству, его защите;
4) формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) формирование ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир».
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметные результаты
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов и регионов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
- Содержание учебного предмета «Литература»
10 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Даль Владимир Иванович (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского языка», сказки.
Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Д.В. Григорович Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика
Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Кто виноват?»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы «Карелия» и «Таинственная капля». «Духовные стихотворения».
В.М. Гаршин Рассказ «Красный цветок»
Тематический план по родной литературе (русской)
10 класс (17 часов)
№ раздела |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Личность |
3 |
2 |
Личность и семья |
5 |
3 |
Личность – общество – государство |
4 |
4 |
Личность – природа – цивилизация |
2 |
5 |
Личность – история – современность |
3 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе
10 класс
17 часов
Дата план |
Дата факт |
Наименование раздела |
№ урока |
Тема |
|
|
Личность |
1 |
Даль Владимир Иванович «Толковый словарь живого великорусского языка»: человек-мыслитель и человек-деятель |
|
|
|
2 |
Нравственная основа сказок В.И. Даля |
|
|
|
|
Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор): человек перед судом своей совести, я и другой, индивидуальность и «человек толпы» |
|
|
|
3 |
Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя Мышкина. |
|
|
Личность и семья |
4 |
Особенности драматургии А.В. Сухово-Кобылина. Трилогия «Свадьба Керчинского»: семейные и родственные отношения в комедии |
|
|
|
5 |
Место человека в семье и обществе:Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича» |
|
|
|
6 |
Истинные и ложные ценности в повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий» |
|
|
|
7 |
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова
|
|
|
|
8 |
А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности |
|
|
Личность – общество – государство |
9 |
Д.В. Григорович рассказ «Гуттаперчевый мальчик»:влияние социальной среды на личность человека |
|
|
|
10 |
Человек и государственная система; гражданственность и патриотизм в публицистике К.С. Аксакова |
|
|
|
11 |
Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?» |
|
|
|
12 |
Художественные особенности прозы А.Герцена |
|
|
Личность – природа – цивилизация |
13 |
Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в поэзии Ф.Н. Глинки. «Духовные стихотворения». |
|
|
|
14 |
Поэтика рассказов В.М. Гаршина: цивилизация, ее проблемы и вызовы |
|
|
Личность – история – современность |
15 |
Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница» |
|
|
|
16 |
Семинар «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы 19 века» |
|
|
|
17 |
Резерв (по выбору) |