Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

РАССМОТРЕНО                            СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДЕНО

на заседании творческой            зам.директора по УВР                           Педагогическим                     

группы учителей                        _____Байжигитова Г.Е.                          советом  №____

Протокол №___                         «__»____________2019 г.                       От «__»________2019г.

«__»__________2019 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет: География

Класс: 8

Количество часов: всего-68, в неделю -2

Учебник:  « География» В.Б.Пятунина, Е.А. Таможней ,

М.: Вентана – Граф, 2018.

 

    

 

 

Программа разработана на основе

                                                                                                 Федерального        государственного

                                                                                                      Образовательного стандарта

                                                                                                       Основного  общего образования,

                                                                                                       Образовательной программы

                                                                                                       МОБУ «Малиновской сош»,

                                                                                                       Сборника рабочих программ

« География 5-9», Вентана-Граф, 2014

 

                                                                                         Учитель географии

                                                                                                     МОБУ «Малиновская сош»

                                                                                     Гришаева О. Я.

 

 

 

 

                                             

                                            2019

Нормативные документы

 

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб­никах В.Б.Пятунина, Е.А. Таможней «География России. Природа. Население» для 8 класса, количество часов 8 класс– 68 часов;

     Цели и задачи

 

Цель:  Формирование у учащихся географического образа своей страны во всём её многообразии и целостности, формирование социально значимых качеств личности и ценностных ориентаций, развитие географического мышления школьников.

Задачи:

  • сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значении охраны окружающей среды и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах территории РФ и её отдельных регионов;
  • сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах

страны;

  • сформировать представления о Рос сии как о совокупности разнообразных территорий и вместе с тем субъекте

мирового географического пространства, о месте и роли России в современном мире;

  • сформировать представление о географических природных и социально-экономических объектах, процессах и явлениях как изменяющихся и развивающихся не толь ковгеографическом пространстве России, но и во времени;
  • сформировать у школьников умения работать с разными источниками географической информации и понимание практической значимости изучения географических процессов, явлений, при чинно-следственных связей, закономерностей;
  • продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематически ми кар та ми и картографическими изображениями.

            Общая характеристика учебного предмета

 

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Место учебного предмета

Предметная область:

география

Количество недельных часов:

2

Количество часов в год:

68

Форма промежуточной аттестации:              тестовая работа

 

 

  1. Планируемые результаты:

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

-  Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

-  Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

-  Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;  представления об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества)..

-  Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур,

готовность и способность к ведению переговоров).

-  Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включение в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

 

- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;  основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями,  активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

-  целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. ),  ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

-  основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

 

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

-  Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

-  определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-  обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

-  определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-  выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

-  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-  составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

-  определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

-  оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или

отсутствия планируемого результата

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

-  работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-  устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

-  анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

-  свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

-  оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-  обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

-  фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

-  ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

-  демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Обучающийся получит возможность научиться:

- Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

- Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

 

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

-  определять возможные роли в совместной деятельности;

-  играть определенную роль в совместной деятельности;

-  принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-  определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-  строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-  корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-  критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-  предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-  выделять общую точку зрения в дискуссии;

-  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-  организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-  устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

-  определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

-  отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

-  представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

-  соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

-  высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

-  принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

-  создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

-  использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

-  делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

-  целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

-  выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

-  выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

-  использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

-  использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-  создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.

-Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера

Познавательные:

Обучающийся  научится:

-  подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-  выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-  выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-  объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-  выделять явление из общего ряда других явлений;

-  определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

-  строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

-  излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-  самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-  вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

-  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

-  делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

-  обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

-  определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-  создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

-  строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

-  преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-  переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

-  строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

-  строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

-  анализировать, рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

-  находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-  ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-  резюмировать главную идею текста;

-  преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

-  критически оценивать содержание и форму текста.

-  определять свое отношение к природной среде;

 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

-  проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

-  распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

-  выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

-  определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

-  осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

-  формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Обучающийся получит возможность научиться:

-Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

-Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

Организовывать исследование с целью проверки гипотез;

-Делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

 

Предметные:

Особенности географического положения России

Ученик научится:

- различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;

 - оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

 - использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

  • различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;
  • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

 

 Ученик научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Ученик  получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Население России

Ученик научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Хозяйство России

Ученик научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Ученик научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

 

Россия в современном мире

Ученик  научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

 

 

  1. Содержание предмета:

 

Введение. Что и с какой целью изучают в курсе «География России»

Географическое положение и формирование государственной территории РФ. Географическое положение. Виды географического положения: природно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое положение.

