Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Планируемые результаты

Метапредметными результатами

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

Содержание учебного предмета

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы,  разумное существо.  Внутрен­ний мир человека.  Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия — наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, рас­познавание природных объектов с помощью атласа-опреде­лителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продук­тах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание при родных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (8 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение

и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при неболь­ших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаков­ках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (9 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрест­ностях школы.

Практическая работа:знакомство с устройством и рабо­той бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики — одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение об­разцов полезных ископаемых; знакомство с культурными рас­тениями, составление устного описания рассмотренных расте­ний; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (13 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человече­ства — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

           

Тематическое планирование

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

1

Раздел «Земля и человечество»

9

2

Раздел « Природа России»

10

3

Раздел «Родной край – часть большой страны»

15

4

Раздел «Страницы всемирной истории»

5

5

Раздел «Страницы истории России»

20

6

Раздел «Современная Россия»

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  Окружающий мир в 4 классе.

Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 2 часа в неделю, 68  часов в год

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

по факту

по плану

Раздел «Земля и человечество» (9 часов)

1

   

Мир глазами астронома.

 

2

   

Планеты Солнечной системы.

 

3

   

Звездное небо - Великая книга Природы.

 

4

   

Мир глазами географа.

 

5

   

Мир глазами историка.

 

6

   

Когда и где?

 

7

   

Мир глазами эколога.

 

8

   

Сокровища Земли под охраной человечества.

 

9

   

Сокровища Земли под охраной человечества.

 

Раздел « Природа России»(10  часов)

10

   

Равнины и горы России.

 

11

   

Моря, озёра и реки России.

 

12

   

Природные зоны России.

 

13

   

Зона арктических пустынь.

 

14

   

Тундра.

 

15

   

Леса России.

 

16

   

Лес и человек.

 

17

   

Зона степей.

 

18

   

Пустыни.

 

19

   

У Чёрного моря.

 

Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов)

20

   

Наш край.

 

21

   

Поверхность нашего края.

 

22

   

Водные богатства нашего края.

 

23

   

Наши подземные богатства.

 

24

   

Земля – кормилица.

 

25

   

Жизнь леса.

 

26

   

Жизнь луга.

 

27

   

Жизнь в пресных водах.

 

28

   

Экскурсия в природные сообщества родного края.

 

29

   

Экскурсия в природные сообщества родного края.

 

30

   

Экскурсия в природные сообщества родного края.

 

31

   

Растениеводство в нашем крае.

 

32

   

Животноводство в нашем крае.

 

33

   

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

 

34

   

Презентация проектов (по выбору)

 

Раздел «Страницы всемирной истории» (5 часов)

35

   

Начало истории человечества

 

36

   

Мир древности: далекий и близкий.

 

37

   

Средние века: время рыцарей и замков.

 

38

   

Новое время: встреча Европы и Америки.

 

39

   

Новейшее время: история продолжается сегодня.

 

Раздел «Страницы истории России» (20 часов)

40

   

Жизнь древних славян.

 

41

   

Во времена Древней Руси.

 

42

   

Страна городов.

 

43

   

Из книжной сокровищницы Древней Руси

 

44

   

Трудные времена на Русской земле.

 

45

   

Русь расправляет крылья.

 

46

   

Куликовская битва.

 

47

   

Иван Третий.

 

48

   

Мастера печатных дел.

 

49

   

Патриоты России.

 

50

   

Петр Великий.

 

51

   

Михаил Васильевич Ломоносов.

 

52

   

Екатерина Великая.

 

53

   

Отечественная война 1812 года.

 

54

   

Страницы истории 19 века.

 

55

   

Россия вступает в 20 век.

 

56

   

Страницы истории 1920-1930-х годов.

 

57

   

Великая Отечественная война и Великая Победа.

 

58

   

Великая Отечественная война и Великая Победа.

 

59

   

Страна, открывшая путь в космос.

 

Раздел «Современная Россия» (9часов)

60

   

Основной закон России и права человека.

 

61

   

Мы-граждане России.

 

62

   

Славные символы России.

 

63

   

Такие разные праздники.

 

64

   

Путешествие по России.

 

65

   

Путешествие по России.

 

66

   

Путешествие по России.

 

67

   

Проверим себя и оценим свои достижения.

 

68

   

Презентация проектов (по выбору).

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

 1.Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. М. «Просвещение»2019

https://prosv.ru/.

  1. 2. Учебник. Окружающий мир. Часть 1. Плешаков А.А.. 4 класс. Москва «Просвещение» 2019

                                                         Часть 2. Плешаков А.А. 4 класс. Москва  «Просвещение» 2019

  1. Поурочные разработки. Т.Н.Максимова. К УМК А.А.Плешакова и др.( «Школа России»)4 класс. Москва «ВАКО» 2015
  2. Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/.