Рабочая программа по русскому языку
- IV. Планируемые результаты
Личностные результаты |
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; |
Метапредметные результаты |
1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные результаты |
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; |
- V. Содержание учебного предмета
русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка в 5 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Язык и общение (2ч + 1[1]ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17 ч+ 3 ч)
- Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
- II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23ч + 7ч)
- Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
- Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
(12 ч + 3ч)
- Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
- Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
- Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
- Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
- Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
- Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
- Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
- Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
- Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
- Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (27ч + 6ч)
- Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
- Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (4ч.)
- VI. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
||
По плану |
По факту
|
|
|||
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 +1) |
|
||||
1. |
|
|
Язык и человек. |
§ 1, 2 |
|
2. |
|
|
Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. |
§3; прослушать информационное сообщение СМИ, подготовить его пересказ. |
|
3. |
|
|
Р. Р. Стили речи. |
§5 |
|
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 + 3) |
|||||
4. |
|
|
Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
§6 |
|
5. |
|
|
Орфограмма. |
§7 |
|
6. |
|
|
Орфограмма.Правописание проверяемых безударных гласных в корне. |
§8 |
|
7. |
|
|
Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
§9 |
|
8. |
|
|
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
§10 |
|
9. |
|
|
Буквы и, у, а после шипящих. |
§11 |
|
10. |
|
|
Разделительные ъ и ь. |
РТ: с.12 , упр.21 §12 |
|
11. |
|
|
Раздельное написание предлогов с другими словами. Контрольный словарный диктант. |
Тест1[2]: с. 8–9 §13
|
|
12.
|
|
|
Р. Р. Что мы знаем о тексте.
|
Упр.70 §14 |
|
13. |
|
|
Р.Р.Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) |
|
|
14. |
|
|
Части речи. Глагол.
|
§16, 15 |
|
15. |
|
|
-Тся и –ться в глаголах |
§17 |
|
16. |
|
|
Р. Р. Тема текста. |
§18 |
|
17.
18. |
|
|
Личные окончания глаголов. Не с глаголами.
Личные окончания глаголов. |
§19 |
|
19. |
|
|
Имя существительное. |
§20 |
|
20. |
|
|
Имя прилагательное. |
§21, упр. 109 |
|
21. |
|
|
Местоимение. |
§22 |
|
22. |
|
|
Основная мысль текста. |
§23 |
|
23. |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальной школе» |
|
|
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23+ 7) |
|||||
24. |
|
|
Работа над ошибками. Синтаксис и пунктуация. |
§24,25 |
|
25. |
|
|
Словосочетание. |
§26 |
|
26. |
|
|
Разбор словосочетаний. |
§27 |
|
27. |
|
|
Предложение. |
§28 |
|
28
|
|
|
Р.Р.Обучение написанию сжатого изложения по рассказу В. П. Катаева.
|
упр. 144 |
|
29 |
|
|
Р.Р.Написание сжатого изложения по рассказу В. П. Катаева. |
|
|
30 |
|
|
Виды предложений по цели высказывания. |
§29 |
|
31 |
|
|
Восклицательные предложения. |
§30 |
|
32 |
|
|
Р. Р. Сочинение на свободную тему. |
Упр.156 - 158 |
|
33 |
|
|
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
§31, 32 |
|
34 |
|
|
Сказуемое. |
§33 |
|
35. |
|
|
Тире между подлежащим и сказуемым. |
§34 |
|
36. |
|
|
Нераспространенные и распространенные предложения. |
§35 |
|
37. |
|
|
Второстепенные члены предложения. |
§36 |
|
38. |
|
|
Дополнение. |
§37 |
|
39. |
|
|
Определение. |
§38 |
|
40.
|
|
|
Обстоятельство. |
§39 |
|
41.
|
|
|
Предложения с однородными членами.
|
§40, 41 |
|
42. |
|
|
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
|
|
43. |
|
|
Р.р. Предложения с обращениями |
§42 |
|
44. |
|
|
Р.Р. Письмо. |
§43 |
|
45. |
|
|
Синтаксический разбор простого предложения. |
§44 |
|
46
47 |
|
|
Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».
Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». |
Упр. 229. |
|
48. |
|
|
Пунктуационный разбор простого предложения. |
§45 |
|
49. |
|
|
Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. |
§46 |
|
50. |
|
|
Прямая речь |
§48 |
|
51. |
|
|
Диалог. |
§49 |
|
52. |
|
|
Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». |
упр. 261 |
|
53 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». |
упр.64 |
|
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 + 3) |
|||||
54. |
|
|
Работа над ошибками. Фонетика. Гласные звуки. |
§50,51 |
|
55. |
|
|
Согласные звуки. |
§52 |
|
56. |
|
|
Изменение звуков в потоке речи. |
§53 |
|
57. |
|
|
Согласные твердые и мягкие. |
§54 |
|
58. |
|
|
Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). |
§55, упр.282, 283 |
|
59. |
|
|
Согласные звонкие и глухие. |
§56 |
|
60. |
|
|
Графика. Алфавит.
|
§57 |
|
61. |
|
|
Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. |
§59, упр.302
|
|
62. |
|
|
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. |
§60 |
|
63. |
|
|
Двойная роль букв е, ё, ю, я. |
§61 |
|
64. |
|
|
Орфоэпия. |
§62 |
|
65. |
|
|
Фонетический разбор слова. |
§63 |
|
66. |
|
|
Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». |
упр. 323 |
|
67. |
|
|
Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). |
упр. 323 |
|
68. |
|
|
Контрольная работа по теме «Фонетика» |
|
|
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 + 2ч.) |
|||||
69. |
|
|
Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. |
§64 |
|
70. |
|
|
Прямое и переносное значение слов. |
§66 |
|
71. |
|
|
Омонимы. |
§67 |
|
72. |
|
|
Синонимы. |
§68 |
|
73.
|
|
|
Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»).
|
Упр. 368 |
|
74. |
|
|
Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»).
|
|
|
75. |
|
|
Антонимы. |
§69 |
|
76. |
|
|
Повторение изученного по теме «Лексика». |
|
|
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 + 4) |
|||||
77. |
|
|
Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. |
§70 |
|
78. |
|
|
Окончание. Основа слова. |
§72 |
|
79. |
|
|
Корень слова. Контрольный словарный диктант. |
§74 |
|
80. |
|
|
Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. |
§75, упр. 402. |
|
81. |
|
|
Суффикс. |
§76 |
|
82. |
|
|
Приставка. |
§77 |
|
83. |
|
|
Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. |
Упр.420. |
|
84.
|
|
|
Чередование звуков.
|
§78,79 |
|
85. |
|
|
Беглые гласные. |
|
|
86. |
|
|
Варианты морфем. Морфемный разбор. |
§80, 81 |
|
87. |
|
|
Правописание гласных и согласных в приставках. |
§82 |
|
88.
|
|
|
Буквы З и С на конце приставок.
|
§83 |
|
89. |
|
|
Буквы З и С на конце приставок |
|
|
90. |
|
|
Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. |
§84 |
|
91. |
|
|
Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-. |
§85 |
|
92. |
|
|
Буквы О – Ё после шипящих в корне. |
§86 |
|
93. |
|
|
Буквы И – Ы после Ц. |
упр.117- 118 §87 |
|
94. |
|
|
Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». |
|
|
95. |
|
|
Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». |
|
|
96.
97. |
|
|
Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»).
Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»). |
упр.119 - 120 |
|
98. |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
Упр. 470. |
|
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. |
|||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17+ 4) |
|||||
99. |
|
|
Работа над ошибками. Имя существительное как часть речи. |
§88 |
|
100 |
|
|
Р. Р. Доказательства в рассуждении. |
§89 |
|
101 |
|
|
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
§90 |
|
102 |
|
|
Имена существительные собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант. |
§91 |
|
103 |
|
|
Род имен существительных. |
§92 |
|
104 |
|
|
Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. |
§93 |
|
105 |
|
|
Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). |
Упр. 513. |
|
106 |
|
|
Р.Р. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). |
|
|
107 |
|
|
Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. |
§94 |
|
108 |
|
|
Три склонения имен существительных. |
§95 |
|
109 |
|
|
Падежи имен существительных. |
§96 |
|
110 |
|
|
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
|
§97 |
|
111 |
|
|
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. |
|
|
112 |
|
|
Множественное число имен существительных. |
§98 |
|
113 |
|
|
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
|
§99 |
|
114 |
|
|
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. |
|
|
115 |
|
|
Морфологический разбор имени существительного. |
§100 |
|
116 |
|
|
Повторение изученного по теме «Имя существительное».
