Рабочая программа по физике 9 класс
Планируемые результаты:
В соответствии с требованиями Стандарта результаты освоения учащимися программы по физике в 9 классе отражают достижения следующих планируемых результатов:
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике в 9 классе являются:
Выпускник научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. Примечание: при проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется;
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;
- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
- самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
- воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание учебного предмета
- Законы взаимодействия и движения тел (30 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
- Измерение ускорения свободного падения.
- Механические колебания и волны. Звук (16 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
- Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.
- Электромагнитное поле (20 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Изучение явления электромагнитной индукции.
- Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
- Строение атома и атомного ядра (19ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
- Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
- Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
- Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
5 Строение и эволюция Вселенной (8 ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Резервное время (9 ч)
Тематическое планирование
№ п\п |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Законы взаимодействия и движения тел |
30 |
2 |
Механические колебания и волны. Звук |
16 |
3 |
Электромагнитное поле |
20 |
4 |
Строение атома и атомного ядра |
19 |
5 |
Строение и эволюция Вселенной |
8 |
6 |
Резервное время |
9 |
Календарно - тематическое планирование по физике в 9 классе (3 часа в неделю, 102 часа в год)
Учебник : Физика. 9 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, – М.:Дрофа, 2019. – 350, [2] с. : ил.
№ урока |
Дата |
Тема урока |
примечание |
|
План |
Факт |
|||
Законы взаимодействия и движения тел (30 часов) |
||||
1 |
02.09 |
Материальная точка. Система отсчета. |
||
2 |
04.09 |
Перемещение |
||
3 |
06.09 |
Определение координаты движущегося тела. |
||
4 |
09.09 |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. |
||
5 |
11.09 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
||
6 |
13.09 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости |
||
7 |
16.09 |
Подготовка к входной контрольной работе |
||
8 |
18.09 |
Входная контрольная работа |
||
9 |
20.09 |
Анализ контрольной работы. |
||
10 |
23.09 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении |
||
11 |
25.09 |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости |
||
12 |
27.09 |
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» |
||
13 |
30.09 |
Решение задач по теме «Перемещение». |
||
14 |
02.10 |
Относительность движения. |
||
15 |
04.10 |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона |
||
16 |
07.10 |
Второй закон Ньютона |
||
17 |
09.10 |
Третий закон Ньютона |
||
18 |
11.10 |
Свободное падение тел |
||
19 |
14.10 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость |
||
20 |
16.10 |
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» |
||
21 |
18.10 |
Закон всемирного тяготения |
||
22 |
21.10 |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
||
23 |
23.10 |
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. |
||
24 |
25.10 |
Решение задач по теме «Движение» |
||
25 |
06.11 |
Импульс тела. Закон сохранения импульса |
||
26 |
08.11 |
Реактивное движение. Ракеты. |
||
27 |
11.11 |
Вывод закона сохранения механической энергии. |
||
28 |
13.11 |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе №1 |
||
29 |
15.11 |
Контрольная работа № 1 «Законы взаимодействия и движения тел» |
||
30 |
18.11 |
Анализ контрольной работы |
||
Механические колебания и волны. Звук. (16 часов) |
||||
31 |
20.11 |
Колебательное движение. Свободные колебания |
||
32 |
22.11 |
Величины, характеризующие колебательное движение. |
||
33 |
25.11 |
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити» |
||
34 |
27.11 |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. |
||
35 |
29.11 |
Резонанс. |
||
36 |
02.12 |
Распространение колебаний в среде. Волны. |
||
37 |
04.12 |
Длина волны. Скорость распространения волн. |
||
38 |
06.12 |
Решение задач. |
||
39 |
09.12 |
Источники звука. Звуковые колебания. |
||
40 |
11.12 |
Высота, тембр и громкость звука |
||
41 |
13.12 |
Распространение звука. Звуковые волны. |
||
42 |
16.12 |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе №2. |
||
43 |
18.12 |
Контрольная работа № 2 «Механические колебания и волны. Звук» |
||
44 |
20.12 |
Анализ контрольной работы |
||
45 |
23.12 |
