Рабочая программа по технологии 3 класс
Планируемые результаты
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;
- ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату профессиональной деятельности человека;
- представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
- интерес к поисково- исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов;
- основные критерии оценивания собственной деятельности и деятельности других учеников;
- этические нормы при выполнении проекта;
- потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
- представления о значении проектной деятельности;
- интерес к конструктивной деятельности;
- простейшие навыки самообслуживания;
- понимание чувств других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
- этических норм на основе анализа взаимодействия людей профессиональной деятельности;
- ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;
- способности оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки;
- представления о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;
- бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
- уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;
- эстетических чувств;
- потребности в творческой деятельности;
- учета при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения:
- следовать определенным правилам при выполнении изделия;
- дополнять слайдовый и/или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике, недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и/или самостоятельно;
- выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
- корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
- проводить рефлексию своих действий по выполнен6ию изделия при помощи других учеников;
- вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
- действовать в соответствии с определенной ролью;
- прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять и план работы в зависимости от условий;
- ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
- выбирать из предложенных вариантом наиболее рациональный способ выполнения изделия;
- прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта;
- оценивать качество своей работы.
Познавательные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения:
- выделять из текстов информацию, заданную в явной форме;
- высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, основанные на тексте и иллюстрациях учебника;
- проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при работе с материалами учебника;
- проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и /или самостоятельно;
- выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
- находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
- проводить сравнения и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
- высказывать суждения о свойствах объектов, их строении и т.д;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
- проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
- находить информацию по заданным основаниям и в соответствии с собственными интересами и потребностями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения:
- слушать собеседника, понимать и/или принимать его точку зрения;
- находить точки соприкосновения различных мнений;
- приводить аргументы за и против при совместных обсуждениях;
- осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов интересов) при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
- оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими действиями и поступками;
- формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задачи;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
- учиться договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
- задавать вопросы на уточнение и/или углубление получаемой информации;
- осуществлять взаимопомощь при взаимодействии в паре, группе.
Предметные результаты
Обучающийся научится
- воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующий и творческой деятельности человека- созидателя в различных сферах на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
- называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея, садовник, дворник и другие;
- бережно относится к предметам окружающего мира;
- организовывать самостоятельно рабочее место в зависимости от используемых инструментов и материалов;
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
- отбирать материал и инструменты, необходимые для выполнения изделия, в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;
- проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
- проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и осваивать доступные виды домашнего труда;
- определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе анализа готового изделия, текстового и/или слайдового плана, работы с технологической картой;
Обучающийся получит возможность научится:
- осмыслять понятие «городская инфраструктура»;
- уважительно относится к профессиональной деятельности человека;
- осмыслять значимость профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность.
Содержание учебного предмета
Раздел I. (1ч)
Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод
Раздел II. Человек и земля(21ч)
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа.
Назначение городских построек, их архитектурные особенности.
Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы плоскогубцами, острогубцами.
Объёмная модель телебашни из проволоки.
Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.
Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья.
Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов.
Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. . Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.
Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи.
Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.
Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).
Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки —холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.
Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке).
Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур.
Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора.
Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное).
.Практические работы:
- Коллекция тканей.
- Ателье мод.
- Кухонные принадлежности.
- Стоимость завтрака
- Способы складывания салфеток
- Человек и Земля
Проект: «Детская площадка»
Раздел III. Человек и вода (4ч)
Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
- Практическая работа:
- Человек и вода
- Проекты:
- Водный транспорт
- Океанариум
Раздел IV. Человек и воздух(3 часа)
История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание.
Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора.
Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта.
Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика.
Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.
Практические работы:
- Условные обозначения техники оригами
- Человек и воздух.
Раздел V. Человек и информация(5ч)
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft WordDocument.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере.
Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.
Проект «Готовим спектакль»
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу. |
1 |
2 |
Человек и земля (21 час) |
5 |
3 |
Человек и вода (4 часа) |
4 |
4 |
Человек и воздух (3 часа) |
4 |
5 |
Человек и информация (5 часов) |
4 |
Календарно-тематическое планирование Технология в 3 классе.
Учебник «Технология» Н.И.Роговцева,Н.В.Богданова 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
По факту |
По плану |
|||
1 |
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу. |
|||
Человек и земля (21 час) |
||||
2 |
Архитектура. Изделие: «Дом» |
|||
3 |
Городские постройки. Изделие: «Телебашня». |
|||
4 |
Парк. Изделие: «Городской парк». |
|||
5 |
Проект «Детская площадка». Изделия: «Качалка», «Песочница». |
|||
6 |
Проект «Детская площадка». Изделия: «Игровой комплекс», «Качели». |
|||
7 |
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие: «Строчка стебельчатых стежков». |
|||
8 |
Изготовление тканей. Изделие: «Гобелен» |
|||
9 |
Вязание. Изделие: «Воздушные петли». |
|||
10 |
Одежда для карнавала. Изделия: «Кавалер», «Дама». |
|||
11 |
Бисероплетение. Изделие: «Браслетик «Цветочки». |
|||
12 |
Кафе. Изделие «Весы». |
|||
13 |
Фруктовый завтрак. Изделие « Фруктовый завтрак». |
|||
14 |
Колпачок-цыпленок. Изделие «Колпачок-цыпленок». |
|||
15 |
Бутерброды. Изделие: «Бутерброды». |
|||
16 |
Салфетница. Изделия «Салфетница», «Способы складывания салфеток». |
|||
17 |
Магазин подарков. Изделие: «Соленое тесто». |
|||
18 |
Магазин подарков. Изделие: «Брелок для ключей». |
|||
19 |
Золотистая соломка. Изделие: «Золотистая соломка». |
|||
20 |
Упаковка подарков. Изделие: «Упаковка подарков». |
|||
21 |
Автомастерская. Изделие: «Фургон «Мороженое». |
|||
22 |
Грузовик. Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». |
|||
Человек и вода (4 часа) |
||||
23 |
Мосты. Изделие: модель «Мост». |
|||
24 |
Водный транспорт. Изделие: «Яхта» |
|||
25 |
Океанариум. Проект «Океанариум». Изделие: «Осьминоги и рыбки». |
|||
26 |
Фонтаны. Изделие: «Фонтан». |
|||
Человек и воздух (3 часа) |
||||
27 |
Зоопарк. Изделие: «Птицы» |
|||
28 |
Вертолетная площадка. Изделие: «Вертолет «Муха» |
|||
29 |
Воздушный шар. Изделия: «Композиция «Клоун» |
|||
Человек и информация (5 часов) |
||||
30 |
Переплётная мастерская. Изделие: « Переплётные работы». |
|||
31 |
Почта. Изделие: «Заполняем бланк». |
|||
32 |
Кукольный театр. Изделие: «Кукольный театр». |
|||
33 |
Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». |
|||
34 |
Афиша. Изделие: «Афиша» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1.Технология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. М. «Просвещение»2019
- Учебник. Технология. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова. 3 класс. Москва «Просвещение» 2015
- Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/