Рабочая программа по технологии 5 класс
В Учебном плане МОБУ «Малиновская сош» на изучение учебного предмета технология отводится в 5 классе – 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год. На территории школы имеется пришкольный участок, на котором выращиваются овощи. Поэтому в тематическое планирование внесены изменения: в 5 кл добавлены 4 часа по разделу «Растениеводство». Кроме того, на базе МОБУ «Малиновская сош» открылся Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», в котором имеется оборудование, необходимое для достижения обучающимися определенных планируемых результатов на уроках технологии. Это означает, что часть уроков по предмету «Технология» будет проводиться с использованием оборудования центра. В связи с рекомендациями ИРООО в тематическое планирование внесены занятия по учебному курсу «Промышленный дизайн»: в 5 кл кейс «Объект из будущего».
Планируемые результаты изучения технологии в 5 классе
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы учащимися 5 класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;
- умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
в познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
- распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
- стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса;
- подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
- соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
- контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;
в эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта;
- публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;
- разработка вариантов рекламных образцов.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
- подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчёт себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия;
- художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом элементов научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт.
В коммуникативной сфере:
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- выбор знаквых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление докментации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов, лейблов;
- потребительская оценка зрительного яда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Тема |
Планируемые предметные результаты |
||
Технология домашнего хозяйства |
Научатся: эргономическим, санитарно-гигиеническим, эстетическим требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК. Получат возможность научиться: Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Научатся находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучат принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника. |
||
Кулинария |
Научатся: навыкам личной гигиены. Научатся организовывать рабочее место, определять набор безопасных моющих и чистящих средств для мытья посуды, безопасным приёмам работы с кухонным оборудованием, горячей посудой, жидкостью, оказывать первую помощь при порезах и ожогах, находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Научатся составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион. - Познакомятся с профессией пекаря. Научатся приготовлять и оформлять бутерброды; определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах; подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Научатся приготовлять горячие напитки (чай, кофе, какао); проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Получат возможность научиться: читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Научатся определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы; готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу; определять консистенцию блюда; готовить гарнир из бобовых и макаронных изделий; находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. - Научатся определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду, выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов, фигурную нарезку овощей, осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей, читать технологическую документацию, соблюдать последователь ность приготовления блюд по технологической карте, готовить салат из сырых овощей или фруктов. - Освоят безопасные приёмы тепловой обработки овощей, научатся готовить гарниры и блюда из варёных овощей, осуществлять органолептическую оценку готовых блюд, находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. - Научатся определять свежесть яиц с помощью подсоленной воды, готовить блюда из яиц, находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам; подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку; овладеют навыками эстетического оформления стола; научатся складывать салфетки. |
||
Создание изделий из текстильных материалов |
Научатся: значению понятия «технология». Научатся исследовать свойства волокон растительного происхождения, изучать характеристики различных видов волокон. - Научатся составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения, исследовать свойства х/б и льняных тканей, изучать характеристики различных видов материалов: тканей, ниток, тесьмы; определять направление долевой нити в ткани, исследовать свойства нитей основы и утка; определять лицевую и изнаночную стороны ткани; определять виды ткацких переплетений в ткани; изучать свойства тканей. Познакомятся с профессиями оператора прядильного производства, ткача. - Знакомятся с терминологией ручных работ, узнают значения терминов «стежок», «строчка», «шов». Познакомятся с инструментами и приспособлениями для ручных работ. - Знакомятся с терминологией ручных работ, узнают значения терминов «стежок», «строчка», «шов». Познакомятся с инструментами и приспособлениями для ручных работ. Познакомятся с основными ручными операциями при пошиве изделий. Научатся выполнять прямой, косой и петельный стежки. - Научатся изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок; заметывание; сметывание. - Познакомятся