Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации в школе;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и искового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определять общую цель и пути её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведения;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных , учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картины художников, иллюстрации, личного опыта.
Содержание учебного предмета
Тема |
Количество часов |
Содержание |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
Летописи, былины, жития. |
7 |
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда». Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись- источник исторических фактов. |
Чудесный мир классики |
16 |
П.Ершов «Конек-горбунок». А.С.Пушкин стихотворения. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб». Л,Н.Толстой «Детство». А.П.Чехов «Мальчики» |
Поэтическая тетрадь |
8 |
Ф.Тютчев «Еще земли печален вид…». «Как неожиданно и ярко». А.Фет «Весенний дождь». «Бабочка». А.Плещеев «Дети и птичка». И.Никитин «В синем небе плывут над полями». Н.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки». И.Бунин «Листопад». |
Литературные сказки |
12 |
В.Одоевский «Городок в табакерке». В.Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.Бажов «Серебряное копытце». С.Аксаков «Аленький цветочек» |
Делу время-потехе час |
9 |
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». |
Страна детства |
7 |
Б.Житков «Как я ловил человечков». К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.Зощенко «Ёлка». |
Поэтическая тетрадь |
5 |
В.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.Есенин «Бабушкины сказки». М.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». |
Природа и мы |
9 |
Д.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.Куприн «Барбос и Жулька». М.Пришвин «Выскочка». Е.Чарушин « Кабан». В.Астафьев «Стрижонок Скрип» |
Поэтическая тетрадь |
4 |
Б.Пастернак «Золотая осень». Д.Кедрин «Бабье лето».Н.Рубцов «Сентябрь». С.Есенин «Лебедушка». |
Родина |
8 |
И.Никитин «Русь». С.Дрожжин «Родине». А.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Проект «Они защищали Родину» |
Страна Фантазия |
6 |
Е.Велтистов «Приключения Электроника». Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
Зарубежная литература |
10 |
Дж.Свит «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сельма Лагерлёф «В Назарете». Святое писание. Иисус и Иуда. |
Итого |
132 |
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
2 |
Летописи, былины, жития |
7 |
3 |
Чудесный мир классики |
16 |
4 |
Поэтическая тетрадь |
8 |
5 |
Литературные сказки |
12 |
6 |
Делу время-потехе час |
9 |
7 |
Страна детства |
7 |
8 |
Поэтическая тетрадь |
5 |
9 |
Природа и мы |
9 |
10 |
Поэтическая тетрадь |
4 |
11 |
Родина |
8 |
12 |
Страна Фантазия |
6 |
13 |
Зарубежная литература |
10 |
Календарно-тематическое планирование Литературное чтение в 4 классе.
Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, 3 часа в неделю, 102 часа в год
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
||||
по факту |
по плану |
||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1час) |
|||||||
1 |
Знакомство с учебником по литературному чтению. |
||||||
Летописи, былины, жития (7ч.) |
|||||||
2 |
Знакомство с разделом «Летописи, былины, жития». Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» |
||||||
3 |
Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». |
||||||
4 |
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» |
||||||
5 |
Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой «Три поездочки Ильи Муромца» |
||||||
6 |
Житие Сергия Радонежского. |
||||||
7 |
Проект «Создание календаря исторических событий. |
||||||
8 |
|
Оценка достижений. |
|||||
Чудесный мир классики (16 часов) |
|||||||
9 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. |
||||||
10 |
П.П.Ершов «Конек-Горбунок» |
||||||
11 |
|
|
П.П.Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. |
|
|||
12 |
П.П.Ершов «Конек-горбунок». Характеристика героев. |
||||||
13 |
А.С.Пушкин «Няне». |
||||||
14 |
А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора!Очей очарованье!..» |
||||||
15 |
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
||||||
16 |
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. |
||||||
17 |
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. |
||||||
18 |
М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». |
||||||
19 |
М.Ю.Лермонтов «Ашик Кериб» |
||||||
20 |
М.Ю.Лермонтов «Ашик Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. |
||||||
21 |
Л.Н.Толстой «Детство». |
||||||
22 |
Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» |
||||||
23 |
А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа-герои своего времени. |
||||||
24 |
Оценка достижений. |
||||||
Поэтическая тетрадь (8 часов) |
|||||||
25 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
26 |
Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко..» |
||||||
27 |
А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка» |
||||||
28 |
Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» |
||||||
29 |
А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. |
||||||
30 |
И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями …» |
||||||
31 |
Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки..» |
||||||
32 |
И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина. Оценка достижений. |
||||||
