Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации в школе;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и искового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определять общую цель и пути её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведения;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных , учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картины художников, иллюстрации, личного опыта.
Содержание учебного предмета
Тема |
Количество часов |
Содержание |
Самое великое чудо на свете. |
2 |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. |
Устное народное творчество |
14 |
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк». Проект « Сочиняем волшебную сказку» |
Поэтическая тетрадь 1. |
11 |
Проект: Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского .Ф.И.Тютчев « Весенняя гроза» , « Листья».. Сочинение – миниатюра « О чём расскажут листья» ; А.А.Фет « мама! Глянь –ка из окошка…» , «Зреет рожь над жаркой нивой ..»И.С. Никитин « Полно, степь моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы»И.З. Суриков « Детство», « Зима» Утренник « Первый снег» |
Великие русские писатели |
26 |
Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» , « Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер». « Сказка о царе Салтане». Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника.И.А. Крылов « Мартышка и очки», « Зеркало и Обезьяна», « Ворона и Лисица». М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. « Горные вершины», « На севере диком..», « Утёс», « Осень». Л.Н. Толстой .Детство Л.Н. Толстого . Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Толстого: «Детство» ( отрывок), « Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря». |
Поэтическая тетрадь 2. |
6 |
Н.А. Некрасов « Славная осень!», « Не ветер бушует над бором..». « Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. « Золотое слово»; И.А.Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги». |
Литературные сказки |
9 |
Д.Н.Мамин- сибиряк « Алёнушкины сказки» Присказка., « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин « Лягушка –путешественница». В.Д.Одоевский « Мороз Иванович». |
Были - небылицы |
10 |
МГорький « Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский. « Растрёпанный воробей» А.И.Куприн. « Слон» |
Поэтическая тетрадь 1 |
6 |
С.Чёрный .Стихи о животных : « Что ты тискаешь утёнка..», « Воробей», « Слон». А.А. Блок .» Ветхая избушка», « Сны», « Ворона « С.А.Есенин « Черёмуха». |
Люби живое |
16 |
М. М.Пришвин « Моя Родина». И.С.Соколов- Микитов « Листопадничек». В.И.Белов « Малька провинился», « Еще раз про Мальку».. В.В. Бианки « « Мышонок Пик».. Б.С. Житков « Про обезьянку» В.П. Астафьев « Капалуха» В.Ю.Драгунский « Он живой и светится». |
Поэтическая тетрадь 2 |
8 |
С.Я. Маршак « Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто « Разлука», « В театре», С. В. Михалков « Если». Е.А. Благинина « Кукушка» , « Котёнок» |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
12 |
Б.В. Шергин « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». А.П. Платонов « Цветок на земле» , « Ещё мама». М.М.Зощенко. « Золотые слова», « Великие путешественники». Н.Н. Носов « Федина задача», « Телефон» В.Ю.Драгунский « Друг детства».. |
По страницам детских журналов |
8 |
Ю.И. Ермолаев « проговорился», « Воспитатели». Г.Остер « Вредные советы» , « Как получаются легенды». Р.Сеф. « Весёлые стихи» .Выразительное чтение |
Зарубежная литература |
8 |
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике |
Итого |
136 |
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Самое великое чудо на свете |
2 |
2 |
Устное народное творчество |
14 |
3 |
Поэтическая тетрадь 1 |
11 |
4 |
Великие русские писатели |
26 |
5 |
Поэтическая тетрадь 2 |
6 |
6 |
Литературные сказки |
9 |
7 |
Были – небылицы |
10 |
8 |
Поэтическая тетрадь 1 |
6 |
9 |
Люби живое |
16 |
10 |
Поэтическая тетрадь 2 |
8 |
11 |
Собирай по ягодке- наберешь кузовок |
12 |
12 |
По страницам детских журналов |
8 |
13 |
Зарубежная литература |
8 |
Календарно-тематическое планирование Литературное чтение в 3 классе.
Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, 4 часов в неделю, 136 часов в год
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
||||
по факту |
по плану |
||||||
Самое великое чудо на свете (2 часа) |
|||||||
1 |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
2 |
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Оценка достижений. |
||||||
Устное народное творчество (14 часов) |
|||||||
3 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
4 |
Русские народные песни |
||||||
5 |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок |
||||||
6 |
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. |
||||||
7 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
||||||
8 |
|
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. |
|
|||
9 |
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». |
||||||
10 |
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Деление текста на части. |
||||||
11 |
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Характеристика героев сказки |
||||||
12 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
||||||
13 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Деление текста на части. |
||||||
14 |
Художники- иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. |
||||||
15 |
Проект: «Сочиняем вместе волшебную сказку» |
||||||
16 |
Оценка достижений. |
||||||
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) |
|||||||
17 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
18 |
Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» на основе научно- популярной статьи Я.Смоленского. |
||||||
19 |
Русские поэты XIX-XXвв. |
||||||
20 |
Ф. Тютчев «Весенняя гроза». |
||||||
21 |
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». |
||||||
22 |
А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». |
||||||
23 |
И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». |
||||||
24 |
И.Никитин «Встреча зимы». |
||||||
25 |
И.Суриков «Детство». |
||||||
26 |
И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. |
||||||
27 |
Оценка достижений. |
||||||
Великие русские писатели (26 часа) |
|||||||
28 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
29 |
А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина» |
||||||
30 |
А.С. Пушкин. Лирические стихотворения. |
||||||
31 |
А.С. Пушкин «Зимнее утро». |
||||||
32 |
А.С. Пушкин «Зимний вечер». |
||||||
33 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане…». |
||||||
34 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане…».Сравнение народной и литературной сказок. |
||||||
35 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане…». Особенности волшебной сказки. |
||||||
36 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане…».Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. |
||||||
37 |
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. |
||||||
38 |
И.А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. |
||||||
39 |
И.А. Крылов «Мартышка и Очки». |
||||||
40 |
И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». |
||||||
41 |
И.А. Крылов «Ворона и лисица». |
||||||
42 |
М.Ю. Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. |
||||||
43 |
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» |
||||||
44 |
М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень». |
||||||
45 |
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. |
||||||
46 |
Л.Н. Толстой «Акула». |
||||||
47 |
Л.Н. Толстой «Акула». Составление различных вариантов плана. |
||||||
48 |
Л.Н. Толстой «Прыжок». |
||||||
49 |
Л.Н. Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. |
||||||
50 |
Л.Н. Толстой «Лев и собачка». |
||||||
51 |
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. |
||||||
52 |
Л.Н. Толстой.Сравнение текста-рассуждения и текста –описания. |
||||||
53 |
Оценка достижений. |
||||||
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) |
|||||||
54 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
55 |
Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» |
||||||
56 |
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» |
||||||
57 |
К.Д. Бальмонт «Золотое слово» |
||||||
58 |
И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений |
||||||
59 |
Создание словесных картин. Оценка достижений |
||||||
Литературные сказки (9 часов) |
|||||||
60 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
61 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка |
||||||
62 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» |
||||||
63 |
В.М.Гаршин «Лягушка- путешественница». |
||||||
64 |
В.М.Гаршин «Лягушка- путешественница». Характеристика героев сказки. |
||||||
65 |
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». |
||||||
66 |
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. |
||||||
67 |
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки. |
||||||
68 |
Оценка достижений. |
||||||
Были – небылицы (10 часов) |