с устройством бытовой швейной машины с электрическим приводом. Находить и предъявлять информацию об истории швейной машины. Овладеют безопасными приемами труда. - Узнают основные операции при машинной обработке изделия. Познакомятся с классификацией машинных швов. - Научатся подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нить на шпульку, заправлять нижнюю и верхнюю нити, выводить нижнюю нить наверх; выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка; выполнять закрепки в начале и конце строчек с использованием клавиши шитья назад. - Научатся различать виды машинных швов, изготовлять образцы машинных швов. - Научатся снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений - Научатся рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий, строить чертеж швейного изделия в М 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Познакомятся с профессией закройщик. Получат возможность научиться: подготавливать выкройку изделия к раскрою, разрабатывать модели фартука, рассчитывать количество ткани на изделие, копировать готовую выкройку. - Научатся определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание, замётывание. - Научатся составлять последовательность изготовления простейших швейных изделий (фартука), обрабатывать карман и соединять его с нижней частью фартука, обрабатывать нижний и боковые срезы фартука, обрабатывать верхний срез фартука, обрабатывать пояс, обрабатывать верхний срез фартука притачным поясом. |
||
Художественные ремесла |
Научатся: работам мастеров декоративно-прикладного искусства родного края, основами композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. - Научатся анализировать особенности декоративно-прикладного искусства; находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину народов России; составлять орнамент, зарисовывать природные мотивы. Получат возможность научиться: различным видам техники лоскутного шитья. Научатся разрабатывать узор для лоскутного шитья; изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги; подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. - Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья. |
||
Технологии творческой и опытнической деятельности |
Научатся: оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. - Познакомятся с примерами творческих проектов пятиклассников, научатся определять цели и задачи проектной деятельности. - Изучат этапы выполнения проекта. Научатся выполнять проекты по разделам «Технологии жилого дома», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла». - Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. - Научатся составлять доклад для защиты творческого проекта. - Научатся защищать творческий проект |
||
«Технологии обработки конструкционных материалов» |
Научатся: находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии; читать несложные технические рисунки и эскизы; выполнять простейшие технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов; Получат возможность научиться: грамотно пользоваться графической документацией И технико- технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов; выполнять технологические операции создания или ремонта материальных объектов. |
||
|
|
||
Содержание предмета «Технология"
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Интерьер жилого дома
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приема пищи (зона столовой). Варианты планировки кухни: линейная, параллельная, угловая, П-образная. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Проектирование кухни на компьютере.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне. Проектирование кухни на компьютере.
Раздел «Электротехника»
Бытовые электроприборы
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ).
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение принципа действия и правил эксплуатации бытового холодильника и микроволновой печи.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Рабочее место обучающегося. Столярный или универсальный верстак. Ручные инструменты и приспособления. Планирование создания изделий.
Технологический процесс, технологические операции. Понятия «заготовка», «деталь», «изделие». Технологическая и маршрутная карты.
Графическое изображение изделия: технический рисунок, эскиз, чертеж.
Разметка плоского изделия на заготовке. Разметочные и измерительные инструменты, шаблон. Применение компьютера для разработки графической документации.
Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы.
Конструкционные древесные материалы.
Основные технологические операции и приемы ручной обработки древесины и древесных материалов; особенности их выполнения: пиление, строгание, сверление.
Сборка деталей изделия: гвоздями, шурупами, склеиванием. Зачистка и лакирование деревянных поверхностей. Правила безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы. Организация рабочего места.
Чтение графического изображения изделия. Разметка плоского изделия.
Определение пород древесины. Характеристика пиломатериалов и древесных материалов.
Выполнение рациональных и безопасных приемов работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении.
Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием.
Использование ручных инструментов и приспособлений с соблюдением правил безопасной работы
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Рабочее место для ручной обработки металлов и искусственных материалов (пластмасс). Тонкие металлические листы, проволока и искусственные конструкционные материалы.
Основные технологические операции и приемы ручной обработки металлов (правка, резание, зачистка, гибка) и искусственных материалов.
Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклепками.
Правила безопасной работы.
Лабораторно-практические и практические работы. Оборудование рабочего места для изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.
