Программа "Будь здоров"
Муниципальное образовательное казённое учреждение
«Малиновская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УВР директор школы
________Перепичкин Е.Б. _______Л.Ф.Убоженко
«____»____________2011г. «____»__________2011г.
«Будь здоров!»
(дополнительная образовательная программа по физической культуре)
Учитель: Круг Е.А.
I. Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции;) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем - проблему здоровья ребенка.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, целью программы является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития
- физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- - формирование общих представлений о физической культуре,
- её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физическое подготовленности.
Программа обучения направлена на:
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное ;
- формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того предмет способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Личностные, метапредметные и предметныерезультаты освоения учебного предмета.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально- , яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметиыми результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты
- собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать
- эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из
- базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной
- деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме
- дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать . требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся обстоятельствах.
Тематическое планирование по внеурочной работе
«Будь здоров!»
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Цели занятия |
1 |
Открываем дверь в сказку Здоровья |
1 |
Сформировать представление о ЗОЖ |
2 |
Подвижные игры на воздух |
1 |
Дать хорошее настроение |
3 |
Наш лучший друг - зубная щетка |
1 |
Научить ухаживать за полостью рта |
4 |
Прогулка по осеннему лесу |
1 |
Дать заряд бодрости и хорошего настроения |
5 |
Что такое здоровье и как его сберечь? |
1 |
Научить бережно, относиться к своему здоровью |
6 |
Подвижные игры |
1 |
Научить новым играм |
7 |
Что такое зрение и как его сберечь |
1 |
Научить выполнять гимнастику для глаз |
8 |
Побегаем, попрыгаем |
1 |
Развитие скорости |
9 |
Для чего нужно правильно сидеть за партой |
1 |
Научить следить за осанкой |
10 |
Вредные факторы, влияющие на здоровье |
1 |
Сформировать представление о вредных факторах. |
11 |
Подвижные игры |
1 |
Дать заряд бодрости |
12 |
Одежда по погоде |
1 |
Выбрать правильно одежду |
13 |
Кто быстрее? |
1 |
Развитие скорости |
14 |
Первая помощь при обморожении |
1 |
Правильно действовать при обморожении |
15 |
Веселая эстафета |
1 |
Поднять настроение |
16 |
Просмотр мультфильмов о ЗОЖ |
1 |
Дать правильное представление о ЗОЖ |
17 |
Побегаем, попрыгаем |
1 |
Развитие скоростных качеств |
18 |
Влияние физических упражнений на здоровье |
1 |
Сформировать правильное представление о физических упражнений |
19 |
Веселые старты |
1 |
Развитие ловкости |
20 |
Органы чувств |
1 |
|
21 |
Режим дня |
1 |
Дать правильное представление о режиме дня |
22 |
Для чего нам нужен сон |
1 |
|
23 |
Просмотр мультфильмов о ЗОЖ |
1 |
Дать правильное представление о ЗОЖ |
24 |
Здоровое питание |
1 |
Сформировать правильное представление о здоровом питании |
25 |
Игры с мячом |
1 |
Развитие ловкости |
26 |
Игры для укрепления осанки |
1 |
Развитие осанки |
27 |
Веселая дыхательная гимнастика |
1 |
Поднять настроение |
28 |
Конкурс рисунков «Любимый вид спорта» |
1 |
|
29 |
Веселая эстафета |
1 |
Развитие ловкости |
30 |
Маленькие акробаты |
1 |
Развитие ловкости |
31 |
Прогулка на свежем воздухе |
1 |
Поднять настроение |
32 |
«Кругосветное путешествие» |
1 |
|
33 |
Веселые танцы |
1 |
Развитие осанки |
layout-grid-mode: char; mso-element: frame; mso-element-frame-hspace: 9.0pt; mso-element-wrap: around; mso-element-anchor-vertical: paragraph; mso-element-anchor-horizontal: margin; mso-element-top: 9.7pt; mso-height-rule: exactly;