Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Образование

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Опубликовано в 4 класс

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие эстетических, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации в школе;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и искового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определять общую цель и пути  её достижения, осмысливать собственное  поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать  их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведения;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных , учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картины художников, иллюстрации, личного опыта.

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

            Тема

Количество часов

                                             Содержание

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система  условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Летописи, былины, жития.

7

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда». Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись- источник исторических фактов.

Чудесный мир классики

16

П.Ершов «Конек-горбунок».  А.С.Пушкин стихотворения. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб». Л,Н.Толстой «Детство». А.П.Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь

8

Ф.Тютчев «Еще земли печален вид…». «Как неожиданно и ярко». А.Фет «Весенний дождь». «Бабочка». А.Плещеев «Дети и птичка». И.Никитин «В синем небе плывут над полями». Н.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки». И.Бунин «Листопад».

Литературные сказки

12

 В.Одоевский «Городок в табакерке». В.Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.Бажов «Серебряное копытце». С.Аксаков «Аленький цветочек»

Делу время-потехе час

9

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Страна детства

7

Б.Житков «Как я ловил человечков». К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.Зощенко «Ёлка».

Поэтическая тетрадь

5

В.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.Есенин «Бабушкины сказки». М.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства».

Природа и мы

9

Д.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.Куприн «Барбос и Жулька». М.Пришвин «Выскочка». Е.Чарушин « Кабан». В.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Поэтическая тетрадь

4

Б.Пастернак «Золотая осень». Д.Кедрин «Бабье лето».Н.Рубцов «Сентябрь». С.Есенин «Лебедушка».

Родина

     8

И.Никитин «Русь». С.Дрожжин «Родине». А.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Проект «Они защищали Родину»

Страна Фантазия 

6

Е.Велтистов «Приключения Электроника». Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Зарубежная литература

   10

Дж.Свит «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сельма Лагерлёф «В Назарете». Святое писание. Иисус и Иуда.

Итого

132

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Летописи, былины, жития 

7

3

Чудесный мир классики

16

4

Поэтическая тетрадь

8

5

Литературные сказки

12

6

Делу время-потехе час

9

7

Страна детства

7

8

Поэтическая тетрадь

5

9

Природа и мы

9

10

Поэтическая тетрадь

4

11

Родина

8

12

Страна Фантазия

6

13

Зарубежная литература

10

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  Литературное чтение в 4 классе.

Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова,  3 часа в неделю, 102  часа в год

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

 

по факту

по плану

 

Вводный урок по курсу литературного чтения (1час)

 

1

   

Знакомство с учебником по литературному чтению.

   

Летописи, былины, жития  (7ч.)

 

2

   

Знакомство с разделом «Летописи, былины, жития». Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

   

3

   

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». 

   

4

   

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

   

5

   

Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой «Три поездочки Ильи Муромца»

   

6

   

Житие Сергия Радонежского.

   

7

   

Проект «Создание календаря исторических событий.

   

8

 

 

Оценка достижений.

   

Чудесный мир классики (16 часов)

 

9

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания.

   

10

   

П.П.Ершов «Конек-Горбунок»

   

11

 

 

П.П.Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

 

 

12

   

П.П.Ершов «Конек-горбунок». Характеристика героев.

   

13

   

А.С.Пушкин «Няне».

   

14

   

А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора!Очей очарованье!..»

   

15

   

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

   

16

   

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

   

17

   

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

   

18

   

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека».

   

19

   

М.Ю.Лермонтов «Ашик Кериб»

   

20

   

М.Ю.Лермонтов «Ашик Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

   

21

   

Л.Н.Толстой «Детство».

   

22

   

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

   

23

   

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа-герои своего времени.

   

24

   

Оценка достижений.

   

Поэтическая тетрадь (8 часов)

 

25

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

26

   

Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко..»

   

27

   

А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

   

28

   

Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»

   

29

   

А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

   

30

   

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями …»

   

31

   

Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки..»

   

32

   

И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина. Оценка достижений.

   

Литературные сказки (12 часа)

 

33

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

   

34

   

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

   

35

   

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.

   

36

   

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

   

37

   

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

   

38

   

П.П.Бажов «Серябряное копытце».

   

39

   

П.П.Бажов «Серябряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

   

40

   

П.П.Бажов «Серябряное копытце». Герои художественного произведения.

   

41

   

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

   

42

   

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.

   

43

   

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

   

44

   

Оценка достижений.

   

Делу время-потехе час (9 часов)

 

45

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

   

46

   

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

   

47

   

В.Ю.Драгунский «Главные реки»

   

48

   

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

   

49

   

В.Ю.Драгунский  «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев.

   

50

   

Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.

   

51

   

В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка.

   

52

   

В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения.

   

53

   

Оценка достижений

   

Страна детства (7 часов)

 

54

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

   

55

   

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

   

56

   

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

   

57

   

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

   

58

   

М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения.

   

59

   

М.М.Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ

   

60

   

Оценка достижений.

   

Поэтическая тетрадь (5 часов)

 

61

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

   

62

   

С.А.Есенин «Бабушкины сказки».

   

63

   

М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

   

64

   

Тема детства в произведениях М.И.Цветаевой.

   

65

   

Оценка достижений.

   

Природа и мы (9часов)

 

66

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

   

67

   

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

   

68

   

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

   

69

   

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

   

70

   

М.М.Пришвин «Выскочка».

   

71

   

М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

   

72

   

Е.И.Чарушин «Кабан».

   

73

   

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

   

74

   

Оценка достижений.

   

Поэтическая тетрадь (4 часа)

 

75

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Б.Л.Пастернак «Золотая осень».

   

76

   

Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.С.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.

   

77

   

Н.М.Рубцов «Сентябрь».

   

78

   

С.А.Есенин «Лебёдушка». Оценка достижений.

   

Родина (8 часов)

 

79

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания.

   

80

   

И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

   

81

   

И.С.Никитин «Русь». Ритм стихотворения.

   

82

   

С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемуму.

   

83

   

А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

   

84

   

А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Авторское отношение к изображаемуму.

   

85

   

Проект «Они защищали Родину»

   

86

   

Оценка достижений.

   

Страна Фантазия (6 часов)

 

87

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания.

   

88

   

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

   

89

   

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

   

90

   

К.Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

   

91

   

К.Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказа фантастического жанра.

   

92

   

Оценка достижений.

   

Зарубежная литература (10 часов)

 

93

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»

   

94

   

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особенное развитие сюжета в зарубежной литературе.

   

95

   

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

   

96

   

Г.Х.Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

   

97

   

Г.Х.Андерсен «Русалочка». Рассказ о русалочке.

   

98

   

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

   

99

   

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».  Сравнение героев, их поступков.

   

100

   

Сельма Лагерлёф. «В Назарете»

   

101

   

Святое писание. Иисус и Иуда.

   

102

   

Оценка достижений.

   
               

           

Методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Примерные рабочие программы «Литература». 1-4 классов. Предметные линии учебников системы «Школа России» авторов Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. М «Просвещение» 2019
  2. Учебник. Литературное чтение. Часть 1. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. 4 класс. Москва «Просвещение» 2019

                                                            Часть 2. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. 4 класс. Москва «Просвещение» 2019

  1. Поурочные разработки. С.В.Кутявина. К УМК Л.Ф,Климановой и др.( «Школа России») Москва «ВАКО» 2015
  2. Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/.