Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Планируемые результаты
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание при родных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (8 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение
и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (9 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа:знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Раздел «Земля и человечество» |
9 |
2 |
Раздел « Природа России» |
10 |
3 |
Раздел «Родной край – часть большой страны» |
15 |
4 |
Раздел «Страницы всемирной истории» |
5 |
5 |
Раздел «Страницы истории России» |
20 |
6 |
Раздел «Современная Россия» |
9 |
Календарно-тематическое планирование Окружающий мир в 4 классе.
Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 2 часа в неделю, 68 часов в год
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
по факту |
по плану |
|||
Раздел «Земля и человечество» (9 часов) |
||||
1 |
Мир глазами астронома. |
|||
2 |
Планеты Солнечной системы. |
|||
3 |
Звездное небо - Великая книга Природы. |
|||
4 |
Мир глазами географа. |
|||
5 |
Мир глазами историка. |
|||
6 |
Когда и где? |
|||
7 |
Мир глазами эколога. |
|||
8 |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
|||
9 |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
|||
Раздел « Природа России»(10 часов) |
||||
10 |
Равнины и горы России. |
|||
11 |
Моря, озёра и реки России. |
|||
12 |
Природные зоны России. |
|||
13 |
Зона арктических пустынь. |
|||
14 |
Тундра. |
|||
15 |
Леса России. |
|||
16 |
Лес и человек. |
|||
17 |
Зона степей. |
|||
18 |
Пустыни. |
|||
19 |
У Чёрного моря. |
|||
Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) |
||||
20 |
Наш край. |
|||
21 |
Поверхность нашего края. |
|||
22 |
Водные богатства нашего края. |
|||
23 |
Наши подземные богатства. |
|||
24 |
Земля – кормилица. |
|||
25 |
Жизнь леса. |
|||
26 |
Жизнь луга. |
|||
27 |
Жизнь в пресных водах. |
|||
28 |
Экскурсия в природные сообщества родного края. |
|||
29 |
Экскурсия в природные сообщества родного края. |
|||
30 |
Экскурсия в природные сообщества родного края. |
|||
31 |
Растениеводство в нашем крае. |
|||
32 |
Животноводство в нашем крае. |
|||
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. |
|||
34 |
Презентация проектов (по выбору) |
|||
Раздел «Страницы всемирной истории» (5 часов) |
||||
35 |
Начало истории человечества |
|||
36 |
Мир древности: далекий и близкий. |
|||
37 |
Средние века: время рыцарей и замков. |
|||
38 |
Новое время: встреча Европы и Америки. |
|||
39 |
Новейшее время: история продолжается сегодня. |
|||
Раздел «Страницы истории России» (20 часов) |
||||
40 |
Жизнь древних славян. |
|||
41 |
Во времена Древней Руси. |
|||
42 |
Страна городов. |
|||
43 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
|||
44 |
Трудные времена на Русской земле. |
|||
45 |
Русь расправляет крылья. |
|||
46 |
Куликовская битва. |
|||
47 |
Иван Третий. |
|||
48 |
Мастера печатных дел. |
|||
49 |
Патриоты России. |
|||
50 |
Петр Великий. |
|||
51 |
Михаил Васильевич Ломоносов. |
|||
52 |
Екатерина Великая. |
|||
53 |
Отечественная война 1812 года. |
|||
54 |
Страницы истории 19 века. |
|||
55 |
Россия вступает в 20 век. |
|||
56 |
Страницы истории 1920-1930-х годов. |
|||
57 |
Великая Отечественная война и Великая Победа. |
|||
58 |
Великая Отечественная война и Великая Победа. |
|||
59 |
Страна, открывшая путь в космос. |
|||
Раздел «Современная Россия» (9часов) |
||||
60 |
Основной закон России и права человека. |
|||
61 |
Мы-граждане России. |
|||
62 |
Славные символы России. |
|||
63 |
Такие разные праздники. |
|||
64 |
Путешествие по России. |
|||
65 |
Путешествие по России. |
|||
66 |
Путешествие по России. |
|||
67 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
|||
68 |
Презентация проектов (по выбору). |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1.Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. М. «Просвещение»2019
- 2. Учебник. Окружающий мир. Часть 1. Плешаков А.А.. 4 класс. Москва «Просвещение» 2019
Часть 2. Плешаков А.А. 4 класс. Москва «Просвещение» 2019
- Поурочные разработки. Т.Н.Максимова. К УМК А.А.Плешакова и др.( «Школа России»)4 класс. Москва «ВАКО» 2015
- Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/.