Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Планируемые результаты
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за своим поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно –следственных связей, построения, рассуждения, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание при родных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение
и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа:знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Раздел «Как устроен мир» |
6 |
2 |
Раздел « Эта удивительная природа» |
18 |
3 |
Раздел «Мы и наше здоровье» |
10 |
4 |
Раздел «Наша безопасность» |
7 |
5 |
Раздел «Чему учит экономика» |
12 |
6 |
Раздел «Путешествие по городам и странам» |
15 |
Календарно-тематическое планирование Окружающий мир в 3 классе.
Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 2 часа в неделю, 68 часов в год
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
по факту |
по плану |
|||
Раздел «Как устроен мир» (6 часов) |
||||
1 |
Природа |
|||
2 |
Человек |
|||
3 |
Проект «Богатства, отданные людям» |
|||
4 |
Общество |
|||
5 |
Что такое экология |
|||
6 |
Природа в опасности! |
|||
Раздел « Эта удивительная природа»(18 часов) |
||||
7 |
Тела, вещества, частицы. |
|||
8 |
Разнообразие веществ |
|||
9 |
Воздух и его охрана |
|||
10 |
Вода |
|||
11 |
Превращение и круговорот воды |
|||
12 |
Берегите воду! |
|||
13 |
Что такое почва |
|||
14 |
Разнообразие растений |
|||
15 |
Солнце, растения и мы с вам |
|||
16 |
Размножение и развитие растений |
|||
17 |
Охрана растений |
|||
18 |
Разнообразие животных |
|||
19 |
Кто что ест? |
|||
20 |
Проект: «Разнообразие природы родного края» |
|||
21 |
Размножение и развитие животных |
|||
22 |
Охрана животных |
|||
23 |
В царстве грибов |
|||
24 |
Великий круговорот жизни |
|||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) |
||||
25 |
Организм человека |
|||
26 |
Органы чувств |
|||
27 |
Надежная защита организма |
|||
28 |
Опора тела и движения |
|||
29 |
Наше питание. Проект: «Школа кулинаров» |
|||
30 |
Дыхание и кровообращение |
|||
31 |
Умей предупреждать болезни |
|||
32 |
Здоровый образ жизни |
|||
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения |
|||
34 |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» |
|||
Раздел «Наша безопасность» (7 часов) |
||||
35 |
Огонь, вода и газ |
|||
36 |
Чтобы путь был счастливым |
|||
37 |
Дорожные знаки |
|||
38 |
Проект: «Кто нас защищает» |
|||
39 |
Опасные места |
|||
40 |
Природа и наша безопасность |
|||
41 |
Экологическая безопасность ( обобщение раздела «Наша безопасность») |
|||
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) |
||||
42 |
Для чего нужна экономика |
|||
43 |
Природные богатства и труд людей –основа экономики |
|||
44 |
Полезные ископаемые |
|||
45 |
Растениеводство |
|||
46 |
Животноводство |
|||
47 |
Какая бывает промышленность |
|||
48 |
Проект: «Экономика родного края» |
|||
49 |
Что такое деньги |
|||
50 |
Государственный бюджет |
|||
51 |
Семейный бюджет |
|||
52 |
Экономика и экология |
|||
53 |
Экономика и экология |
|||
Раздел «Путешествие по городам и странам» ( 15 часов) |
||||
54 |
Золотое кольцо России |
|||
55 |
Золотое кольцо России |
|||
56 |
Золотое кольцо России |
|||
57 |
Проект «Музей путешествий» |
|||
58 |
Наши ближайшие соседи |
|||
59 |
На севере Европы |
|||
60 |
Что такое Бенилюкс |
|||
61 |
В центре Европы |
|||
62 |
По Франции и Великобритании (Франция) |
|||
63 |
По Франции и Великобритании (Великобритания) |
|||
64 |
На юге Европы |
|||
65 |
По знаменитым местам мира |
|||
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
|||
67 |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». |
|||
68 |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1.Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. М. «Просвещение»2019
- 2. Учебник. Часть 1. Плешаков А.А.. 3 класс. Москва «Просвещение» 2018
Часть 2. Плешаков А.А. 3 класс. Москва «Просвещение» 2018
- Поурочные разработки. Н.Ю.Васильева. К УМК А.А.Плешакова и др.( «Школа России»)3 класс. Москва «ВАКО» 2015
- Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/.