|||||||
69 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
70 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
||||||
71 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения-основной прием описания подводного царства. |
||||||
72 |
К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Определение жанра произведения. |
||||||
73 |
К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Герои произведения. |
||||||
74 |
К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей».Характеристика героев. |
||||||
75 |
А.И.Куприн «Слон». |
||||||
76 |
А.И.Куприн «Слон». |
||||||
77 |
А.И.Куприн «Слон».Составление различных вариантов плана. |
||||||
78 |
Оценка достижений. |
||||||
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) |
|||||||
79 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» |
||||||
80 |
С. Черный «Воробей», «Слон» |
||||||
81 |
А.А. Блок «Ветхая избушка» |
||||||
82 |
А.А. Блок «Сны», «Ворона» |
||||||
83 |
С. А. Есенин «Черемуха» |
||||||
84 |
Оценка достижений |
||||||
Люби живое (16 часов) |
|||||||
85 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
86 |
М. Пришвин «Моя родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. |
||||||
87 |
И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». |
||||||
88 |
И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». Главный герой произведения. |
||||||
89 |
В.И. Белов «Малька провинилась» |
||||||
90 |
В.И. Белов «Еще раз про Мальку».Главные герои рассказа. |
||||||
91 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». |
||||||
92 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. |
||||||
93 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. |
||||||
94 |
Б.С. Жидков «Про обезьянку». |
||||||
95 |
Б.С. Жидков «Про обезьянку». |
||||||
96 |
Б.С. Жидков «Про обезьянку». Герои произведения. |
||||||
97 |
В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. |
||||||
98 |
В. Астафьев «Капалуха». Приготовить сообщение на тему «Птицы» |
||||||
99 |
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…». |
||||||
100 |
Оценка достижений. |
||||||
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) |
|||||||
101 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
102 |
С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…» |
||||||
103 |
А.Л. Барто «Разлука». |
||||||
104 |
А.Л. Барто «В театре». |
||||||
105 |
С. В. Михалков «Если». |
||||||
106 |
Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». |
||||||
107 |
Проект: «Праздник поэзии». |
||||||
108 |
Оценка достижений. |
||||||
Собирай по ягодке- наберешь кузовок (12 часов) |
|||||||
109 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
110 |
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке- наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения |
||||||
111 |
А.П.Платонов «Цветок на земле». |
||||||
112 |
А.П.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. |
||||||
113 |
А.П.Платонов «Еще мама». |
||||||
114 |
А.П.Платонов «Еще мама». Особенности речи героев. |
||||||
115 |
М.М.Зощенко «Золотые слова». |
||||||
116 |
М.М.Зощенко «Великие путешественники». |
||||||
117 |
Н.Н.Носов «Федина задача». |
||||||
118 |
Н.Н.Носов «Телефон». |
||||||
119 |
Н.Н.Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. |
||||||
120 |
Оценка достижений |
||||||
По страницам детских журналов (8 часов) |
|||||||
121 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
122 |
Л.Касиль «Отметки Риммы Лебедевой» |
||||||
123 |
Ю. Ермолаев «Проговорился». |
||||||
124 |
Ю. Ермолаем «Воспитатели». |
||||||
125 |
Г. Остер «Вредные советы». |
||||||
126 |
Г. Остер «Как получаются легенды». |
||||||
127 |
Р. Сеф «Веселые стихи». |
||||||
128 |
Оценка достижений. |
||||||
Зарубежная литература (8 часов) |
|||||||
129 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
||||||
130 |
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». |
||||||
131 |
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в Древнегреческом мифе. |
||||||
132 |
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. |
||||||
133 |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». |
||||||
134 |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки. |
||||||
135 |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. |
||||||
136 |
Оценка достижений |
||||||
Методическое обеспечение образовательного процесса
- Примерные рабочие программы «Литература». 1-4 классов. Предметные линии учебников системы «Школа России» авторов Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. М «Просвещение» 2019
- Учебник. Часть 1. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. 3класс. Москва «Просвещение» 2018
Часть 2. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. 3 класс. Москва «Просвещение» 2018
- Поурочные разработки. С.В.Кутявина. К УМК Л.Ф,Климановой и др.( «Школа России») Москва «ВАКО» 2015
- Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/.