Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Образование

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Опубликовано в 3 класс

 

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие эстетических, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации в школе;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и искового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определять общую цель и пути  её достижения, осмысливать собственное  поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать  их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведения;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных , учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картины художников, иллюстрации, личного опыта.

Содержание учебного предмета

            Тема

Количество часов

                                             Содержание

Самое великое чудо на свете.

2

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система  условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество

14

Русские народные песни.   Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения  прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.  Русские народные сказки: « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк».  Проект « Сочиняем волшебную сказку»

Поэтическая тетрадь 1.

11

Проект: Как научиться читать стихи»   на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского .Ф.И.Тютчев « Весенняя гроза» , « Листья».. Сочинение – миниатюра « О чём расскажут листья» ;

А.А.Фет « мама! Глянь –ка из окошка…» , «Зреет рожь над жаркой нивой ..»И.С. Никитин « Полно, степь моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы»И.З. Суриков « Детство», « Зима» Утренник « Первый снег»

Великие русские писатели

26

 Подготовка сообщения «  Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» , « Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…»,   «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер». « Сказка о царе Салтане».     Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника.И.А. Крылов    « Мартышка и очки», « Зеркало и Обезьяна», « Ворона и Лисица».

  М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.  « Горные вершины», « На севере диком..», « Утёс», « Осень».  Л.Н. Толстой .Детство Л.Н. Толстого . Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения  о жизни и творчестве  писателя. Рассказы Толстого: «Детство» ( отрывок), « Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2.

6

Н.А. Некрасов « Славная осень!», « Не ветер бушует над бором..». « Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. « Золотое слово»; И.А.Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги».

Литературные сказки

9

Д.Н.Мамин- сибиряк «  Алёнушкины сказки» Присказка., « Сказка  про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин « Лягушка –путешественница». В.Д.Одоевский « Мороз Иванович».

Были - небылицы

10

МГорький « Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский. « Растрёпанный воробей» А.И.Куприн. « Слон»

Поэтическая тетрадь 1

6

С.Чёрный .Стихи  о животных : « Что ты тискаешь утёнка..», « Воробей», « Слон». А.А. Блок .» Ветхая избушка», « Сны», « Ворона « С.А.Есенин « Черёмуха».

Люби живое

16

М. М.Пришвин  « Моя Родина». И.С.Соколов- Микитов « Листопадничек».

В.И.Белов « Малька провинился», « Еще раз  про Мальку»..

В.В. Бианки « « Мышонок Пик»..

Б.С. Житков « Про обезьянку»  В.П. Астафьев « Капалуха»  В.Ю.Драгунский « Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2

8

С.Я. Маршак « Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто  « Разлука», « В театре»,

С. В. Михалков « Если». Е.А. Благинина « Кукушка» , « Котёнок»

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 

12

Б.В. Шергин « Собирай по ягодке  - наберёшь кузовок». А.П. Платонов « Цветок на земле» , « Ещё мама». М.М.Зощенко. « Золотые слова», « Великие путешественники». Н.Н. Носов « Федина задача», « Телефон»

В.Ю.Драгунский « Друг детства»..

По страницам детских журналов

      8

Ю.И. Ермолаев « проговорился», « Воспитатели». Г.Остер « Вредные советы» , « Как получаются легенды». Р.Сеф. « Весёлые стихи» .Выразительное чтение

Зарубежная литература

8

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

 Г. Х. Андерсен  « Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике

Итого

136

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

1

Самое великое чудо на свете

2

2

Устное народное творчество

14

3

Поэтическая тетрадь 1

11

4

Великие русские писатели

26

5

Поэтическая тетрадь 2

6

6

Литературные сказки

9

7

Были – небылицы

10

8

Поэтическая тетрадь 1

6

9

Люби живое

16

10

Поэтическая тетрадь 2

8

11

Собирай по ягодке- наберешь кузовок

12

12

По страницам детских журналов

8

13

Зарубежная литература

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  Литературное чтение в 3 классе.

Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, 4 часов в неделю, 136  часов в год

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

 

по факту

по плану

 

Самое великое чудо на свете (2 часа)

 

1

   

Знакомство с учебником по литературному чтению. Прогнозирование содержания раздела.

   

2

   

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Оценка достижений.

   

Устное народное творчество (14 часов)

 

3

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

4

   

Русские народные песни

   

5

   

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

   

6

   

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

   

7

   

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

   

8

 

 

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки.

 

 

9

   

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».

   

10

   

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Деление текста на части.

   

11

   

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Характеристика героев сказки

   

12

   

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

   

13

   

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Деление текста на части.

   

14

   

Художники- иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин.

   

15

   

Проект: «Сочиняем вместе волшебную сказку»

   

16

   

Оценка достижений.

   

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

 

17

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

18

   

Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» на основе научно- популярной статьи Я.Смоленского.

   

19

   

Русские поэты XIX-XXвв.

   

20

   

Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

   

21

   

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

   

22

   

А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

   

23

   

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».

   

24

   

И.Никитин «Встреча зимы».

   

25

   

И.Суриков «Детство».

   

26

   

И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

   

27

   

Оценка достижений.

   

Великие русские писатели (26 часа)

 

28

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

29

   

А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»

   

30

   

А.С. Пушкин. Лирические стихотворения.

   

31

   

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

   

32

   

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

   

33

   

А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане…».

   

34

   

А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане…».Сравнение народной и литературной сказок.

