Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Тюкалинского муниципального района Омской области
«Малиновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании зам. директора по УВР директор школы
творческой группы _______ Г.Е.Байжигитова _______ Н.Ю.Самохвалова
учителей «__» _____ 20 __ г Приказ № __ от
С.В.Комарова «__» _____ 20 __ г
Протокол № __ от
«__» _____ 20 __ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс: 8 (восьмой)
Количество часов (всего) 34 (в неделю) 1.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и профильный уровень. Под редакцией А.Т.Смирнова. Москва, Просвещение», 2017.
Программа разработана на основе
Федерального государственного стандарта
Основного общего образования,
Образовательной программы
МОБУ «Малиновская сош»,
Рабочей программы. Основы безопасности
жизнедеятельности. Предметная линия
учебников под ред. А.Т. Смирнова 5-9
классы. Москва, «Просвещение», 2016.
Преподаватель-организатор ОБЖ
МОБУ «Малиновская сош»
Ершов Александр Николаевич
2020-2021 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.
Личностные результаты освоения учебного предмета
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
- общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
- бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
2.1. Регулятивные:
2.2. Познавательные:
2.3. Коммуникативные:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- формулировать личные понятия о безопасности;
- анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
- обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций
- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Тематический блок/модуль |
Планируемые предметные результаты |
|
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
|
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства |
• характеризовать причины возникновения чрезвычайные ситуации техногенного характера; • составлять алгоритм безопасного поведения при пожаре, чрезвычайной ситуации техногенного характера; • различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией; |
составлять правила своего поведения в различных ситуациях; моделировать рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны; |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
• оказывать само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде; • анализировать рекомендации специалистов по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях; • анализировать собственные поступки и их влияние на личное благополучие; |
использовать здоровье сберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. |
Содержание предмета основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс (34 часа)
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 8 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»
- примерной программы по предмету ОБЖ.
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 8 классов разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности;
- Планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- авторской программы по Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. ФГОС. - М.: Просвещение. 2016 г.;
- учебника Основы безопасности жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 8 класс. - М.: Просвещение 2017 г.
УМК:
- Основы безопасности жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 8 класс. - М.: Просвещение 2017 г. Линия учебно-методических комплексов под общей редакцией кандидата педагогических наук А.Т. Смирнова переработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, примерной программой по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и рабочей программой А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, а также основными положениями «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Целью реализации рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «ОБЖ» является усвоение содержания учебного предмета «ОБЖ» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.
Цели и задачи учебного курса:
Цели:
- Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
- Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
- Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
- Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать первую помощь пострадавшим.
Задачи:
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины
их возникновения и возможные последствия; - умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера по характерным признакам их появления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников; - понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- знание основных мероприятий по инженерной защите населения, проводимых государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций;
- умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- умение самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- умение пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты населения;
- умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
- обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре;
- вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре;
- владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами пешеходов, водителя велосипеда;
- владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время года;
- понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды.
Место предмета в учебном плане:
Учебный план МОБУ «Малиновская сош» на 2020-2021 учебный год отводит 34 часа для изучения учебного предмета «ОБЖ» в 8 классе из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с этим учебный предмет «ОБЖ» реализуется в 8-х классах в объеме 34 часов.
Содержание программы
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 часов)
Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность (11 часов)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (8 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)
Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности
для обучающихся 8 класса (34 часа)
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Коли чество часов |
Примечание |
||||||||
план |
факт |
|||||||||||
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 часов). Пожарная безопасность (3 часа). |
||||||||||||
1 |
|
|
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия. |
1 |
|
|||||||
2 |
|
|
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. |
1 |
|
|||||||
3 |
|
|
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. |
1 |
|
|||||||
Безопасность на дорогах (3 часа). |
||||||||||||
4 |
|
|
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. |
1 |
|
|||||||
5 |
|
|
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. |
1 |
|
|||||||
6 |
|
|
Велосипедист – водитель транспортного средства. |
1 |
|
|||||||
Безопасность на водоемах (3 часа). |
||||||||||||
7 |
|
|
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. |
1 |
|
|||||||
8 |
|
|
Безопасный отдых на водоёмах. |
1 |
|
|||||||
9 |
|
|
Оказание помощи терпящим бедствие на воде. |
1 |
|
|||||||
Экология и безопасность (2 часа). |
||||||||||||
10 |
|
|
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. |
1 |
|
|||||||
11 |
|
|
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. |
1 |
|
|||||||
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность (12 часов). Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (9 часов). |
||||||||||||
12 |
|
|
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
1 |
|
|||||||
13 |
|
|
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. |
1 |
|
|||||||
14 |
|
|
Обеспечение радиационной безопасности населения. |
1 |
|
|||||||
15 |
|
|
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. |
1 |
|
|||||||
16 |
|
|
Обеспечение химической защиты населения. |
|
|
|||||||
17 |
|
|
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. |
1 |
|
|||||||
18 |
|
|
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. |
1 |
|
|||||||
19 |
|
|
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. |
1 |
|
|||||||
20 |
|
|
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. |
1 |
|
|||||||
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа). |
||||||||||||
21 |
|
|
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
1 |
|
|||||||
22 |
|
|
Эвакуация населения. |
1 |
|
|||||||
23 |
|
|
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
1 |
|
|||||||
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов). Основы здорового образа жизни (6 часов). |
||||||||||||
24 |
|
|
Здоровье как основная ценность человека. |
1 |
|
|||||||
25 |
|
|
Индивидуальное здоровье, его физическое, духовное и социальное благополучие. |
1 |
|
|||||||
26 |
|
|
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества. |
1 |
|
|||||||
27 |
|
|
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. |
1 |
|
|||||||
28 |
|
|
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. |
1 |
|
|||||||
29 |
|
|
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. |
1 |
|
|||||||
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи (5 часов). |
||||||||||||
30 |
|
|
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие). |
1 |
|
|||||||
31 |
|
|
Первая медицинская помощь при отравлении АОХВ (практическое занятие). |
1 |
|
|||||||
32 |
|
|
Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие). |
1 |
|
|||||||
33 |
|
|
Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие). |
1 |
|
|||||||
34 |
|
|
Итоговая работа. |
1 |
|
|||||||