Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Образование

Рабочая программа по географии

Опубликовано в Рабочие программы 7 класса

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

РАССМОТРЕНО                            СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДЕНО

на заседании творческой            зам.директора по УВР                           Педагогическим                     

группы учителей                        _____Байжигитова Г.Е.                          советом  №____

Протокол №___                         «__»____________2019 г.                       От «__»________2019г.

«__»__________2019г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет: География

Класс: 7

Количество часов: всего-68, в неделю -2

Учебник:  « География» Душина И. В., Смоктунович Т. Л.,М.: Вентана – Граф, 2018.

 

    

 

 

Программа разработана на основе

                                                                                                 Федерального        государственного

                                                                                                      Образовательного стандарта

                                                                                                       Основного  общего образования,

                                                                                                       Образовательной программы

                                                                                                       МОБУ «Малиновской сош»,

                                                                                                       Сборника рабочих программ

« География 5-9», Вентана-Граф, 2014

 

                                                                                         Учитель географии

                                                                                                     МОБУ «Малиновская сош»

                                                                                     Гришаева О. Я.

 

 

 

 

                                             

                                            2018

 

Нормативные документы

        Рабочая программа по географии составлена на основе федерального образовательного стандарта, учитывая новые методы, технологии и требования, предъявляемые к учебной деятельности в преддверии ФГОС ООО; учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии с учетом  программы География: программа: 5-9 классы /А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя. – М.: Вентана-Граф,2015г.

Данная программа будет реализована на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком ОО в расчете: 1 час в неделю, 34 часа в год, из них 10практических работ. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с учебным планом ОО в форме тестирования.Данную программу реализуют следующие учебники.

     Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб­никах И.В. Душиной, Т.Л.Смоктуновича «География. Материки, океаны, народы и страны» для 7 класса, количество часов 7 класс– 68 часов;

Цели и задачи

Цель:  Продолжить формирование системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира. Развивать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, а так же региональные знания о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и от дельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т. е. формировать минимум базовых географических знаний, образующих географическую картину мира. Эти знания необходимы каждому человеку нашей эпохи. При изучении курса формируются  умения и навыки использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

Задачи:  расширить и конкретизировать представления о пространственной не однородности поверхности Земли на разных уровнях её дифференциации (от локального до глобального) создать образные представления о крупных регионах матери ков и странах с выделением особенностей их природы, при родных богатств, их использовании населением в хозяйственной деятельности; раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира; продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих  катах; развивать практические географические умения извлекать  ин формацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории; формировать знания о главных особенностях взаимодействия природы и общества на современном эт пе его развития, о значении окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;раскрыть закономерности размещения населения и его хозяйственной деятельности в соответствии с природными, социально-экономическими и экологически ми факторами, зависимость проблем адаптации и здоровья чел века от географических условий проживания;усилить  гумманизацию и культурологическую направленность содержания кур са посредством знакомства с историко-культурными регионами мира;обучать составлением комплексных характеристик регионов и стран, в центре которых — человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов; способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления» (Ж. Делор), понимать людей другой культуры; на основе историко-географического под хода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах матери ков, океанов и от дельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде

Общая характеристика учебного предмета

 

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

 

Место учебного предмета

Предметная область:

география

Количество недельных часов:

2

Количество часов в год:

68

Форма промежуточной аттестации:              тестовая работа

 

  1. Планируемые результаты:

 

Личностные:

 

У обучающегося будут сформированы:-  Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

-  Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

 

 

 

 

 

-  Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; представления об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества)..

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур,

готовность и способность к ведению переговоров).

-  Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включение в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

 

-  Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;  основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями,  активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Обучающийся получит возможность для формирования:

-  целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира), ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

-  основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

-  выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

-  определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-  обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

-  определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-  составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

-  определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

-  систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

-  оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата

-  анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

-  оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

 

Обучающийся  получит возможность научиться:

 

- Осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

 

Коммуникативные :

Обучающийся научится:

-  определять возможные роли в совместной деятельности;

-  играть определенную роль в совместной деятельности;

-  принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-  определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-  строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-  корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-  критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-  выделять общую точку зрения в дискуссии;

-  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-  организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-  устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

-  определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

-  представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

-  соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием

-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.

