Рабочая программа по изобразительному искусству
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой зам.директора по УВР Педагогическим
группы учителей _____Байжигитова Г.Е. советом №____
Протокол №___ «__»____________201 г. От «__»________201 г.
«__»__________201 г.
Рабочая программа
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5, 6,7
Количество часов: 5кл: всего-35, в неделю -1
6кл: всего-35, в неделю -1
7кл: всего-35, в неделю -1
Учебник: «Изобразительное искусство»
под редакцией Б.М.Неменского
Москва «Просвещение», 2014
Программа разработана на основе
Федерального государственного
Образовательного стандарта
Основного общего образования,
Образовательной программы
МОБУ «Малиновской сош»,
программы «Изобразительное
искусство 5-9 классы»,
Москва «Просвещение»2019
Учитель изобразительного
искусства
МОБУ «Малиновская сош»
Красовская С.В.
Малиновка, 2019 год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство».
5 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
Метапредметные результаты
-Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов
Предметные результаты:
-восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
-активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
-художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
-понимание разницы между элитарным и массовым искусством;
-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности.
6 класс
Личностные результаты:
-осмысление и эмоционально –ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;
-освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
-воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
-овладение средствами художественного изображения;
-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценке
Метапредметные результаты:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека
Предметные результаты:
-понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры);
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.
7 класс
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценке
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека
-формирование способности к целостному художественному восприятию мира
Предметные результаты:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
-эмоционально- ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Содержание предмета «Изобразительное искусство».
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно - прикладные искусства
5 класс (35 ч)
Тема 5 класса посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения, и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Основные разделы программы:
«Древние корни народного искусства»-8ч.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
«Связь времен в народном искусстве»-8ч.
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
«Декор-человек, общество, время»- 12ч.
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
«Декоративное искусство в современном мире»- 7ч.
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
6 класс (35)
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха..
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)
7 класс 35 ч)
Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры (8 ч)
Тема. Основы композиции и в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм.
Тема. Прямые линии и организация пространства.
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Тема. Буква - строка - текст. Искусство шрифта.
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание
Художественный язык конструктивных искусств.(8 ч)
Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Тема. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Тема. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.
Тема. Форма и материал.
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Тема. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 ч)
Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.
Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера.
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).
Тема. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Художественно- творческое задание
Образ жизни и индивидуальное проектирование.(7 ч)
Тема. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Мечты и представления, учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Тема. Интерьер, который мы создаем. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Тема. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Тема. Встречают по одежке.
О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Тема. Автопортрет на каждый день.
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Тема. Моделируя себя - моделируешь мир
Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.
Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Выставка учащихся.
Календарно-тематическое планирование
уроков изобразительного искусства в 5 классе (35ч)
№п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание
|
|
план |
факт |
|||
|
|
|
Древние корни народного искусства ( 8 часов) |
|
1 |
|
|
Древние образы в народном искусстве |
С.12-19, №1 с.19 |
2 |
|
|
Декор русской избы |
С.20-28, №1 с.29 |
3 |
|
|
Внутренний мир русской избы |
С.30-34, №1 с.35 |
4 |
|
|
Конструкция, декор предметов народного быта и труда |
С.36-42 |
5 |
|
|
Конструкция, декор предметов народного быта и труда |
№1 с.43 |
6 |
|
|
Русская народная вышивка. |
С.44-48, №1 с.49 |
7 |
|
|
Народный праздничный костюм |
С.50-58, №1.с.59 |
8 |
|
|
Народные праздничные обряды |
С.60-62, №4 с.63 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Связь времен в народном искусстве. (8 часов). |
|
9 |
|
|
Древние образы в современных народных игрушках |
С.66-74, №3 с.75 |
10 |
|
|
Древние образы в современных народных игрушках |
№2 с.75 |
11 |
|
|
Искусство Гжели. |
С.76-80, №2 с.81 |
12 |
|
|
Городецкая роспись. |
С.82-84, з. с.85 |
13 |
|
|
