Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Образование

Рабочая программа по биологии 11 класс

Опубликовано в Рабочие программы 11 класса

 

Планируемые результаты

 Личностные результаты:

  • • сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
  • • сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества;
  • • реализация этических установок но отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
  • • сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры набазе биологических знаний и умений;
  • • признание высокой ценности жизни но всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;
  • • сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
  • • знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Метапредметные результаты:

  • • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • • компетентность в области использования информонно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую,
  • • умение адекватно использовать речевые средства дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • • способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметные результаты:

  • • характеристика содержания биологических теории (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
  • • умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни; • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
  • • умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, её уровней организации и эволюции; родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
  • • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • • умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • • умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации, получаемой из разных источников;
  • • оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);
  • • постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Содержание учебного предмета

Раздел 1 Организменный уровень жизни (17ч)

Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности opганизмов. Типы питания организмов: гетеротрофы и автрофы. Размножение организмов — половое и бесполое. Значение оплодотворения. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и живую природу. Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Отклонения от законов Г. Менделя. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, её достижения. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). Вирусы — неклеточная форма жизни. Вирусные заболевания. Способы профилактики СПИДа. Организменный уровень жизни и его роль в природе. Лабораторная работа № 1Модификационная изменчивость.

Раздел 2 Клеточный уровень жизни (5 ч)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М.Я. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. Возникновение клетки как этап эволюционного развития жизни. Клетка — основная структурная, функциональная и генетическая единица одноклеточных и многоклеточных организмов. Многообразие клеток и тканей. Клеточная теория. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Основные части клетки. Поверхностный комплекс. Цитоплазма, её органоиды и включения. Ядро. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Гипотезы о происхождении эукариотической клетки. Жизненный цикл клетки. Деление клетки — митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток. Структура и функции хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин. Компактизация хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Гармония и целесообразность в живой природе. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Лабораторная работа № 2 Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

Раздел 3 Молекулярный уровень жизни (7 ч)

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Мономерные и полимерные соединения. Основные биополимерные молекулы живой материи. Строение и химический состав нуклеиновых кислот. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК. Матричная функция ДНК. Правило комплементарности. Ген. Генетический код. Понятие о кодоне. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот. Пластический и энергетический обмен. Процессы синтеза как часть метаболизма живой клетки. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза н природе. Хемосинтез. Этапы биосинтеза белка. Молекулярные процессы расщепления веществ в клетке. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии обеспечения клетки энергией. Регуляторы биомолекулярных процессов. Последствия деятельности человека в биосфере. Опаность химического загрязнения окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Значение экологическом культуры человека и общества.Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

1

Организменный уровень жизни

16

2

Клеточный уровень организации жизни

9

3

Молекулярный уровень проявления жизни

8

4

Повторение

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  Биология в 11 классе

Учебник «Биология» И. Н. Пономарева  1 час в неделю, 35 часа в год

Дата

Тема

Примечания

По программе

По  факту

1.

2.

3

4.

5.

6.

7.

8

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

   

Тема 1. Организменный уровень жизни (16 часов)

 

Организменный уровень жизни, его роль в природе.

Организм как биосистема.

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма.

Бесполое, вегетативное, половое размножение.

Оплодотворение и его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации.

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы.

Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Наследственные болезни человека.

Этические аспекты медицинской генетики.

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований..

Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни. Вирусы - неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания

.

Тема 2. Клеточный уровень организации жизни (9 часов)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

Строение клетки.

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

Клеточный цикл.

Деление клетки. Митоз и мейоз.

Структура и функции хромосом.

История развития науки о клетке. 

Гармония и целесообразность в живой природе. Контрольная работа №1 «Клеточный уровень организации жизни»

Тема 3.Молекулярный уровень проявления жизни (8 часов)

 

Анализ контрольной работы №1 Молекулярный уровень жизни. Значение и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке.

Процессы синтеза. Фотосинтез.

Биосинтез белка. Понятие о пластическом обмене в клетке.

Молекулярные процессы расщепления. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Время экологической культуры.

Контрольная работа №2 «Молекулярный уровень проявления жизни»

Анализ контрольной работы №2. Итоговое тестирование.      

Анализ итогового тестирования.

Итоговое повторение

 

 

Контрольные и лабораторные  работы.

№ урока

Дата

Название

Контрольные работы

26

 

Контрольная работа №1 «Клеточный уровень организации жизни»

32

 

Контрольная работа №2 «Молекулярный уровень проявления жизни»

33

 

Итоговое тестирование.               

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Биология. Рабочие программы. Предметная линия «Линия жизни». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М.– М. : Просвещение, 2018. – 64с.
  2. Учебник Биология: 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень: / [В. В. Пасечник и др.]; под редакцией В. В. Пасечника. - М.: Просвещение, 2019.- 224 с.
  3. Полянский Ю. И. Общая биология, 10—11класс. М.: Просвещение, 1991. 4.Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Биология. М.: Дрофа, 1999.                                                                                                      Интернет-ресурсы:                                                                                                                                                                                                                                       1.   http://school-collection.edu.ru                                                                                                                                                                                                2.  www.bio.nature.r                                                                                                                                                                                                                                               3.  http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»                                                                                                                                                            4.  www.bio.nature.ru - научные новости биологии.                                                                                                                                                                                              5.  www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.