Ознакомление с тонкими металлическими проволокой и искусственными материалами. Планирование слесарных работ. Разметка деталей из тонких металлических листов, проволоки, искусственных материалов.
Правка, резание, зачистка и гибка металлического листа и проволоки с соблюдением правил безопасного труда.
Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклепками
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты и оснастка. Приемы работы на сверлильном станке. Крепление заготовок.
Правила безопасной работы на сверлильном станке.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение устройства и работы сверлильного станка. Ознакомление с машинными тисками и способами крепления заготовок. Отработка приемов сверления на сверлильном станке.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание контуров фигур лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места, приемы выполнения работ. Правила безопасной работы лобзиком.
Выжигание. Электровыжигатель, его устройство и принцип работы. Материалы и инструменты. Нанесение рисунка. Организация рабочего места.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Швейная машина
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приемы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторно-практические и практические работы. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.
Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.
Упражнение в выполнении закрепок.
Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учетом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мелом, прямыми стежками.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания – ручное обметывание; временное соединение деталей – сметывание; временное закрепление подогнутого края – заметывание (с открытым и закрытым срезами).
Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания – машинной обметывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей – стачивание; постоянное закрепление подогнутого края – застрачивание (с открытым и закрытым срезами).
Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, заутюживание, разутюживание. Правила безопасной работы утюгом.
Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым обметанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука, юбки, шорт. Обработка кулиски для мягкого пояса (в фартуке), резинки (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практические и практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Художественные ремесла
Теоретические сведения.Лоскутное шитье. История возникновения.Материалы и оборудование для лоскутного шитья. Подготовка ткани и ниток. Техники традиционная, квадраты, полоска.
Лабораторно-практические и практические работы. Создание схемы лоскутного шитья. Выполнение образцов пришивания лоскутков.
Раздел «Кулинария»
Санитария и гигиена на кухне
Теоретические сведения. Понятия «санитария» и «гигиена». Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при приготовлении пищи.
Правила безопасной работы при пользовании электрическими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при работе с ножом, кипящими жидкостями и приспособлениями.
Профессия повар.
Здоровое питание
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.
Бутерброды и горячие напитки
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Технология заваривания, подача чая. Виды кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе.
Практические работы. Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе ножом и с горячей жидкостью.
Блюда из овощей и фруктов
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, клетчатки, воды. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Правила измельчения овощей, наиболее распространенные виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов).
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание) преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и вареных овощей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление блюд из сырых и вареных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
. Блюда из яиц
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в мешочек», вкрутую. Приспособления для взбивания. Подача вареных яиц. Технология приготовления омлета. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Салфеточный этикет.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический (основной) этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Аналитический (заключительный) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
«Варианты творческих проектов»: «Планирование кухни», «Моя комната», «Интерьер гостиной», «Подставка под горячее», «Кухонная доска», «Набор столовых салфеток», «Фартук для кулинарных работ», «Наряд для завтрака на траве», «Приготовление завтрака для всей семьи» и др.
Раздел «Технологии растениеводства»
Технологии растениеводства
Основные теоретические сведения.
Понятие предмета «Технология» как учебная дисциплина и как наука.
Многообразие сельскохозяйственных растений региона.
Понятие о сорте..
Практические работы Сбор и хранение овощей с пришкольного участка. Отбор семенного материала.
Подготовка семян к посеву. Посадка овощей на пришкольном участке.
Точка роста
Кейс «Объект из будущего»
Знакомство с методикой генерирования идей с помощью карты ассоциаций. Применение методики на практике. Генерирование оригинальной идеи проекта.
Формирование команд. Построение карты ассоциаций на основе социального и технологического прогнозов будущего. Формирование идей на базе многоуровневых ассоциаций. Проверка идей с помощью сценариев развития и «линз» (экономической, технологической, социально-политической и экологической). Презентация идеи продукта группой.
Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие перспективы, построение простых геометрических тел. Фиксация идеи проекта в технике скетчинга. Презентация идеи продукта группой.
Создание макета из бумаги, картона и ненужных предметов. Упаковка объекта, имитация готового к продаже товара. Презентация проектов по группам.