   

35

   

А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане…». Особенности волшебной сказки.

   

36

   

А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане…».Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина.

   

37

   

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков  с художественным текстом.

   

38

   

И.А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

   

39

   

И.А. Крылов «Мартышка и Очки».

   

40

   

И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

   

41

   

И.А. Крылов «Ворона и лисица».

   

42

   

М.Ю. Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

   

43

   

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

   

44

   

М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень».

   

45

   

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

   

46

   

Л.Н. Толстой «Акула».

   

47

   

Л.Н. Толстой «Акула». Составление различных вариантов плана.

   

48

   

Л.Н. Толстой «Прыжок».

   

49

   

Л.Н. Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа.

   

50

   

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

   

51

   

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

   

52

   

Л.Н. Толстой.Сравнение текста-рассуждения и текста –описания.

   

53

   

Оценка достижений.

   

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

 

54

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

55

   

Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»

   

56

   

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

   

57

   

К.Д. Бальмонт «Золотое слово»

   

58

   

И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений

   

59

   

Создание словесных картин. Оценка достижений

   

Литературные сказки (9 часов)

 

60

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

61

   

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка

   

62

   

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

   

63

   

В.М.Гаршин «Лягушка- путешественница».

   

64

   

В.М.Гаршин «Лягушка- путешественница». Характеристика героев сказки.

   

65

   

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

   

66

   

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки.

   

67

   

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки.

   

68

   

Оценка достижений.

   

Были – небылицы (10 часов)

 

69

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

70

   

М. Горький «Случай с Евсейкой».

   

71

   

М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения-основной прием описания подводного царства.

   

72

   

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Определение жанра произведения.

   

73

   

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Герои произведения.

   

74

   

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей».Характеристика героев.

   

75

   

А.И.Куприн «Слон».

   

76

   

А.И.Куприн «Слон».

   

77

   

А.И.Куприн «Слон».Составление различных вариантов плана.

   

78

   

Оценка достижений.

   

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

 

79

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

   

80

   

С. Черный «Воробей», «Слон»

   

81

   

А.А. Блок «Ветхая избушка»

   

82

   

А.А. Блок «Сны», «Ворона»

   

83

   

С. А. Есенин «Черемуха»

   

84

   

Оценка достижений

   

Люби живое (16 часов)

 

85

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

86

   

М. Пришвин «Моя родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

   

87

   

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек».

   

88

   

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». Главный герой произведения.

   

89

   

В.И. Белов «Малька провинилась»

   

90

   

В.И. Белов «Еще раз про Мальку».Главные герои рассказа.

   

91

   

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

   

92

   

В.В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

   

93

   

В.В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения.

   

94

   

Б.С. Жидков «Про обезьянку».

   

95

   

Б.С. Жидков «Про обезьянку».

   

96

   

Б.С. Жидков «Про обезьянку». Герои произведения.

   

97

   

В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

   

98

   

В. Астафьев «Капалуха». Приготовить сообщение  на тему «Птицы»

   

99

   

В.Ю.  Драгунский «Он живой и светится…».

   

100

   

Оценка достижений.

   

Поэтическая тетрадь 2  (8 часов)

 

101

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

102

   

С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

   

103

   

А.Л. Барто «Разлука».

   

104

   

А.Л. Барто «В театре».

   

105

   

С. В. Михалков «Если».

   

106

   

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок».

   

107

   

Проект: «Праздник поэзии».

   

108

   

Оценка достижений.

   

Собирай по ягодке- наберешь кузовок (12 часов)

 

109

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

110

   

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке- наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения

   

111

   

А.П.Платонов «Цветок на земле».

   

112

   

А.П.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа.

   

113

   

А.П.Платонов «Еще мама».

   

114

   

А.П.Платонов «Еще мама». Особенности речи героев.

   

115

   

М.М.Зощенко «Золотые слова».

   

116

   

М.М.Зощенко «Великие путешественники».

   

117

   

Н.Н.Носов «Федина задача».

   

118

   

Н.Н.Носов «Телефон».

   

119

   

Н.Н.Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа.

   

120

   

Оценка достижений

   

По страницам детских журналов (8 часов)

 

121

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

122

   

Л.Касиль «Отметки Риммы Лебедевой»

   

123

   

Ю. Ермолаев «Проговорился».

   

124

   

Ю. Ермолаем «Воспитатели».

   

125

   

Г. Остер «Вредные советы».

   

126

   

Г. Остер «Как получаются легенды».

   

127

   

Р. Сеф «Веселые стихи».

   

128

   

Оценка достижений.

   

Зарубежная литература (8 часов)

 

129

   

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

   

130

   

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».

   

131

   

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в Древнегреческом мифе.

   

132

   

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».  Мифологические герои и их подвиги.

   

133

   

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

   

134

   

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки.

   

135

   

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Подготовка сообщения о великом сказочнике.

   

136

   

Оценка достижений

   
               

 

Методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Примерные рабочие программы «Литература». 1-4 классов. Предметные линии учебников системы «Школа России» авторов Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. М «Просвещение» 2019
  2. Учебник. Часть 1. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. 3класс. Москва «Просвещение» 2018

                     Часть 2. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. 3 класс. Москва «Просвещение» 2018

  1. Поурочные разработки. С.В.Кутявина. К УМК Л.Ф,Климановой и др.( «Школа России») Москва «ВАКО» 2015
  2. Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/.