Отражение звука. Звуковой резонанс. |
||
46 |
25.12 |
Защита проектов по теме «Механические колебания и волны. Звук» |
||
Электромагнитное поле (20 часов) |
||||
47 |
27.12 |
Магнитное поле |
||
48 |
30.12 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля |
||
49 |
15.01 |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. |
||
50 |
17.01 |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток |
||
51 |
20.01 |
Решение задач по теме «Магнитное поле» |
||
52 |
22.01 |
Явление электромагнитной индукции. |
||
53 |
24.01 |
Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
||
54 |
27.01 |
Направление индукционного тока. Правило Ленца. |
||
55 |
29.01 |
Явление самоиндукции. |
||
56 |
31.01 |
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор |
||
57 |
03.02 |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны |
||
58 |
05.02 |
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний |
||
59 |
07.02 |
Принципы радиосвязи и телевидения. |
||
60 |
10.02 |
Электромагнитная природа света. |
||
61 |
12.02 |
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия |
||
62 |
14.02 |
Цвета тел. |
||
63 |
17.02 |
Типы оптических спектров. |
||
64 |
19.02 |
Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» |
||
65 |
21.02 |
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. |
||
66 |
24.02 |
Решение задач по теме «Электромагнитное поле» |
||
Строение атома и атомного ядра (19 часов) |
||||
67 |
26.02 |
Радиоактивность. Модели атомов |
||
68 |
28.02 |
Радиоактивные превращения атомных ядер. |
||
69 |
02.03 |
Экспериментальные методы исследования частиц. |
||
70 |
04.03 |
Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» |
||
71 |
06.03 |
Открытие протона и нейтрона. |
||
72 |
09.03 |
Состав атомного ядра. Ядерные силы. |
||
73 |
11.03 |
Решение задач по теме «Состав атомного ядра. Ядерные силы.» |
||
74 |
13.03 |
Энергия связи. Дефект масс. |
||
75 |
16.03 |
Деление ядер урана. Цепная реакция. |
||
76 |
18.03 |
Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» |
||
77 |
20.03 |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика |
||
78 |
01.04 |
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада |
||
79 |
03.04 |
Термоядерная реакция |
||
80 |
06.04 |
Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция» |
||
81 |
08.04 |
Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». |
||
82 |
10.04 |
Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» |
||
83 |
13.04 |
Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра» |
||
84 |
15.04 |
Контрольная работа № 3«Строение атома и атомного ядра» |
||
85 |
17.04 |
Анализ контрольной работы |
||
Строение Вселенной (8 часов) |
||||
86 |
20.04 |
Состав, строение и происхождение Солнечной системы |
||
87 |
22.04 |
Большие планеты Солнечной системы |
||
88 |
24.04 |
Малые тела Солнечной системы |
||
89 |
27.04 |
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд |
||
90 |
29.04 |
Строение и эволюция Вселенной |
||
91 |
01.05 |
Заключительное занятие по теме «Строение Вселенной» |
||
92 |
04.05 |
Итоговая контрольная работа |
||
93 |
06.05 |
Анализ контрольной работы |
||
Резерв-9ч |
||||
94 |
08.05 |
Повторение по теме «Законы движения и взаимодействия» |
||
95 |
11.05 |
Повторение по теме «Законы движения и взаимодействия» |
||
96 |
13.05 |
Повторение по теме «Законы движения и взаимодействия» |
||
97 |
15.05 |
Повторение по теме «Механические колебания и волны» |
||
98 |
18.05 |
Повторение по теме «Механические колебания и волны» |
||
99 |
20.05 |
Повторение по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» |
||
100 |
22.05 |
Повторение по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» |
||
101 |
25.05 |
Повторение по теме «Строение атома и атомного ядра» |
||
102 |
25.05 |
Повторение по теме «Строение атома и атомного ядра» |
Контрольные и лабораторные работы.
№ урока |
дата |
название |
Контрольные работы |
||
8 |
18.09 |
Входная контрольная работа |
29 |
15.11 |
Контрольная работа № 1 «Законы взаимодействия и движения тел» |
43 |
18.12 |
Контрольная работа № 2 «Механические колебания и волны. Звук» |
84 |
15.04 |
Контрольная работа № 3«Строение атома и атомного ядра» |
92 |
04.05 |
Итоговая контрольная работа |
Лабораторные работы |
||
12 |
27.09 |
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» |
20 |
16.10 |
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» |
33 |
25.11 |
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити» |
53 |
24.01 |
Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
64 |
19.02 |
Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» |
70 |
04.03 |
Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» |
76 |
18.03 |
Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» |
81 |
08.04 |
Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона» |
82 |
10.04 |
Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» |