Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Образование

Рабочая программа по обществознанию

Опубликовано в Рабочие программы 7 класса

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

РАССМОТРЕНО                            СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДЕНО

на заседании творческой            зам.директора по УВР                           Педагогическим                     

группы учителей                        _____Байжигитова Г.Е.                          советом  №____

Протокол №___                         «__»____________2019 г.                       От «__»________2019г.

«__»__________2019г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет:  Обществознание

Класс: 7

Количество часов: 34-1 раз в неделю

Учебник:  « Обществознание»7 класс Боголюбов Л.Н.

М.: Вентана – Просвещение 2014

 

    

 

 

Программа разработана на основе

                                                                                                 Федерального        государственного

                                                                                                      Образовательного стандарта

                                                                                                       Основного  общего образования,

                                                                                                       Образовательной программы

                                                                                                       МОБУ «Малиновской сош»,

                                                                                                       Сборника рабочих программ

« Обществознание 5-9»,

                                                                                        Просвещение, 2011

 

                                                                                         Учитель обществознания

                                                                                                     МОБУ «Малиновская сош»

                                                                                     Гришаева О. Я.

 

 

 

 

                                              2019

       

 Планируемые результаты освоения предмета «обществознание»

 

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

 

Личностные результаты:

 

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 

Метапредметные результаты:

 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

Предметные результаты:

 

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;·

 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;·

 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;·

 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;·

 приводить примеры основных видов деятельности человека;·

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.·

Выпускник получит возможность научиться:

 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;·

 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;·

 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;·

 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;·

 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.·

Общество

Выпускник научится:

 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;·

 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;·

 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;·

 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;·

 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;·

 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;·

 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;·

 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;·

 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.·

Выпускник получит возможность научиться:

 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;·

 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;·

 осознанно содействовать защите природы.·

Социальные нормы

Выпускник научится:

 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;·

 различать отдельные виды социальных норм;·

 характеризовать основные нормы морали;·

 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;·

 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;·

 характеризовать специфику норм права;·

 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;·

 раскрывать сущность процесса социализации личности;·

 объяснять причины отклоняющегося поведения;·

 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.·

Выпускник получит возможность научиться:

 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;·

 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.·

 

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;·

 описывать явления духовной культуры;·

 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;·

 оценивать роль образования в современном обществе;·

 различать уровни общего образования в России;·

 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;·

 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;·

 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;·

 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;·

 раскрывать роль религии в современном обществе;·

 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.·

Выпускник получит возможность научиться:

 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;·

 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;·

 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.·

Социальная сфера

Выпускник научится:

 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;·

 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;·

 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;·

 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;·

 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;·

 описывать основные социальные роли подростка;·

 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;·

 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;·

 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;·

 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;·

 раскрывать основные роли членов семьи;·

 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;·

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.·

Выпускник получит возможность научиться:

 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;·

 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;·

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;·

 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;·

 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;·

 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.·

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

 объяснять роль политики в жизни общества;·

 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;·

 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;·

 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;·

 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;·

 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;·

 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться:·

 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;·

 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.·

Гражданин и государство

Выпускник научится:

 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;·

 объяснять порядок формирования органов государственной вла·сти РФ;

 раскрывать достижения российского народа;·

 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;·

 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;·

 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;·

 характеризовать конституционные обязанности гражданина.·

Выпускник получит возможность научиться:

 аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;·

 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.·

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

 характеризовать систему российского законодательства;·

 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;·

 характеризовать гражданские правоотношения;·

 раскрывать смысл права на труд;·

 объяснять роль трудового договора;·

 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;·

 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;·

 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;·

 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;·

 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;·

 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;·

 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;·

 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;·

 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.·

Выпускник получит возможность научиться:

 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;·

 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;·

 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.·

Экономика

Выпускник научится:

 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;·

 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;·

 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;·

 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;·

 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;·

 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;·

 называть и конкретизировать примерами виды налогов;·

 характеризовать функции денег и их роль в экономике;·

 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;·

 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;·

 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;·

 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;·

 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;·

 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;·

 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.·

Выпускник получит возможность научиться:

 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;·

 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;·

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;·

 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;·

 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;·

 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет


.

 Место предмета «обществознание» в учебном плане школы

Место учебного предмета

Предметная область:

Обществознание

Количество недельных часов:

1

Количество часов в год:

34

Форма промежуточной аттестации:              тестовая работа

 

Рабочая программа реализуется с помощью следующих учебников и учебно­-методических материалов:

Класс

Авторы

Название

Издательство, год

7

Боголюбов Л.Н.