Литературные сказки (12 часа) |
|||||||
33 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» |
||||||
34 |
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. |
||||||
35 |
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. |
||||||
36 |
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. |
||||||
37 |
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. |
||||||
38 |
П.П.Бажов «Серябряное копытце». |
||||||
39 |
П.П.Бажов «Серябряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. |
||||||
40 |
П.П.Бажов «Серябряное копытце». Герои художественного произведения. |
||||||
41 |
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. |
||||||
42 |
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. |
||||||
43 |
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. |
||||||
44 |
Оценка достижений. |
||||||
Делу время-потехе час (9 часов) |
|||||||
45 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». |
||||||
46 |
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. |
||||||
47 |
В.Ю.Драгунский «Главные реки» |
||||||
48 |
В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка» |
||||||
49 |
В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев. |
||||||
50 |
Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского. |
||||||
51 |
В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. |
||||||
52 |
В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения. |
||||||
53 |
Оценка достижений |
||||||
Страна детства (7 часов) |
|||||||
54 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Б.С.Житков «Как я ловил человечков» |
||||||
55 |
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения. |
||||||
56 |
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
||||||
57 |
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. |
||||||
58 |
М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения. |
||||||
59 |
М.М.Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ |
||||||
60 |
Оценка достижений. |
||||||
Поэтическая тетрадь (5 часов) |
|||||||
61 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». |
||||||
62 |
С.А.Есенин «Бабушкины сказки». |
||||||
63 |
М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». |
||||||
64 |
Тема детства в произведениях М.И.Цветаевой. |
||||||
65 |
Оценка достижений. |
||||||
Природа и мы (9часов) |
|||||||
66 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
||||||
67 |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. |
||||||
68 |
А.И.Куприн «Барбос и Жулька». |
||||||
69 |
А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения |
||||||
70 |
М.М.Пришвин «Выскочка». |
||||||
71 |
М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. |
||||||
72 |
Е.И.Чарушин «Кабан». |
||||||
73 |
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. |
||||||
74 |
Оценка достижений. |
||||||
Поэтическая тетрадь (4 часа) |
|||||||
75 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». |
||||||
76 |
Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.С.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях. |
||||||
77 |
Н.М.Рубцов «Сентябрь». |
||||||
78 |
С.А.Есенин «Лебёдушка». Оценка достижений. |
||||||
Родина (8 часов) |
|||||||
79 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. |
||||||
80 |
И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. |
||||||
81 |
И.С.Никитин «Русь». Ритм стихотворения. |
||||||
82 |
С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемуму. |
||||||
83 |
А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» |
||||||
84 |
А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Авторское отношение к изображаемуму. |
||||||
85 |
Проект «Они защищали Родину» |
||||||
86 |
Оценка достижений. |
||||||
Страна Фантазия (6 часов) |
|||||||
87 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. |
||||||
88 |
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» |
||||||
89 |
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. |
||||||
90 |
К.Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. |
||||||
91 |
К.Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказа фантастического жанра. |
||||||
92 |
Оценка достижений. |
||||||
Зарубежная литература (10 часов) |
|||||||
93 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» |
||||||
94 |
Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особенное развитие сюжета в зарубежной литературе. |
||||||
95 |
Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. |
||||||
96 |
Г.Х.Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. |
||||||
97 |
Г.Х.Андерсен «Русалочка». Рассказ о русалочке. |
||||||
98 |
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. |
||||||
99 |
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. |
||||||
100 |
Сельма Лагерлёф. «В Назарете» |
||||||
101 |
Святое писание. Иисус и Иуда. |
||||||
102 |
Оценка достижений. |
||||||
Методическое обеспечение образовательного процесса
- Примерные рабочие программы «Литература». 1-4 классов. Предметные линии учебников системы «Школа России» авторов Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. М «Просвещение» 2019
- Учебник. Литературное чтение. Часть 1. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. 4 класс. Москва «Просвещение» 2019
Часть 2. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. 4 класс. Москва «Просвещение» 2019
- Поурочные разработки. С.В.Кутявина. К УМК Л.Ф,Климановой и др.( «Школа России») Москва «ВАКО» 2015
- Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/.