Рабочая программа по биологии 9 класс
Планируемые результаты
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- •воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- •формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- •знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; •сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- •формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- •формирование уважительного отношения к истории культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- •освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- •развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- •формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- •формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- •осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- •развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- •умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- •овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- •умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- •умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- •умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- •владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- •способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- •умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- •умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- •формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
- •характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
- •применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
- •использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
- •ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
- •анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- •выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- •аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Содержание учебного предмета
Содержание разделов примерной программы |
Основное содержание по темам рабочей программы |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч ) |
||
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей |
Биология — наука о живом мире |
Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей |
Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Методы биологических исследований |
Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме |
Общие свойства живых организмов |
Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать выводы |
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы |
Многообразие форм жизни |
Различать четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Определять понятие «биосистема». |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» |
Объяснять роль биологии в жизни человека. Характеризовать свойства живого. Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию об учёных-биологах |
|
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) |
||
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Многообразие клеток Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» |
Определять отличительные признаки клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Характеризовать существенные признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки, входящей в состав ткани. Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки. Сравнивать строение растительных и животных клеток. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме |
Химические вещества в клетке Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и в организме. Их функции в жизнедеятельности клетки |
Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы |
Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы |
Строение клетки |
Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных |
Органоиды клетки и их функции |
Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток |
|
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов |
Обмен веществ — основа существования клетки |
Определять понятие «обмен веществ». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма |
Органические вещества. Их роль в организме |
Биосинтез белка в живой клетке |
Определять понятие «биосинтез белка». Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке. Отвечать на итоговые вопросы |
Биосинтез углеводов — фотосинтез |
Определять понятие «фотосинтез». Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом |
|
Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма |
Обеспечение клеток энергией |
Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. Выявлять сходство и различия дыхания и фотосинтеза |
Многообразие клеток. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Размножение клетки и её жизненный цикл Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» |
Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Определять понятия «митоз», «клеточный цикл». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» |
Характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы |
|
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч) |
||
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов |
Организм — открытая живая система (биосистема) |
Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме. Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности |
Разнообразие организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний |
Бактерии и вирусы |
Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов. Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов. Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами |
Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение |
Растительный организм и его особенности |
Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе |
Многообразие растений, принципы их классификации |
Многообразие растений и значение в природе |
Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, приводить примеры этих растений. Выделять и обобщать особенности строения споровых и семенных растений. Различать и называть органы растений на натуральных объектах и таблицах. Сравнивать значение семени и спор в жизни растений |
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и в жизни человека |
Организмы царства грибов и лишайников |
Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах. Сравнивать строение грибов со строением растений, животных и лишайников, делать выводы. Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе |
Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных |
Животный организм и его особенности |
Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными |
Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и в жизни человека |
Многообразие животных Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые |
Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Выявлять принадлежность животных к определённой систематической группе (классификации). Различать на натуральных объектах и таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространённых домашних животных и животных, опасных для человека. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые, типа Хордовые) |
Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека |
Сравнение свойств организма человека и животных |
Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы. Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы |
Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение |
Размножение живых организмов |
Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и характеризовать половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения |
Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов |
Индивидуальное развитие организмов |
Определять понятие «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Сравнивать и характеризовать значение основных этапов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды. Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки |
Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение |
Образование половых клеток. Мейоз |
Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Определять понятие «мейоз». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза |
Наследственность и изменчивость — свойства организмов |
Изучение механизма наследственности |
Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости |
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды |
Основные закономерности наследственности организмов |
Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов. Определять понятия «ген», «генотип», «фенотип». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивости организмов |
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Закономерности изменчивости
Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» |
Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Определять понятие «мутаген». Выявлять, наблюдать, описывать признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости. Обобщать информацию и формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Ненаследственная изменчивость Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов» |
Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы. Выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клёна и раковин моллюсков. Обобщать информацию и формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
|
Значение селекции и биотехнологии в жизни человека |
Основы селекции организмов |
Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» |
Характеризовать отличительные признаки живых организмов. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы |
|
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч) |
||
Эволюция органического мира |
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни |
Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера |
Современные представления о возникновении жизни на Земле |
Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез Опарина и Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов |
|
Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды |
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни |
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Отмечать изменения условий существования жизни на Земле. Аргументировать процесс возникновения биосферы. Объяснять роль биологического круговорота веществ |
Этапы развития жизни на Земле |
Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле. Различать эры в истории Земли. Описывать изменения, происходившие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов |
|
Система и эволюция органического мира |
Идеи развития органического мира в биологии |
Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии |
Система и эволюция органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции |
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира |
Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина |
Современные представления об эволюции органического мира |
Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов. Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу |
|
Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Взаимосвязи организмов и окружающей среды |
Вид, его критерии и структура |
Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах) |
Эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица |
Процессы образования видов |
Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирования новых видов. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования (на конкретных примерах) |
Эволюция органического мира |
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов |
Выделять существенные процессы дифференциации вида. Объяснять возникновение надвидовых групп. Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле. Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию |
Эволюция органического мира. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания |
Основные направления эволюции |
Определять понятия «биологический прогресс», «биологический регресс». Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации |
Эволюция органического мира. Усложнение организмов в процессе эволюции. Движущие силы эволюции. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Примеры эволюционных преобразований живых организмов Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований |
Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Сравнивать типы размножения у растительных организмов. Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов на Земле |
Основные закономерности эволюции Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, непрограммированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» |
Называть и характеризовать основные закономерности эволюции. Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости. Записывать выводы и наблюдения в таблицах. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
|
Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных |
Человек — представитель животного мира |
Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника. Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах |
Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека |
Эволюционное происхождение человека |
Характеризовать основные особенности организма человека. Сравнивать признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян. Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека |
Этапы эволюции человека Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека |
Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека. Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека |
|
Человеческие расы, их родство и происхождение |
Называть существенные признаки вида Человек разумный. Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный |
|
Роль человека в биосфере |
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли |
Выявлять причины влияния человека на биосферу. Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к природе |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» |
Выделять существенные признаки вида. Характеризовать основные направления и движущие силы эволюции. Объяснять причины многообразия видов. Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении жизни и эволюции человеческого организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения об эволюции человека |
|
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч) |
||
Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды |
Условия жизни на Земле |
Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы |
Общие законы действия факторов среды на организмы |
Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений |
Приспособленность организмов к действию факторов среды |
Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа» |
|
Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме |
Биотические связи в природе |
Выделять и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция; приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей |
Экосистемная организация живой природы. Вид — основная систематическая единица |
Взаимосвязи организмов в популяции |
Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. Объяснять территориальное поведение особей популяции. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций |
Функционирование популяций в природе |
Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. Анализировать содержание рисунков учебника |
|
Экосистема. Пищевые связи в экосистеме |
Природное сообщество — биогеоценоз |
Выделять существенные признаки природного сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Понимать сущность понятия «биотоп». Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе |
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере |
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера |
Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза. Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника |
Экосистемная организация живой природы. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме |
Развитие и смена природных сообществ |
Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Объяснять процессы смены экосистем на примерах природы родного края |
Многообразие биогеоценозов (экосистем) |
Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем. Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы |
|
Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем |
Основные законы устойчивости живой природы |
Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем. Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряжённая численность видов в экосистеме» и «цикличность» |
Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы. Роль человека в биосфере. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» |
Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия. Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе. Выявлять и оценивать степень загрязнения помещений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» |
Описывать особенности экосистемы своей местности. Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»
|
Выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять роль круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Находить в Интернете дополнительную информацию о работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. |
|
Итоговый контроль знаний курса биологии |
Систематизировать знания по темам раздела «Общие биологические закономерности». Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям |
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Общие закономерности жизни |
5 |
2 |
Явления и закономерности жизни на клеточном уровне |
10 |
3 |
Закономерности жизни на организменном уровне |
17 |
4 |
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле |
20 |
5 |
Закономерности взаимоотношений организмов и среды |
15 |
6 |
Повторение |
3 |
Календарно-тематическое планирование Биология в 9 классе
Учебник «Биология» И. Н. Пономарева 2 часа в неделю, 70 часов в год
№ урока п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
по программе |
по факту |
|||
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч ) |
||||
1. |
Биология – наука о живом мире |
|||
2. |
Методы биологических исследований |
|||
3. |
Общие свойства живых организмов |
|||
4. |
Многообразие форм живых организмов |
|||
5. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» |
|||
Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне ( 10 ч) |
||||
6. |
Многообразие клеток. |
|||
7. |
Химические вещества в клетке. |
|||
8. |
Строение клетки |
|||
9. |
Органоиды клетки и их функции |
|||
10. |
Обмен веществ-основа существования жизни |
|||
11. |
Биосинтез белков в живой природе |
|||
12. |
Биосинтез углеводов – фотосинтез |
|||
13. |
Обеспечение клетки энергией |
|||
14. |
Размножение клетки и ее жизненный цикл. |
|||
15. |
Контрольная работа №1 по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» |
|||
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17ч) |
||||
16. |
Анализ контрольной работы №1. Организм – открытая живая система (биосистема). |
|||
17. |
Примитивные организмы |
|||
18. |
Растительный организм, его особенности. |
|||
19. |
Многообразие растений. Значение в природе. |
|||
20. |
Организмы царства грибов и лишайников. |
|||
21. |
Животный организм и его особенности |
|||
22. |
Многообразие животных. |
|||
23. |
Сравнение свойств организма человека и животных. |
|||
24. |
Размножение живых организмов. |
|||
25. |
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. |
|||
26. |
Образование половых клеток. Мейоз. |
|||
27. |
Изучение механизма наследственности. |
|||
28. |
Основные закономерности наследственности организмов. |
|||
29. |
Закономерности изменчивости. Лабораторная работа №1 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» |
|||
30. |
Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости у организмов» |
|||
31. |
Основы селекции организмов. |
|||
32. |
Контрольная работа №2 по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» |
|||
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20ч) |
||||
33. |
Анализ контрольной работы №2. Представления о возникновении жизни на земле в истории естествознания |
|||
34. |
Современные представления о возникновении жизни на Земле |
|||
35. |
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни |
|||
36. |
Этапы развития жизни на Земле |
|||
37. |
Идеи развития органического мира в биологии |
|||
38. |
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира |
|||
39. |
Современные представления об эволюции органического мира |
|||
40. |
Вид, его критерии и структура |
|||
41. |
Процессы образования видов |
|||
42. |
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов |
|||
43. |
Основные направления эволюции |
|||
44. |
Примеры эволюционных преобразований живых организмов |
|||
45. |
Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания» |
|||
46. |
Человек – представитель животного мира |
|||
47. |
Эволюционное происхождение человека |
|||
48. |
Ранние этапы эволюции человека |
|||
49. |
Поздние этапы эволюции человека |
|||
50. |
Человеческие расы, их родство и происхождение |
|||
51. |
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли |
|||
52. |
Контрольная работа №3 по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» |
|||
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15ч) |
||||
53. |
Анализ контрольной работы №3. |
|||
54. |
Условия жизни на Земле |
|||
55. |
Общие законы действия факторов среды на организмы |
|||
56. |
Приспособленность организмов к действию факторов среды |
|||
57. |
Биотические связи в природе |
|||
58. |
Взаимосвязи организмов в популяции |
|||
59. |
Функционирование популяций в природе |
|||
60. |
Природное сообщество - биогеоценоз |
|||
61. |
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера |
|||
62. |
Развитие и смена природных сообществ |
|||
63. |
Многообразие биогеоценозов (экосистем) |
|||
64. |
Основные законы устойчивости живой природы |
|||
65. |
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Лабораторная работа №4 «Оценка качества окружающей среды» |
|||
66. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» |
|||
67. |
Контрольная работа №4 по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» |
|||
68. |
Анализ контрольной работы №4. |
|||
69. |
Итоговая контрольная работа. |
|||
70. |
Анализ итоговой контрольной работы. |
Контрольные и лабораторные работы.
№ урока |
Дата |
Название |
Контрольные работы |
||
15 |
Контрольная работа №1 по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» |
|
32 |
Контрольная работа №2 по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» |
|
52 |
Контрольная работа №3 по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» |
|
67 |
Контрольная работа №4 по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» |
|
69 |
Итоговая контрольная работа. |
|
Лабораторная работа |
||
29 |
Лабораторная работа №1 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» |
|
30 |
Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости у организмов» |
|
45 |
Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания» |
|
65 |
Лабораторная работа №4 «Оценка качества окружающей среды» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Программа Биология: 5-11 классы: программы. / И. Н. Понамарева, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 400с.
- Учебник Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина - М.: Вентана - Граф, 2019.- 224 с.
- Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., Просвещение», 2005 год)
- Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания» («Аквариум» ГИППВ, 2000 год)