Рабочая программа по географии
9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой зам.директора по УВР Педагогическим
группы учителей _____Байжигитова Г.Е. советом №____
Протокол №___ «__»____________2019 г. От «__»________2019г.
«__»__________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: География
Класс: 8
Количество часов: всего-68, в неделю -2
Учебник: « География» В.Б.Пятунина, Е.А. Таможней ,
М.: Вентана – Граф, 2018.
Программа разработана на основе
Федерального государственного
Образовательного стандарта
Основного общего образования,
Образовательной программы
МОБУ «Малиновской сош»,
Сборника рабочих программ
« География 5-9», Вентана-Граф, 2014
Учитель географии
МОБУ «Малиновская сош»
Гришаева О. Я.
2019
Нормативные документы
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках В.Б.Пятунина, Е.А. Таможней «География России. Природа. Население» для 8 класса, количество часов 8 класс– 68 часов;
Цели и задачи
Цель: Формирование у учащихся географического образа своей страны во всём её многообразии и целостности, формирование социально значимых качеств личности и ценностных ориентаций, развитие географического мышления школьников.
Задачи:
- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значении охраны окружающей среды и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах территории РФ и её отдельных регионов;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах
страны;
- сформировать представления о Рос сии как о совокупности разнообразных территорий и вместе с тем субъекте
мирового географического пространства, о месте и роли России в современном мире;
- сформировать представление о географических природных и социально-экономических объектах, процессах и явлениях как изменяющихся и развивающихся не толь ковгеографическом пространстве России, но и во времени;
- сформировать у школьников умения работать с разными источниками географической информации и понимание практической значимости изучения географических процессов, явлений, при чинно-следственных связей, закономерностей;
- продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематически ми кар та ми и картографическими изображениями.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Место учебного предмета
Предметная область: |
география |
Количество недельных часов: |
2 |
Количество часов в год: |
68 |
Форма промежуточной аттестации: тестовая работа
- Планируемые результаты:
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; представления об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества)..
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур,
готовность и способность к ведению переговоров).
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включение в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Обучающийся получит возможность для формирования:
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. ), ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Обучающийся получит возможность научиться:
- Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.
-Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера
Познавательные:
Обучающийся научится:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать, рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
-Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
Организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-Делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные:
Особенности географического положения России
Ученик научится:
- различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;
- оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
- различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;
- оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Ученик научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
- сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Население России
Ученик научится:
- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
- анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
- объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
Хозяйство России
Ученик научится:
- различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России
Ученик научится:
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
- оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
- создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Россия в современном мире
Ученик научится:
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
- Содержание предмета:
Введение. Что и с какой целью изучают в курсе «География России»
Географическое положение и формирование государственной территории РФ. Географическое положение. Виды географического положения: природно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое положение.
Уровни географического положения. Изменения географического положения со временем. Основные черты природно-географического положения территории РФ; отрицательные и положительные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения России. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения Отрицательные и положительные аспекты современных экономико-географического и транспортно-географического положения, их влияние на хозяйство и жизнь населения. Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра). Морские владения России — континентальный шельф и экономическая зона. Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Типы и виды государственных границ России: природные (сухопутные, морские), экономические (контактные, барьерные), исторические (старые, новые), геополитические (безопасные, конфликтные). Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-соседи, значение для осуществления внешних связей. Поясное (зональное) местное и декретное время, их роль в хозяйстве и деятельности людей. Государственное устройство и территориальное деление РФ. Политико-административная карта России.
История заселения, освоения и исследования территории России. Освоение славянами территории Русской равнины XIII вв. Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв.Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение европейского севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Присоединение и освоение западных и южных территорий в XVIII в., выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию. Территориальные изменения на юге, юго-востоке и востоке в XIX в. Возникновение первых русских поселений в Северной Америке, установление новых границ с Китаем и Японией. Хозяйственное освоение территории России в XVII–XIX вв.
