Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Образование

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Опубликовано в 3 класс

 

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за своим поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно –следственных связей, построения, рассуждения, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием  учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы,  разумное существо.  Внутрен­ний мир человека.  Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия — наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, рас­познавание природных объектов с помощью атласа-опреде­лителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продук­тах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание при родных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение

и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при неболь­ших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаков­ках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрест­ностях школы.

Практическая работа:знакомство с устройством и рабо­той бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики — одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение об­разцов полезных ископаемых; знакомство с культурными рас­тениями, составление устного описания рассмотренных расте­ний; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (13 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человече­ства — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

           

Тематическое планирование

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

1

Раздел «Как устроен мир»

6

2

Раздел « Эта удивительная природа»

18

3

Раздел «Мы и наше здоровье»

10

4

Раздел «Наша безопасность»

7

5

Раздел «Чему учит экономика»

12

6

Раздел «Путешествие по городам и странам»

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  Окружающий мир в 3 классе.

Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 2 часа в неделю, 68  часов в год

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

по факту

по плану

Раздел «Как устроен мир» (6 часов)

1

   

Природа

 

2

   

Человек

 

3

   

Проект «Богатства, отданные людям»

 

4

   

Общество

 

5

   

Что такое экология

 

6

   

Природа в опасности!

 

Раздел « Эта удивительная природа»(18 часов)

7

   

Тела, вещества, частицы.

 

8

   

Разнообразие веществ

 

9

   

Воздух и его охрана

 

10

   

Вода

 

11

   

Превращение и круговорот воды

 

12

   

Берегите воду!

 

13

   

Что такое почва

 

14

   

Разнообразие растений

 

15

   

Солнце, растения и мы с вам

 

16

   

Размножение и развитие растений

 

17

   

Охрана растений

 

18

   

Разнообразие животных

 

19

   

Кто что ест?

 

20

   

Проект: «Разнообразие природы родного края»

 

21

   

Размножение и развитие животных

 

22

   

Охрана животных

 

23

   

В царстве грибов

 

24

   

Великий круговорот жизни

 

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

25

   

Организм человека

 

26

   

Органы чувств

 

27

   

Надежная защита организма

 

28

   

Опора тела и движения

 

29

   

Наше питание. Проект: «Школа кулинаров»

 

30

   

Дыхание и кровообращение

 

31

   

Умей предупреждать болезни

 

32

   

Здоровый образ жизни

 

33

   

Проверим себя и оценим свои достижения

 

34

   

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

 

Раздел «Наша безопасность» (7 часов)

35

   

Огонь, вода и газ

 

36

   

Чтобы путь был счастливым

 

37

   

Дорожные знаки

 

38

   

Проект: «Кто нас защищает»

 

39

   

Опасные места

 

40

   

Природа и наша безопасность

 

41

   

Экологическая безопасность ( обобщение раздела «Наша безопасность»)

 

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

42

   

Для чего нужна экономика

 

43

   

Природные богатства и труд людей –основа экономики

 

44

   

Полезные ископаемые

 

45

   

Растениеводство

 

46

   

Животноводство

 

47

   

Какая бывает промышленность

 

48

   

Проект: «Экономика родного края»

 

49

   

Что такое деньги

 

50

   

Государственный бюджет

 

51

   

Семейный бюджет

 

52

   

Экономика и экология

 

53

   

Экономика и экология

 

Раздел «Путешествие по городам и странам» ( 15 часов)

54

   

Золотое кольцо России

 

55

   

Золотое кольцо России

 

56

   

Золотое кольцо России

 

57

   

Проект «Музей путешествий»

 

58

   

Наши ближайшие соседи

 

59

   

На севере Европы

 

60

   

Что такое Бенилюкс

 

61

   

В центре Европы

 

62

   

По Франции и Великобритании (Франция)

 

63

   

По Франции и Великобритании (Великобритания)

 

64

   

На юге Европы

 

65

   

По знаменитым местам мира

 

66

   

Проверим  себя и оценим свои достижения.

 

67

   

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

 

68

   

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

 1.Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. М. «Просвещение»2019

https://prosv.ru/.

  1. 2. Учебник. Часть 1. Плешаков А.А.. 3 класс. Москва «Просвещение» 2018

                         Часть 2. Плешаков А.А. 3 класс. Москва  «Просвещение» 2018

  1. Поурочные разработки. Н.Ю.Васильева. К УМК А.А.Плешакова и др.( «Школа России»)3 класс. Москва «ВАКО» 2015
  2. Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/.