-  целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

-  выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

-  использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

-  использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-  создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Вступать в диалог.

- В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

- Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности

 

Познавательные:

Обучающийся научится:

-  подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-  выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-  выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-  объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-  выделять явление из общего ряда других явлений;

-  определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

-  строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

-  излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-  самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-  вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

-  обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

-  определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-  создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

-  строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

-  создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

-  преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-  переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

-  строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

-  строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

-  находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-  ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-  резюмировать главную идею текста;

-  критически оценивать содержание и форму текста.

-  определять свое отношение к природной среде;

 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

-  проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

-  прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

-  распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

-  выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

-  определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

-  осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

-  формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

-  соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Обучающийся получит возможность научиться:

Ставить проблему, аргументировать её актуальность.

 

Предметные:

Материки, океаны и страны

Обучающийся научится:

- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

 -сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

-создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; 

- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

 - объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в

Источники географической информации

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

Природа Земли и человек

Ученик научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
  • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Ученик научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;
  • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;
  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
  • проводить расчёты демографических показателей;
  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Ученик получит возможность научиться:

  • приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Ученик научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Ученик получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

язи с природными и социально-экономическими факторами

  1. Содержание предмета

Введение. Источники географической информации.

Что изучают в курсе географии. Разнообразие источников географической информации. Географические карты, географические описания и характеристики

Современный облик планеты Земля

Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие «географическое положение» Географическая оболочка (ГО). Понятие «географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и её причины. Природные комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятия «природная зона», «широтная зональность» и «высотная поясность»

Население Земли

Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население. Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия.

Главные особенности природы Земли

Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре. Роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая деятельность человека. Антропогенный рельеф.

Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты. Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов. Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат. Вода на Земле. Роль океана в жизни Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек. Озёра. Болота. Речные цивилизации прошлого. Обеспеченность матери Загрязнение вод суши. Стихии вод суши.

Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания. Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон. Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников, переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь. Географическое положение каждой из зон. Соотношение тепла и влаги в пределах каждой зоны. Особенности растительности, почв и животного мира зон, приспособление живых организмов к среде обитания в каждой из изучаемых зон.

Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны

Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. Понятие «материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек на южных материках. Степень антропогенного изменения природы южных материков. Общие черты географического положения и природы северных материков. Особенности состава населения. Антропогенные комплексы на материках. Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения. Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.

Материки и страны. Африка

Краткая история исследования материка. Географическое положение, общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Проявление широтной зональности в природе материка. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка. Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки. Деление материка на природные и культурно-исторические регионы. Историко-культурный регион «Северная Африка». Состав территории. Общие черты природы, природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Северной Африки. Комплексная характеристика Египта. Историко-культурный регион «Африка к югу от Сахары». Состав территории. Общая характеристика региона. Особенности материальной и духовной культуры. Комплексная характеристика Нигерии. Географическое положение и состав территории. Общая характеристика природы и населения региона. Комплексная характеристика Эфиопии. Заповедники на территории региона. Географическое положение и состав региона. Особенности природы и состава населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика ЮАР.

Австралия и Океания Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка. Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира и её причины. Природные ресурсы. Проблемы охраны природы. Австралия — страна-материк. Коренное и пришлое население. Численность населения, размещение его на территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств. Изменения природы страны. Географическое положение и состав региона. Типы островов по происхождению. Природные особенности. Состав населения. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны Океании.

Южная Америка  Географическое положение материка. Краткая история открытия и исследования. Основные черты природы материка. Природные ресурсы. Степень сохранения природы. История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского населения. Крупные города. Страны. Деление материка на регионы. Общая характеристика природы и населения региона. Географическое положение Бразилии. Разнообразие природы страны и природных ресурсов. Сложность этнического состава населения. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Города. Географическое положение. Особенности природы и природные богатства. Население. Основные виды хозяйственной деятельности. Сравнение Аргентины и Бразилии. Состав региона. Своеобразие природы Анд. Географическое положение каждой из стран региона. Особенности природы и населения каждой страны. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика каждой из трёх стран.