|
|
|
117 |
|
|
Повторение изученного по теме «Имя существительное». |
|
|
118 |
|
|
Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). |
Упр.563 |
|
119 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». |
|
|
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (10 +4) |
|||||
120 |
|
|
Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. |
§101 |
|
121 |
|
|
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. |
§102 |
|
122 |
|
|
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. |
|
|
123 |
|
|
Р. Р. Описание животного. |
§103, упр. 585 |
|
124 |
|
|
Прилагательные полные и краткие.
|
упр.132 §104 |
|
125 |
|
|
Прилагательные полные и краткие. |
|
|
126 |
|
|
Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»). |
Упр. 600. |
|
127 |
|
|
Р.Р.Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»). |
|
|
128 |
|
|
Морфологический разбор имени прилагательного. |
§105 |
|
129 |
|
|
Р. Р. Изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») |
|
|
130 |
|
|
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».
|
упр.133 – 134
|
|
131 |
|
|
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». |
|
|
132 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
|
|
|
133 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
ГЛАГОЛ (27 +6) |
|||||
134 |
|
|
Глагол как часть речи.
|
§106 |
|
135 |
|
|
Не с глаголами. |
§107 |
|
136 |
|
|
Р. Р. Рассказ. |
§108, упр.618, 619
|
|
137
|
|
|
Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант. |
§109 |
|
138 |
|
|
Правописание -ться и –тся в глаголах. |
упр.139 – 140 §110 |
|
139 |
|
|
Виды глагола.
|
§111 |
|
140
|
|
|
Виды глагола. |
|
|
141
|
|
|
Правописание букв е – и в корнях с чередованием.
|
упр.143 – 145 §112 |
|
142 |
|
|
Правописание букв е – и в корнях с чередованием. |
|
|
143 |
|
|
Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе). |
§113 |
|
144 |
|
|
Время глагола. |
§114 |
|
145
|
|
|
Прошедшее время глагола.
|
|
|
146 |
|
|
Прошедшее время глагола. |
§115 |
|
147 |
|
|
Настоящее время глагола.
|
§116 |
|
148 |
|
|
Настоящее время глагола. |
|
|
149 |
|
|
Будущее время глаголов.
|
§117 |
|
150 |
|
|
Будущее время глаголов.
|
|
|
151 |
|
|
Спряжение глаголов.
|
упр.135
|
|
152 |
|
|
Спряжение глаголов. |
|
|
153 |
|
|
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
|
упр.136 - 138 |
|
154 |
|
|
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
|
|
|
155 |
|
|
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
|
|
|
156 |
|
|
Морфологический разбор глагола. |
§120 |
|
157 |
|
|
Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).
|
Упр. 688. |
|
158 |
|
|
Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).
|
|
|
159 |
|
|
Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. |
РТ:с.72,упр.141 §121 |
|
160 |
|
|
Употребление времен. |
§122 |
|
161 |
|
|
Повторение изученного по теме «Глагол».
|
упр.146 тест28:с.70-73 |
|
162 |
|
|
Повторение изученного по теме «Глагол». |
|
|
163 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
|
|
|
164 |
|
|
Работа над ошибками. |
|
|
165 |
|
|
Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»).
|
Упр. 701.
|
|
166 |
|
|
Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»). |
|
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (4ч. ) |
|||||
167 |
|
|
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. |
§123 |
|
168 |
|
|
Итоговое тестирование. |
|
|
169 |
|
|
Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. |
РТ: с. 77 - 78, упр.147 – 148 Тест30:с.78-83 §126 |
|
170 |
|
|
Знаки препинания в простом и сложном предложении. |
|
|