Уровни географического положения. Изменения географического положения со временем. Основные черты природно-географического положения территории РФ; отрицательные и положительные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения России. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения Отрицательные и положительные аспекты современных экономико-географического и транспортно-географического положения, их влияние на хозяйство и жизнь населения. Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра). Морские владения России — континентальный шельф и экономическая зона. Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Типы и виды государственных границ России: природные (сухопутные, морские), экономические (контактные, барьерные), исторические (старые, новые), геополитические (безопасные, конфликтные). Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-соседи, значение для осуществления внешних связей. Поясное (зональное) местное и декретное время, их роль в хозяйстве и деятельности людей. Государственное устройство и территориальное деление РФ. Политико-административная карта России.

История заселения, освоения и исследования территории России. Освоение славянами территории Русской равнины XIII вв. Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв.Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение европейского севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Присоединение и освоение западных и южных территорий в XVIII в., выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию. Территориальные изменения на юге, юго-востоке и востоке в XIX в. Возникновение первых русских поселений в Северной Америке, установление новых границ с Китаем и Японией. Хозяйственное освоение территории России в XVII–XIX вв.

Формирование старопромышленных районов, зон сельскохозяйственного производства, развитие водного и сухопутного транспорта, появление новых городов. Географические открытия XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция. Организация научных экспедиций Академией наук России. Главные географические открытия и исследования в XIX в. Русские кругосветные плавания, открытия в Тихом океане и у северных берегов Америки. Экспедиции Русского Географического общества, открытия в Центральной Азии, Сибири и на Дальнем Востоке.  Территориальные изменения в XX в. Хозяйственное освоение и изучение территории страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-Востока в первой половине XX в.; хозяйственное освоение территории страны во второй половине XX в., открытие новых месторождений и освоение природных ресурсов, строительство промышленных предприятий, освоение целинных и залежных земель, строительство новых городов и транспортных путей. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Природа России. Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летосчисление, геологическая карта. Основные этапы развития земной коры, основные тектонические структуры — платформы и складчатые области; тектоническая карта. Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры. Развитие форм рельефа под влиянием внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности.

Климат и агроклиматические ресурсы. Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс.  Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта. Распределение температур воздуха и осадков по территории России; испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов на территории России, их краткая характеристика. Карта климатических поясов и областей. Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погодно-климатические явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

Внутренние воды и водные ресурсы.  Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек. Питание и режим рек, основные показатели жизни рек. Типы и происхождение озёрных котловин; распространение и типы болот; районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод.  Происхождение и распространение многолетней мерзлоты; её влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека. Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами.

Почвы и почвенные ресурсы.  Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования. Главные зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России. Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира.

Природные различия на территории России. Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные. Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны. Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны. Характеристика природных зон степей, пустынь и полупустынь. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы. Высотная поясность и её проявления на территории России. Аквальные природные комплексы. Ресурсы российских морей: биологические, минеральные, транспортные, энергетические, рекреационные. Проблемы охраны природных комплексов морей. Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийское море-озеро: особенности природы, хозяйственного использования, экологические проблемы. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного наследия на территории России.

Население России. Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в. Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный) прирост населения. Соотношение мужчин и женщин, возрастно-половая пирамида.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Здоровый образ жизни. Человеческий капитал. Демографические проблемы в России. Этнический (национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ.

Основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России.

Размещение народов России: территории с исконно русским населением и территории с пёстрым национальным составом. Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России: христианство, ислам, буддизм (ламаизм), традиционные верования (шаманизм, тотемизм, родовые культы), иудаизм. География основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география. Классификация городов по численности населения. Функции городов. Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения сельского населения. Классификация сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл. Миграции населения. Причины и виды миграций. Внутренние миграции, их виды: межрегиональные, сельские, городские, принудительные, вынужденные. Основные направления миграций населения на территории России.

Внешние миграции. Миграционный прирост. Регионы эмиграции и иммиграции. Плотность населения. Неравномерность размещения населения по территории страны. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера. Трудовой потенциал. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Безработица и её причины. Проблема занятости населения и пути её решения. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала.

Природный фактор в развитии России. Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации человека к окружающей среде.

Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Экономически эффективная территория РФ. Природные ресурсы, их классификации; пути и способы рационального использования. Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономики. Доля природно-ресурсного потенциала в национальном богатстве страны. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

  1. Тематическое планирование, 8  класс

№ п/п

Дата

                       Тема

Примечание

по

плану

по

факту

1

 

 

Введение.  (1 ч) Введение в курс «География России»

 

2

 

 

Географическое положение и формирование государственной территории РФ (13 ч) 

Географическое положение и его виды

ПР. р № 1 «Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России».

 

 

3

 

 

Размеры территории и природно-географическое положение России

ПР.р№2 «Нанесение особенностей географического положения России».

 

 

4

 

 

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

 

5

 

 

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

 

6

 

 

Государственная территория России. Типы российских границ

ПР. р № 3 «Оценивание динамики изменения границ России и их значения».