Хохлома. |
С.92-94, №1 с.95 |
14 |
|
|
Жостово. |
Задания с.103 |
15 |
|
|
Щепа. |
№1 с.91 |
16 |
|
|
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
|
|
|
|
Декор – человек, общество, время. ( 12 часов). |
|
17 |
|
|
Зачем людям украшения? |
С.106-107 |
18 |
|
|
Зачем людям украшения? |
С.108-110 |
19 |
|
|
Декор и положение человека в обществе |
С.111-116, |
20 |
|
|
Декор и положение человека в обществе |
№1 с.117 |
21 |
|
|
Одежда говорит о человеке |
С.118-123 |
22 |
|
|
Одежда говорит о человеке |
С.124-127, №1 с.133 |
23 |
|
|
Одежда говорит о человеке |
С.128-131, №2 с.133 |
24 |
|
|
Одежда говорит о человеке |
С.132, №3 с.133 |
25 |
|
|
О чем рассказывают гербы и эмблемы |
С.134-138, №5 с.139 |
26 |
|
|
О чем рассказывают гербы и эмблемы |
№6 с.139 |
27 |
|
|
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
сообщение |
28 |
|
|
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
|
|
|
|
Декоративное искусство в современном мире (7 часов) |
|
29 |
|
|
Современное выставочное искусство. |
С.143-154 |
30 |
|
|
Современное выставочное искусство |
С.156-166 |
31 |
|
|
Ты сам- мастер. Декоративные игрушки. |
С.168-173 |
32 |
|
|
Лоскутная аппликация. |
С.174 |
33 |
|
|
Витраж. |
С.175-179 |
34 |
|
|
Нарядные декоративные вазы. |
|
35 |
|
|
Декоративные куклы. |
|
Календарно-тематическое планирование
уроков изобразительного искусства в 6 классе (35ч)
№п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание
|
|
план |
факт |
|||
|
|
|
Виды изобразительного искусства (8часов)
|
|
1 |
|
|
Изобразительное искусство в семье пространственных искусств. |
С.8-12 |
2 |
|
|
Художественные материалы |
№1 с.22 |
3 |
|
|
Рисунок- основа изобразительного творчества. |
№1 с.28 |
4 |
|
|
Линия и её выразительные возможности. |
С.30, №3 с.32 |
5 |
|
|
Пятно как средство выражения. Ритм пятен. |
С.34-36 |
6 |
|
|
Цвет. Основы цветоведения. |
С.38-41, №5 с.42 |
7 |
|
|
Цвет в произведениях живописи |
С.43-44, №2 с.47 |
8 |
|
|
Объёмные изображения в скульптуре. |
№3 с.51 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мир наших вещей. Натюрморт (8ч) |
|
9 |
|
|
Реальность и фантазия в творчестве художника. |
С.56 |
10 |
|
|
Натюрморт- изображение предметного мира. |
С.61 |
11 |
|
|
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. |
С.62, №4 с.63 |
12 |
|
|
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива |
С.67 №1, 2 с.67 |
13 |
|
|
Освещение. Свет и тень. |
№2 с.73 |
14 |
|
|
Натюрморт в графике. |
№2 с.77 |
15 |
|
|
Цвет в натюрморте. |
№4 с.85 |
16 |
|
|
Выразительные возможности натюрморта. |
№2 с.87 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вглядываясь в человека. Портрет. (10ч) |
|
17 |
|
|
Образ человека- главная тема искусства. |
С.90-98 |
18 |
|
|
Конструкция головы человека её пропорции. |
С.102-104 |
19 |
|
|
Изображение головы человека в пространстве. |
№2 с.106 |
20 |
|
|
Портрет в скульптуре. |
С.110 |
21 |
|
|
Графический портретный рисунок |
№1 с.114 |
22 |
|
|
Сатирические образы человека. |
№1 с.119 |
23 |
|
|
Образные возможности освещения в портрете |
№1 с.121 |
24 |
|
|
Роль цвета в портрете. |
№1 с.125 |
25 |
|
|
Великие портретисты прошлого. |
С.126-128 |
26 |
|
|
Портрет в изобразительном искусстве 20 века. |
№9,10 с.135 |
|
|
|
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9ч). |
|
27 |
|
|
Жанры в изобразительном искусстве. |
№5 с.141 |
28 |
|
|
Изображение пространства |
С.142-145 |
29 |
|
|
Правила построения перспективы |
№3 с.147 |
30 |
|
|
Пейзаж-большой мир.Пейзаж настроения. |
№2 с.151 |
31 |
|
|
Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. |
№1 с.155 |
32 |
|
|
Поэзия повседневности |
|
33 |
|
|
Историческая картина. |
|
34 |
|
|
Библейские темы в изобразительном искусстве. |
|
35 |
|
|
Выразительные возможности изобразительного искусства. |
№2 с.171 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
уроков изобразительного искусства в 7 классе (35ч)
№п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание
|
|
план |
факт |
|||
|
|
|
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. (8ч) |
|
1 |
|
|
Основы композиции в конструктивных искусствах. |
|
2 |
|
|
Прямые линии и организация пространства |
|
3 |
|
|
Цвет - элемент композиционного творчества. |
|
4 |
|
|
Свободные формы: линии и тоновые пятна. |
|
5 |
|
|
Буква – строка- текст. Искусство шрифта. |
|
6 |
|
|
Когда текст и изображение вместе. |
|
7 |
|
|
В бескрайнем мире книг и журналов. |
|
8 |
|
|
Многообразие форм полиграфического дизайна. |
|
|
|
|
Художественный язык конструктивных искусств. (8ч). |
|
9 |
|
|
Объект и пространство. |
|
10 |
|
|
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. |
|
11 |
|
|
Конструкция: часть и целое. |
|
12 |
|
|
Важнейшие архитектурные элементы здания. |
|
13 |
|
|
Красота и целесообразность. |
|
14 |
|
|
Красота и целесообразность |
|
15 |
|
|
Форма и материал. |
|
16 |
|
|
Цвет в архитектуре и дизайне. |
|
|
|
|
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. (12ч). |
|
17 |
|
|
Город сквозь времена и страны |
|
18 |
|
|
Образно – стилевой язык архитектуры прошлого |
|
19 |
|
|
Город сегодня и завтра |
|
20 |
|
|
Пути развития современной архитектуры и дизайна. |
|
21 |
|
|
Живое пространство города. |
|
22 |
|
|
Город микрорайон, улица. |
|
23 |
|
|
Городской дизайн |
|
24 |
|
|
Интерьер и вещь в доме. |
|
25 |
|
|
Интерьер и вещь в доме |
|
26 |
|
|
Природа и архитектура |
|
27 |
|
|
Природа и архитектура |
|
28 |
|
|
Ты –архитектор. |
|
|
|
|
Образ жизни и индивидуальное проектирование. (7 ч). |
|
29 |
|
|
Мой дом – мой образ жизни |
|
30 |
|
|
Интерьер, который мы создаем |
|
31 |
|
|
Пугало в огороде или…. |
|
32 |
|
|
Мода, культура и ты. |
|
33 |
|
|
Встречают по одежке. |
|
34 |
|
|
Автопортрет на каждый день. |
|
35 |
|
|
Моделируя себя – моделируешь мир. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|