Изучение основ скетчинга: понятие света и тени; техника передачи объёма. Создание подробного эскиза проектной разработки в технике скетчинга.
Тематическое планирование по технологии
в 5 классе на 2019-2020 учебный год (68 ч)
№ раздела |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
«Технологии растениеводства». Осенние работы |
2 |
2 |
«Технологии домашнего хозяйства» |
1 |
3 |
«Электротехника» |
1 |
4 |
«Кулинария» |
7 |
5 |
«Технология обработки конструкционных материалов» |
11 |
6 |
«Технологии творческой и опытнической деятельности» |
10 |
7 |
«Художественные ремёсла» |
3 |
8 |
Кейс «Объект из будущего» |
12 |
9 |
«Создание изделий из текстильных материалов» |
18 |
10 |
«Технологии растениеводства |
2 |
11 |
Итоговая проверочная работа |
1 |
Всего 68 ч
Календарно-тематическое планирование в 5 кл по технологии на 2019-2020 учебный год
№п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание Домашняя работа |
|
план |
факт |
|||
Раздел «Технологии растениеводства». Осенние работы (2 ч) |
||||
1 |
Вводный урок. Технология как учебная дисциплина и как наука. Основы аграрной технологии. Многообразие сельскохозяйственных растений. |
Сообщения о с.х растениях Омской обл |
||
2 |
Овощи пришкольного участка. Сбор и хранение овощей с пришкольного участка. Отбор семенного материала |
Сообщение о растениях своего огорода |
||
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (1 ч) |
||||
3 |
Интерьер и планировка кухни. |
П.3 |
||
Раздел «Электротехника» (1 ч) |
||||
4 |
Бытовые электроприборы. |
П.4 |
||
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4ч) |
||||
5 |
Что такое творческие проекты.. |
Вопросы с.6 |
||
6 |
Этапы выполнения проекта. |
Вопросы с.9 |
||
7 |
Проект «Планирование кухни-столовой» |
С.21-24 |
||
8 |
Проект «Планирование кухни-столовой» |
|||
Раздел «Кулинария» - 7 ч. |
||||
9 |
Санитария и гигиена на кухне |
С.164 №1 |
||
10 |
Здоровое питание |
С.164-167, с.167 №1,2 |
||
11 |
Бутерброды и горячие напитки |
С.168-170, с.174№1,2 |
||
12 |
Блюда из овощей и фруктов |
С.175-178, №1 с.179 |
||
13 |
Тепловая кулинарная обработка овощей |
С.179-181, №2 с.183 |
||
14 |
Блюда из яиц |
С.183-186 |
||
15 |
Приготовление завтрака. Сервировка стола. |
С.188-191, задание с.192 |
||
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч) |
П.33 |
|||
16 |
Проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». |
|||
17 |
Проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». |
|||
Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» (11 ч ) |
||||
18 |
Оборудование рабочего места учащегося, ТБ Планирование создания изделия из древесины. |
|||
19 |
Графическое изображение изделия |
|||
20 |
Разметка изделия на заготовке |
|||
21 |
Древесина и древесные материалы для изготовления изделий |
|||
22 |
Пиление древесины, ТБ |
|||
23 |
Строгание древесины, ТБ |
|||
24 |
Сверление древесины, ТБ |
|||
25 |
Соединение деталей из древесины |
|||
26 |
Отделка изделий из древесины. |
|||
27 |
Оборудование рабочего места учащегося, ТБ. Планирование создания изделия из металлов и пластмасс. |
|||
28 |
Операции и приемы обработки металлов и пластмасс. |
|||
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч) |
||||
29 |
Проект «Подставка под горячее» |
|||
30 |
Проект «Подставка под горячее» |
|||
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (18 ч) |
||||
31 |
Технология изготовления ткани |
|||
32 |
Текстильные материалы и их свойства |
|||
33 |
Конструирование швейных изделий |
|||
34 |
