Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Планируемые результаты
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
- о мировых религиях;
- об основателях религий мира,
- о священных книгах религий мира;
- о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
- об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
- названия мировых религий,
- имена основателей религий мира,
- названия основных праздников религий мира,
- особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
- воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
- работать с различными источниками информации;
- осуществлять творческую деятельность;
- овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание программы
Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
(1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.
Раздел 2. Основы религиозных культур (28 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру. Культура и религия
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.
Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества |
1 |
2 |
Основы религиозных культур
|
28 |
3 |
Духовные традиции многонационального народа России |
5 |
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур» Учебник А.Л.Беглов, Е.В.Саплина 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п |
Дата |
Тема |
Примечание |
|
По плану |
По факту |
|||
1 |
|
|
Россия- наша Родина |
|
2 |
|
|
Культура и религия |
|
3 |
|
|
Культура и религия |
|
4 |
|
|
Возникновение религий. Древнейшие верования |
|
5 |
|
|
Возникновение религий. Древнейшие верования |
|
6 |
|
|
Священные книги религий |
|
7 |
|
|
Священные книги религий |
|
8 |
|
|
Хранители предания в религиях мира |
|
9 |
|
|
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния |
|
10 |
|
|
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния |
|
11 |
|
|
Человек в религиозных традициях мира |
|
12 |
|
|
Священное оружие |
|
13 |
|
|
Священное оружие |
|
14 |
|
|
Искусство в религиозной культуре |
|
15 |
|
|
Искусство в религиозной культуре |
|
16 |
|
|
Творческие работы учащихся |
|
17 |
|
|
Творческие работы учащихся |
|
18 |
|
|
История религий в России |
|
19 |
|
|
История религий в России |
|
20 |
|
|
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды |
|
21 |
|
|
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды |
|
22 |
|
|
Паломничества и святыни |
|
23 |
|
|
Праздники и календари |
|
24 |
|
|
Праздники и календари |
|
25 |
|
|
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира |
|
26 |
|
|
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира |
|
27 |
|
|
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь |
|
28 |
|
|
Семья |
|
29 |
|
|
Долг, свобода, ответственность, труд |
|
30 |
|
|
Любовь и уважение к Отечеству |
|
31 |
|
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
|
32 |
|
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
|
33 |
|
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
|
34 |
|
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
|
Материально-техническое обеспечение
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных организаций 4-5 классы. Москва «Просвещение»2013
- Учебник. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина и др. Москва «Просвещение», 2014г.