МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой зам.директора по УВР Педагогическим
группы учителей _____Байжигитова Г.Е. советом №____
Протокол №___ «__»____________2019г. От «__»________2019г.
«__»__________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: География
Класс: 5
Количество часов: всего-35, в неделю -1
Учебник: « География» 5-6 класс под ред А.И. Алексеева « Полярная звезда»,2018г
Программа разработана на основе
Федерального государственного
Образовательного стандарта
Основного общего образования,
Образовательной программы
МОБУ «Малиновской сош»,
Сборника рабочих программ
« География 5-9», под ред А.И. Алексеева
МОБУ «Малиновская сош» Гришаева О. Я.
2019
Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе:
Формы организации учебной деятельности
Формы урочной деятельности: урок-практикум, урок-деловая игра, урок- соревнование, урок-общение, урок-конференция, интегрированный урок, традиционный комбинированный урок
Технологии обучения: технологии традиционного обучения, технологии дифференцированного обучения, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативные.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Исследовательская деятельность, проектная деятельность.
. Формы и виды контроля
Формы: проверочная работа, тест, контрольная работа. Виды: индивидуальный, групповой, фронтальный, входной, текущий, тематический, итоговый.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География». Достижение предметных результатов обеспечивается следующими линиями развития:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего
многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. В учебнике 5 класса дается материал о выдающихся путешественниках и ученых мира и нашей страны, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.
- Содержание программы
2.1. Содержание программы учебного курса в 5 классе
Введение. (1 час)
Зачем нам география и как мы будем ее изучать.
На какой Земле мы живём. ( 6 час.)
(Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Планета Земля. ( 5 час.)
Движения Земли и их следствия.
Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
План и карта. ( 11 час.)
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Литосфера – твердая оболочка Земли. (12 час.)
Земная кора. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф земли.
2.2 Учебно-тематический план
Перечень и название раздела и тем курса |
Кол-во часов |
Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать |
1 |
Раздел 1.На какой Земле мы живем. |
6 |
Раздел 2. Планета Земля |
5 |
Раздел 3.План и карта |
11 |
Раздел 4.Литосфера – твердая оболочка Земли |
12 |
Итого |
35 |
Тематическое планирование по географии 5 класс
Дата по плану |
Дата по факту |
Темы уроков |
Примечание |
||||||||||||||
|
|
Географические методы изучения окружающей среды
|
|
||||||||||||||
|
|
Развитие географических знаний о Земле |
|
||||||||||||||
|
|
Великие географические открытия
Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий». |
|
||||||||||||||
|
|
География сегодня
|
|
||||||||||||||
|
|
«Развитие географических знаний о Земле»
|
|
||||||||||||||
|
|
Мы во Вселенной
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Движение Земли
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Солнечный свет на Земле
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Ориентирование на местности. План местности |
|
|
|||||||||||||
|
|
Практическая работа №2 «Определение на местности азимута» |
|
|
|||||||||||||
|
|
Земная поверхность на плане и карте
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Практическая работа №3 «Определение масштаба и измерение расстояний» |
|
|
|||||||||||||
|
|
Земная поверхность на плане и карте
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Практическая работа №4 «Составление плана местности»
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Географическая карта
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Градусная сетка
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Географические координаты. Географическая широта
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Географические координаты. Географическая долгота
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Практическая работа №5 «Решение географических задач по теме «План и карта» |
|
|
|||||||||||||
|
|
Контрольная работа №1 «План и карта» |
|
|
|||||||||||||
|
|
Как люди заселяли Землю |
|
|
|||||||||||||
|
|
Расы и народы |
|
|
|||||||||||||
|
|
Практическая работа №6 «Сравнение стран мира по политической карте» |
|
|
|||||||||||||
|
|
Земная кора - верхняя часть литосферы.
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
|
|
|
||||||||||||
|
|
Практическая работа №7 «Определение горных пород и описание их свойств» |
|
|
|||||||||||||
|
|
Движения земной коры |
|
|
|||||||||||||
|
|
Движения земной коры
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Рельеф Земли. Равнины |
|
|
|||||||||||||
|
|
Рельеф Земли. Горы |
|
|
|||||||||||||
|
|
Контрольная работа №2 «Литосфера - твердая оболочка Земли»
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Человек и литосфера
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Итоговая контрольная работа
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Практическая работа №8 «Скульптурный портрет Земли»
|
|
|
|||||||||||||