Антарктида Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и исследования. Уникальность природы, природные богатства. Влияние материка на природу всей Земли. Международный статус Антарктиды.

Северная Америка Географическое положение. Краткая история исследования. Основные черты компонентов природы Северной Америки. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка. Историко-культурный регион «Англо-Америка». Особенности географического положения страны. Разнообразие и богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение населения. Своеобразие этнического состава населения. Развитое хозяйство США. Города. Географическое положение. Комплексная характеристика страны. Основные виды хозяйственной деятельности. Памятники Всемирного культурного наследия. Географическое положение региона и стран в его пределах. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика Мексики.

Евразия Географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Евразии. Богатства природными ресурсами. Численность и этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии. Историко-культурный регион «Северная Европа». Общая характеристика региона. Комплексная характеристика стран в его пределах. Историко-культурный регион «Западная Европа». Комплексная характеристика Великобритании и Франции. Памятники Всемирного наследия человечества. Географическое положение каждой страны. Особенности природы и населения. Природные богатства стран. Комплексная характеристика Германии. Памятники Всемирного наследия человечества. Историко-культурный регион «Восточная Европа». Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Памятники Всемирного наследия человечества. Географическое положение каждой из стран. Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Основные отрасли хозяйства. Комплексная характеристика каждой из стран. Географическое положение каждой из стран. Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Основные отрасли хозяйства. Комплексная характеристика каждой из стран. Историко-культурный мир региона. Общая характеристика природы региона. Природные богатства стран. Этнический и религиозный состав населения. Комплексная характеристика республик Закавказья и Турции. Географическое положение. Общие черты природы и природных богатств. Этнический и религиозный состав населения. Историко-культурный регион «Южная Азия». Особенность этнического и религиозного состава населения. Комплексная характеристика Индии. Географическое положение историко- культурного региона и отдельных стран в его пределах. Своеобразие природы и природные контрасты. Природные богатства. Комплексная характеристика одной из стран (по выбору). Историко-культурный регион «Восточная Азия». Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и религиозный состав населения. Природные богатства. Комплексная характеристика Китая. Комплексная характеристика страны Японии. Историко-культурный регион «Юго-Восточная Азия». Многообразие стран. Особенности географического положения групп стран. Своеобразие природы стран. Природные богатства. Сложный этнический состав населения. Комплексная характеристика Индонезии.

Природа Земли и человек  Этапы взаимодействия человека и природы. Виды природных ресурсов. Нарушение природного равновесия. Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Качество окружающей среды. Изменение задач географической науки во времени. Методы географической науки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Тематическое планирование, 7  класс

№ п/п

Дата

                       Тема

Примечание

 

 

1

 

 

Введение. Источники географической информации (2 ч) Введение. Страноведение

 

2

 

 

Источники географических знаний

 

 

3

 

 

Современный облик планеты Земля (4 ч) 

Происхождение

материков и впадин океанов

 

4

 

 

Географическая

среда — земное

окружение человеческого общества

 

5

 

 

Разнообразие природы Земли. Широтная

зональность и высотная поясность

Пр. р № 1 «Изучение природных комплексов своей местности».

 

6

 

 

 Повторение и обобщение раздела «  Современный облик планеты Земля.

 

 

7

 

 

Население Земли (5 ч)

Расселение людей.

Численность населения Земли

 

 

8

 

 

Особенности расселения людей и их

хозяйственная

деятельность

 

9

 

 

Народы мира и разнообразие стран

 

 

10

 

 

Религии мира и культурно-исторические регионы

 

11

 

 

Повторение и обобщение раздела «Население Земли»

 

 

12

 

 

Главные особенности природы Земли (17 ч)   

                                                                    Рельеф Земли (3 ч) Планетарные формы рельефа

 

 

 

13

 

 

Закономерности

размещения крупных форм рельефа

и месторождений

полезных ископаемых

 

14

 

 

Преобразование

рельефа в результате хозяйственной

деятельности людей

 

15

 

 

Климаты Земли (3 ч) Климатообраующие факторы

 

16

 

 

Климатические пояса

 

17

 

 

Человек и климат

 

18

 

 

Мировой океан —главная часть гидросферы

Пр. р № 2 «Описание основных компонентов природы океанов Земли».