Формирование старопромышленных районов, зон сельскохозяйственного производства, развитие водного и сухопутного транспорта, появление новых городов. Географические открытия XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция. Организация научных экспедиций Академией наук России. Главные географические открытия и исследования в XIX в. Русские кругосветные плавания, открытия в Тихом океане и у северных берегов Америки. Экспедиции Русского Географического общества, открытия в Центральной Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. Территориальные изменения в XX в. Хозяйственное освоение и изучение территории страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-Востока в первой половине XX в.; хозяйственное освоение территории страны во второй половине XX в., открытие новых месторождений и освоение природных ресурсов, строительство промышленных предприятий, освоение целинных и залежных земель, строительство новых городов и транспортных путей. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Природа России. Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летосчисление, геологическая карта. Основные этапы развития земной коры, основные тектонические структуры — платформы и складчатые области; тектоническая карта. Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры. Развитие форм рельефа под влиянием внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности.
Климат и агроклиматические ресурсы. Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс. Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта. Распределение температур воздуха и осадков по территории России; испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов на территории России, их краткая характеристика. Карта климатических поясов и областей. Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погодно-климатические явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
Внутренние воды и водные ресурсы. Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек. Питание и режим рек, основные показатели жизни рек. Типы и происхождение озёрных котловин; распространение и типы болот; районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод. Происхождение и распространение многолетней мерзлоты; её влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека. Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами.
Почвы и почвенные ресурсы. Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования. Главные зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России. Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира.
Природные различия на территории России. Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные. Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны. Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны. Характеристика природных зон степей, пустынь и полупустынь. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы. Высотная поясность и её проявления на территории России. Аквальные природные комплексы. Ресурсы российских морей: биологические, минеральные, транспортные, энергетические, рекреационные. Проблемы охраны природных комплексов морей. Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийское море-озеро: особенности природы, хозяйственного использования, экологические проблемы. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного наследия на территории России.
Население России. Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в. Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный) прирост населения. Соотношение мужчин и женщин, возрастно-половая пирамида.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Здоровый образ жизни. Человеческий капитал. Демографические проблемы в России. Этнический (национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ.
Основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России.
Размещение народов России: территории с исконно русским населением и территории с пёстрым национальным составом. Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России: христианство, ислам, буддизм (ламаизм), традиционные верования (шаманизм, тотемизм, родовые культы), иудаизм. География основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география. Классификация городов по численности населения. Функции городов. Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения сельского населения. Классификация сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл. Миграции населения. Причины и виды миграций. Внутренние миграции, их виды: межрегиональные, сельские, городские, принудительные, вынужденные. Основные направления миграций населения на территории России.
Внешние миграции. Миграционный прирост. Регионы эмиграции и иммиграции. Плотность населения. Неравномерность размещения населения по территории страны. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера. Трудовой потенциал. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Безработица и её причины. Проблема занятости населения и пути её решения. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала.
Природный фактор в развитии России. Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации человека к окружающей среде.
Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Экономически эффективная территория РФ. Природные ресурсы, их классификации; пути и способы рационального использования. Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономики. Доля природно-ресурсного потенциала в национальном богатстве страны. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.
- Тематическое планирование, 8 класс
№ п/п |
Дата |
Тема |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|||
1 |
|
|
Введение. (1 ч) Введение в курс «География России» |
|
2 |
|
|
Географическое положение и формирование государственной территории РФ (13 ч) Географическое положение и его виды ПР. р № 1 «Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России». |
|
3 |
|
|
Размеры территории и природно-географическое положение России ПР.р№2 «Нанесение особенностей географического положения России».
|
|
4 |
|
|
Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России |
|
5 |
|
|
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России |
|
6 |
|
|
Государственная территория России. Типы российских границ ПР. р № 3 «Оценивание динамики изменения границ России и их значения». |
|
7 |
|
|
Входной контроль. Тестирование |
|
8 |
|
|
Сухопутные и морские границы России |
|
9 |
|
|
Различия во времени на территории России ПР.р № 4 «Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России».
