Рабочая программа по музыке 3 класс
Планируемые результаты
Личностные результаты
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей и религиозных конфессий;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- развитие музыкально-эстетического чувства проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании егоь функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления и разной форм и видов музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетичской деятельной;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально- творческих возможностей;
- овладении е навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально- творческой деятельности;
- умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия нам электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знания основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам(или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной- понимать содержание, интонационно-образные смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создание театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета
«Россия - Родина моя» (5 часов)
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«День, полный событий» (4 часа)
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«О России петь – что стремиться в храм» (4 часа)
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«В музыкальном театре» (6 часов)
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«В концертном зале» (6 часов)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов)
Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Россия - Родина моя |
5 |
2 |
День, полный событий |
4 |
3 |
О России петь- что стремиться в храм |
4 |
4 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло |
4 |
5 |
В музыкальном театре |
6 |
6 |
В концертном зале |
6 |
7 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… |
5 |
Календарно-тематическое планирование Музыка в 3 классе.
Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
По плану |
По факту |
|||
Россия - Родина моя (5 часов) |
||||
1 |
|
|
Мелодия - душа музыки. |
|
2 |
|
|
Природа и музыка. Звучащие картины. |
|
3 |
|
|
Виват, Россия! Наша слава- русская держава. |
|
4 |
|
|
Кантата «Александр Невский». |
|
5 |
|
|
Опера «Иван Сусанин». |
|
|
День, полный событий (4 часа) |
|||
6 |
Утро. Портрет в музыке. |
|
||
7 |
В каждой интонации спрятан человек. |
|
||
8 |
В детской. Игры и игрушки. |
|
||
9 |
На прогулке. Вечер. Обобщающий урок. |
|
||
О России петь- что стремиться в храм ( 4 часа) |
||||
10 |
|
|
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. |
|
11 |
|
|
Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! |
|
12 |
|
|
Вербное воскресенье. Вербочки. |
|
13 |
|
|
Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. |
|
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 часа) |
||||
14 |
|
|
Настрою гусли на старинный лад…Певцы русской старины. |
|
15 |
|
|
Былина о Садко и Морском царе. |
|
16 |
|
|
Лель, мой Лель…Звучащие картины. |
|
17 |
|
|
Прощание с Масленицей. Обобщающий урок 2 четверти. |
|
В музыкальном театре (6 часов) |
||||
18 |
|
|
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. |
|
19 |
|
|
Увертюра. Опера «Орфей и Эвредика». |
|
20 |
|
|
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. |
|
21 |
|
|
Полна чудес могучая природа…В заповедном лесу. Океан- море синее. |
|
22 |
|
|
Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. |
|
23 |
|
|
В современных ритмах. |
|
В концертном зале ( 6 часов) |
||||
24 |
|
|
Музыкальное состязание. |
|
25 |
|
|
Музыкальные инструменты. |
|
26 |
|
|
Музыкальные инструменты. Звучащие картины. |
|
27 |
|
|
Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. |
|
28 |
|
|
Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. |
|
29 |
|
|
Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена. Обобщающий урок за 3 четверть. |
|
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(5 часов) |
||||
30 |
|
|
Чудо- музыка. |
|
31 |
|
|
Острый ритм- джаза звуки. |
|
32 |
|
|
Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. |
|
33 |
|
|
Певцы родной природы. |
|
34 |
|
|
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Обобщающий урок за 4 четверть. |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1.Музыка. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. М. «Просвещение»2019 https://prosv.ru/.
- Учебник. Музыка.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. 3 класс. Москва «Просвещение» 2015
- Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/