 

7

 

 

Входной контроль. Тестирование

 

8

 

 

Сухопутные и морские границы России

 

9

 

 

Различия во времени на территории России

ПР.р № 4 «Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России».

 

 

10

 

 

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации

 

11

 

 

Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв.

 

12

 

 

Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв.

 

13

 

 

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

 

14

 

 

Природа России (37 ч): Рельеф геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч), Геологическая история

 

15

 

 

Развитие земной коры

ПР. р № 6 «Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых».

 

16

 

 

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры ПР. р № 7 «Описание и нанесение элементов рельефа на карту»

 

17

 

 

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов

Литосфера. Рельеф. Человек

 

18

 

 

Литосфера. Рельеф. Человек

ПР. р № 8 «Построение профиля своей местности».

 

19

 

 

Обобщающее повторение раздела «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

 

20

 

 

Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч). Условия формирования климата

 

21

 

 

Движение воздушных масс

 

22

 

 

Атмосферные фронты

 

23

 

 

Закономерности распределения тепла и влаги

 

24

 

 

Климатические пояса и типы климатов

ПР. р № 9 «Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами».

 

25

 

 

Климат и человек ПР. р № 10 «Описание характеристики климата своего региона».

 

26

 

 

Обобщающее повторение раздела «Климат и агроклиматические ресурсы

 

27

 

 

Внутренние воды и водные ресурсы (6ч) Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа

 

28

 

 

Зависимость речной сети от климата  Пр. р № 11 «Описание объектов гидрографии России».

 

29

 

 

Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды

ПР. р № 12 «Нанесение объектов гидрографии России».

 

30

 

 

Многолетняя мерзлота

 

31

 

 

Водные ресурсы. Воды и человек.

 

32

 

 

Повторение и обобщение

темы «Внутренние воды и водные ресурсы»

 

33

 

 

Почвы и почвенные ресурсы (3ч) Почва как особое природное образование

 

34

 

 

Главные типы почв и их размещение по территории России

 

35

 

 

Почвенные ресурсы. Почвы и человек

 

 

36

 

 

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы(3ч)

Растительный и животный мир.

 

37

 

 

Биологические ресурсы

 

 

38

 

 

Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

 

39

 

 

Природные различия по территории России (11ч)

Природные комплексы ПР.р. № 13 «Описание основных компонентов природы России».

 

40

 

 

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс

 

41

 

 

Северные безлесные природные зоны

 

42

 

 

Лесные зоны. Тайга

 

43

 

 

Смешанные и широколиственные леса

 

44

 

 

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни

 

45

 

 

Высотная поясность

 

46

 

 

Моря как крупные природные комплексы

 

47

 

 

Природно-хозяйственные отличия российских морей

 

48

 

 

Особо охраняемые природные территории России Пр.р. №14»Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей».

 

49

 

 

Повторение и обобщение раздела «Природные различия на территории России»

 

50

 

 

Население России (13 ч)

Численность и воспроизводство населения России

 

 

51

 

 

Пр.р. № 16 «Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

 

 

52

 

 

Половой и возрастной состав населения.

 

53

 

 

Средняя продолжительность жизни Пр.р. № 17 «Чтение и анализ половозрастных пирамид».

 

54

 

 

Этнический и языковой состав населения России

ПР.р. № 18 «Определение особенностей размещения крупных народов России».

 

 

55

 

 

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

 

 

56

 

 

Особенности урбанизации в России.

 

 

57

 

 

Городское население

Пр.р. № 19 «Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России».

 

58

 

 

Сельские поселения. Особенности сельского расселения

 

59

 

 

Миграции населения в России. Пр.р. № 20 «Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы».

 

60

 

 

Тестирование

 

 

61-62

 

 

Размещение населения России

 

 

63

 

 

Занятость населения

Пр.р. №21

«Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России».

 

64

 

 

Повторение и обобщение раздела «Население России»

 

65

 

 

Природный фактор в развитии России (4ч)

Влияние природы на развитие общества

 

66

 

 

Природные ресурсы

 

 

67

 

 

Природно-ресурсный потенциал России

 

68

 

 

Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»

 

 

 

 

           Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Для учащихся

  • В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.  География: 8 класс: тестовые задания к учебникуВ.Б. Пятунина, Е.А. Таможней«География России. Природа. Население»:- М.: Вентана-Граф, 2011.
  • Атлас и контурные карты по  географии 8 класс.- М.: Дрофа, 2012.

 

Для учителя:

  • Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. География. Программа для 6-11  классов общеобразовательных учреждений.  - М.: Вентана-Граф, 2007.
  • В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.  География России. Природа. Население: 8 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2009
  • В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.  География: 8 класс: тестовые задания к учебникуВ.Б. Пятунина, Е.А. Таможней«География России. Природа. Население»:- М.: Вентана-Граф, 2011.
  • Атлас и контурные карты по  географии 8 класс.- М.: Дрофа, 2012.