Конструирование швейных изделий |
|||
35 |
Раскрой швейного изделия. ТБ |
|||
36 |
Раскрой швейного изделия. ТБ |
|||
37 |
Ручные швейные работы. ТБ. |
|||
38 |
Швейная машина |
|||
39 |
Швейная машина |
|||
40 |
Основные операции при машинной обработке изделия |
|||
41 |
Машинные швы. ТБ. |
|||
42 |
Влажно-тепловая обработка ткани. ТБ |
|||
43 |
Обработка нижней части фартука. ТБ |
|||
44 |
Изготовление и оформление карманов. ТБ |
|||
45 |
Изготовление и оформление карманов. ТБ |
|||
46 |
Соединение карманов с нижней частью фартука. Обработка пояса.ТБ |
|||
47 |
Влажно-тепловая отделка изделия. ТБ |
|||
48 |
Отделка швейных изделий вышивкой |
|||
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч) |
||||
49 |
Проект «Фартук для кулинарных работ» |
|||
50 |
Проект «Фартук для кулинарных работ» |
|||
Раздел «Художественные ремёсла» (3 ч) |
||||
51 |
Лоскутное шитьё. Разновидности лоскутного шитья. Подбор тканей по фактуре. |
|||
52 |
Лоскутное шитьё. Изготовление эскиза изделия. |
|||
53 |
Изготовление деталей в соответствии с эскизом. |
|||
Кейс «Объект из будущего» (12 ч) |
||||
54 |
Введение. Методики формирования идей |
|||
55 |
Методики формирования идей |
|||
56 |
Методики формирования идей |
|||
57 |
Урок рисования (перспектива, линия, штриховка) |
|||
58 |
Урок рисования (перспектива, линия, штриховка) |
|||
59 |
Создание прототипа объекта промышленного дизайна |
|||
60 |
Создание прототипа объекта промышленного дизайна |
|||
61 |
Создание прототипа объекта промышленного дизайна |
|||
62 |
Создание прототипа объекта промышленного дизайна |
|||
63 |
Урок рисования (способы передачи объёма, светотень) |
|||
64 |
Урок рисования (способы передачи объёма, светотень) |
|||
65 |
Презентация результатов |
|||
66 |
Итоговая проверочная работа за 5 кл |
|||
Раздел «Технологии растениеводства». Весенние работы (2 ч) |
||||
67 |
Понятие о сорте. Весенние работы на пришкольном участке. ТБ. |
|||
68 |
Подготовка семян к посеву. Посадка овощей на пришкольном участке |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п |
вид средства обучения |
наименование средства обучения / учебного пособия |
1 |
Книгопечатная продукция |
Для учителя: 1. Рабочая программа по технологии 5 класс. В. Д .Симоненко . Волгоград, 2015г. 2.Технология: программа : 5-8(9) классы. Н.В.Синица. –М.: Вентана-Граф, 2015г. 3.Технология. Технологии ведения дома:5 класс: методическое пособие. Н.В.Синица. –М. : Вентана-Граф, 2014г. 4. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс: методическое пособие. Н.В.Синица. –М. : Вентана-Граф, 2014г. 5. Для учащихся: 1.Технология. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (вариант для неделимых классов). Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва: Вентана – Граф, 2014г. |
2 |
Интернет-ресурсы |
|
3 |
Натуральные объекты |
Коллекции промышленных образцов ткан Коллекции шелк. Коллекция лен. |
4 |
Оборудование кабинета (мастерской) |
- швейные машины – 2шт., -утюг – 1 шт., -утюжильная доска – 1шт, -электрическая плита - 1, - инструменты: ножницы, линейки, напёрстки, иглы швейные и машинные, сантиметровые ленты, портновские булавки, вязальные крючки; -лопаты, грабли, лейки. -тарелки, ножи, разделочные доски, кастрюли, чашки. Парты ученические – 7 шт. Стулья ученические- 14 шт. Стол учительский – 1 шт. |
5 |
Оборудование Центра «Точка роста» |
Лобзик ручной Лобзик электрический Ножи канцелярские Шуруповерт Штангенциркуль Набор бит Набор сверл Клеевой пистолет Машинка шлифовальная |