Обществознание

Просвещение, 2017

 


 

Содержание предмета «обществознание» Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

 

 

 

Тема 1. Человек среди людей (4 часа)

            Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками,  старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 2.  Человек и закон (14часов)

         Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры.

         Социальная ответственность. Отклоняющиеся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

         Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

         Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы.

         Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга.

         Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

         Виновен отвечай. Законопослушный человек. Противозаконно поведение. Закон наказывает нарушителя.

         Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Полиция на страже правопорядка.

                         Тема 3.  Человек и экономика (11часов)

         Экономика и её роль в жизни человека. Основные участники экономики.

         Производство, производительность труда. Что и как производить.

         Затраты, выручка. Прибыль.

         Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.

         Каким бывает труд. Почему так необходимо в наше время повышение квалификации. Факторы влияющие на производительность труда.

         Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.

         Виды и формы бизнеса   Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.

         Деньги.  Появление деньг как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Деньги в прошлом и настоящем. Функции деньг. Инфляци  Экономика семьи. Понятие «бюджет». Семейный бюджет, реальные и номинальные  доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.

Тематическое планирование учебного материала.

Обществознание. 7 класс. 35 часов( 1 раз в неделю)

 № п.п

 Дата

 Тема

 

Примечание

по

плану

по

факту

1-2

 

 

Глава1 Регулирование поведения людей в обществе(12)

Что значит жить по правилам

 

 

3-4

 

 

 Права и обязанности граждан

 

5-6

 

 

Почему необходимо соблюдать законы

 

7

 

 

 Защита Отечества

 

8

 

 

 Для чего нужна дисциплина

 

9-10

 

 

Виновен-отвечай

 

 

11

 

 

 Кто стоит на страже закона

 

12

 

 

 Практикум по главе

 

13

 

 

 Глава2.Человек в экономических отношениях(8 часов)

Экономика и ее основные участники

 

14

 

 

 Мастерство работника

 

15

 

 

 Производство:затраты,выручка, прибыль.

 

16

 

 

Виды и формы бизнеса.

 

 

17

 

 

 Обмен,торговля,реклама.

 

18

 

 

 Деньги,их функции.

 

19

 

 

 Экономика семьи

 

20

 

 

 Практикум по главе

 

21-22

23

 

 

 Обобщение и систематизация знаний по главе

Тестовая работа

 

 

24

 

 

 Глава 3 Человек и природа(3 часа)

Человек- часть природы

 

 

 

25

 

 

Охранять природу-значит охранять жизнь.

 

26

 

 

 Закон на страже природы

 

27

 

 

 Практикум по  главе

 

28-29

 

 

 Повторение материала по главе 1.

 

 

 

 

  

 

 

 

30-31

 

 

 Повторение материала по главе 2

 

32

 

 

 Повторение материала по главе 3

 

33

 

 

  Тестовая работа

 

34

 

 

 Анализ тестовой работы

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «обществознание».

Для учителя

  1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 6-е изд. — М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
  2. О.А.Котова,Т.Е.Лискова. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеоб­разоват. учреждений М.: Просвещение, 2017.
  3. География5-9 Методическое пособие . Формирование УУД, Е. А. Беловолова,М, « Вентана- Граф»

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт «Конституция Российской Федерации» http://www.constitution.ru/
  2. Сайт министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru
  3. .Сайт Фонда «Сивитас». Коллекция документов, разработки уроков, гранты и конкурсы http://www.civitas-russia.ru/resource/
  4. На этом сайте вы можете познакомиться с символикой нашего государства, - в краткой и полной версии, - узнать об истории создания символов, послушать гимны России. Представлена отдельная детская страничка. http://www.rossimvolika.ru/http://danur-w.narod.ru/

Для учащегося:

  1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 6-е изд. — М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
  2. Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеоб­разоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2015.
  3. О.А.Котова,Т.Е.Лискова. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеоб­разоват. учреждений М.: Просвещение, 2017.



 

 

Критерии оценивания предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:

  • список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);
  • требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
  • график контрольных мероприятий

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

- верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно её раскрыл;

- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

- дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

- делает элементарные выводы;

- путается в терминах;

- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

- не может аргументировать собственную позицию;

- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

- не увидел проблему, не смог её сформулировать;

- не раскрыл проблему;

- представил информацию не в контексте задания;