 

 

19

 

 

 Вода на Земле(2 часа)Воды суши. Закономерности их питания

и режима

 

20

 

 

Изменение вод суши под влиянием

хозяйственной деятельности

 

 

21

 

 

Природные зоны (3 ч) Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов

 

22

 

 

Природные зоны субтропических

поясов

Пр. р № 3 «Описание природных зон Земли».

 

23

 

 

Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных

и полярных поя сов

 

24

 

 

Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны (4 ч) Особенности природы и населения южных матери ков

 

25

 

 

Особенности природы и населения

северных материков

Пр. р № 4 «Описание основных компонентов природы материков Земли».

 

26

 

 

Природа Тихого  и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

 

27

 

 

Природа Атлантического и Северного

Ледовитого океанов. . Виды хозяйственной деятельности в океанах.

 

 

28

 

 

Повторение и обобщение раздела «Главные особенности природы Земли»

 

29

 

 

Африка (6 ч)

Особенности природы Африки

 

30

 

 

Население и политическая карта Африки

 

31

 

 

Северная Африка. Египет

 

32

 

 

Западная и Центральная Африка. Нигерия.

 

33

 

 

Восточная Африка.

Эфиопия

 

34

 

 

Южная Африка. ЮАР

 

35

 

 

Австралия и Океания (3 ч)

Особенности природы

 

36

 

 

Австралийский Союз

(Австралия)

 

37

 

 

Океания

 

38

 

 

Южная Америка (5 ч)

Особенности

природы

 

39

 

 

Население и политическая карта

 

 

40

 

 

Внеандийский Восток. Бразилия.                  ПР р. № 7 «Характеристика Бразилии по плану»

 

41

 

 

Аргентина

 

 

42

 

 

Андийский Запад. Перу. Чили.

Венесуэла

 

43

 

 

Антарктида (1 ч) Особенности

природы Антарктиды

 

44

 

 

Северная Америка (4 ч)

Особенности природы

 

45

 

 

Соединённые  штаты Америки

 

46

 

 

 Канада

ПР.р. №8 «Характеристика страны»

 

47

 

 

Средняя Америка.

Мексика

 

48

 

 

Евразия (13 ч) Основные черты природы Евразии. Население материка

 

49

 

 

Северная Европа.

Швеция и Норвегия

 

50

 

 

Западная Европа. Великобритания.

Франция

 

51

 

 

 Западная Европа. Нидерланды. Германия. Швейцария.

 

52

 

 

Восточная Европа. Польша. Чехия.Словакия. Венгрия

 

53

 

 

Белоруссия. Украина

 

54

 

 

 Южная Европа. Италия и Греция.

 

55

 

 

Юго-Западная Азия. Республики Закавказья. Турция

 

56

 

 

Юго-Западная Азия. Израиль. Арабские страны. Иран

 

57

 

 

Южная Азия. Индия

 

58

 

 

Страны Центральной Азии.

 

59

 

 

Восточная Азия. Китай.

 

60

 

 

Япония.

 

61

 

 

Юго-Восточная  Азия. Индонезия

 

62

 

 

 Повторение и обобщение раздела « Материки и страны»

 

63

 

 

Природа Земли и человек (3ч) Природа- основа жизни людей.

 

 

64

 

 

Изменение природы человеком

Пр. р № 10 «Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования».

 

 

65

 

 

 Роль  географической науки в рациональном использовании природы.

 

66-67

 

 

  Повторение изученного материала

 

68

 

 

 Итоговая контрольная работа.

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

 Для учителя

 

  1. Программа Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г.
  2. Базовый учебник Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2010г.

Методическое пособие для ученика:

  1. Сиротин В.И. География материков и океанов, 7 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
  2. География материков и океанов, 7 класс.кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Интернет – ресурсы.

Для учащегося:

  1. 1. Базовый учебник Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2010г.

Методическое пособие для ученика:

2 Сиротин В.И. География материков и океанов, 7 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.

3 География материков и океанов, 7 класс.кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.