|
|
10 |
|
|
Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации |
|
11 |
|
|
Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв. |
|
12 |
|
|
Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв. |
|
13 |
|
|
Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. |
|
14 |
|
|
Природа России (37 ч): Рельеф геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч), Геологическая история |
|
15 |
|
|
Развитие земной коры ПР. р № 6 «Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых». |
|
16 |
|
|
Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры ПР. р № 7 «Описание и нанесение элементов рельефа на карту» |
|
17 |
|
|
Зависимость рельефа от внешних геологических процессов Литосфера. Рельеф. Человек |
|
18 |
|
|
Литосфера. Рельеф. Человек ПР. р № 8 «Построение профиля своей местности». |
|
19 |
|
|
Обобщающее повторение раздела «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» |
|
20 |
|
|
Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч). Условия формирования климата |
|
21 |
|
|
Движение воздушных масс |
|
22 |
|
|
Атмосферные фронты |
|
23 |
|
|
Закономерности распределения тепла и влаги |
|
24 |
|
|
Климатические пояса и типы климатов ПР. р № 9 «Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами». |
|
25 |
|
|
Климат и человек ПР. р № 10 «Описание характеристики климата своего региона». |
|
26 |
|
|
Обобщающее повторение раздела «Климат и агроклиматические ресурсы |
|
27 |
|
|
Внутренние воды и водные ресурсы (6ч) Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа |
|
28 |
|
|
Зависимость речной сети от климата Пр. р № 11 «Описание объектов гидрографии России». |
|
29 |
|
|
Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды ПР. р № 12 «Нанесение объектов гидрографии России». |
|
30 |
|
|
Многолетняя мерзлота |
|
31 |
|
|
Водные ресурсы. Воды и человек. |
|
32 |
|
|
Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» |
|
33 |
|
|
Почвы и почвенные ресурсы (3ч) Почва как особое природное образование |
|
34 |
|
|
Главные типы почв и их размещение по территории России |
|
35 |
|
|
Почвенные ресурсы. Почвы и человек
|
|
36 |
|
|
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы(3ч) Растительный и животный мир. |
|
37 |
|
|
Биологические ресурсы
|
|
38 |
|
|
Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» |
|
39 |
|
|
Природные различия по территории России (11ч) Природные комплексы ПР.р. № 13 «Описание основных компонентов природы России». |
|
40 |
|
|
Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс |
|
41 |
|
|
Северные безлесные природные зоны |
|
42 |
|
|
Лесные зоны. Тайга |
|
43 |
|
|
Смешанные и широколиственные леса |
|
44 |
|
|
Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни |
|
45 |
|
|
Высотная поясность |
|
46 |
|
|
Моря как крупные природные комплексы |
|
47 |
|
|
Природно-хозяйственные отличия российских морей |
|
48 |
|
|
Особо охраняемые природные территории России Пр.р. №14»Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей». |
|
49 |
|
|
Повторение и обобщение раздела «Природные различия на территории России» |
|
50 |
|
|
Население России (13 ч) Численность и воспроизводство населения России
|
|
51 |
|
|
Пр.р. № 16 «Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.
|
|
52 |
|
|
Половой и возрастной состав населения. |
|
53 |
|
|
Средняя продолжительность жизни Пр.р. № 17 «Чтение и анализ половозрастных пирамид». |
|
54 |
|
|
Этнический и языковой состав населения России ПР.р. № 18 «Определение особенностей размещения крупных народов России».
|
|
55 |
|
|
Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий
|
|
56 |
|
|
Особенности урбанизации в России.
|
|
57 |
|
|
Городское население Пр.р. № 19 «Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России». |
|
58 |
|
|
Сельские поселения. Особенности сельского расселения |
|
59 |
|
|
Миграции населения в России. Пр.р. № 20 «Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы». |
|
60 |
|
|
Тестирование
|
|
61-62 |
|
|
Размещение населения России
|
|
63 |
|
|
Занятость населения Пр.р. №21 «Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России». |
|
64 |
|
|
Повторение и обобщение раздела «Население России» |
|
65 |
|
|
Природный фактор в развитии России (4ч) Влияние природы на развитие общества |
|
66 |
|
|
Природные ресурсы
|
|
67 |
|
|
Природно-ресурсный потенциал России |
|
68 |
|
|
Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся
- В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География: 8 класс: тестовые задания к учебникуВ.Б. Пятунина, Е.А. Таможней«География России. Природа. Население»:- М.: Вентана-Граф, 2011.
- Атлас и контурные карты по географии 8 класс.- М.: Дрофа, 2012.
Для учителя:
- Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. География. Программа для 6-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2007.
- В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2009
- В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География: 8 класс: тестовые задания к учебникуВ.Б. Пятунина, Е.А. Таможней«География России. Природа. Население»:- М.: Вентана-Граф, 2011.
- Атлас и контурные карты по географии 8 класс.- М.: Дрофа, 2012.