МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой зам.директора по УВР Педагогическим
группы учителей _____Байжигитова Г.Е. советом №____
Протокол №___ «__»____________201 г. От «__»________201 г.
«__»__________201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Музыка
Класс: 8
Количество часов: всего-35, в неделю -1
Учебник: «Музыка» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Москва, «Просвещение», 2019
Программа разработана на основе
Федерального государственного
Образовательного стандарта
Основного общего образования,
Образовательной программы
МОБУ «Малиновской сош»,
программы «Музыка 5-9 классы»,
Москва, «Просвещение», 2018
Учитель музыки
МОБУ «Малиновская сош»
Красовская С.В.
Малиновка, 2019
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметныерезультаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицировании
— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
получит возможность научиться:
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира,народное музыкальное творчество;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, симфонический цикл,сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное содержание музыкального образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями: «Классика и современность», «Традиции и новаторство в музыке». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об музыкальном искусстве. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы. Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. Современная музыкальная жизнь. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
Календарно-тематическое планирование по музыке 8 класс (35 часов).
№п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание
|
|
план |
факт |
|||
|
|
|
Раздел: "Классика и современность" ( 17 ч) |
|
1 |
|
|
Классика в нашей жизни |
|
2 |
|
|
В музыкальном театре. Опера. |
|
3 |
|
|
В музыкальном театре. Опера "Князь Игорь". |
|
4 |
|
|
В музыкальном театре. Балет.Балет «Ярославна». |
|
5 |
|
|
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера."Человек есть тайна". |
|
6 |
|
|
Рок-опера"Преступление и наказание". |
|
7 |
|
|
Мюзикл" Ромео и Джульетта" :от ненависти до любви" |
|
8 |
|
|
Музыка к драматическому спектаклю. |
|
9 |
|
|
"Ромео и Джульетта"Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. |
|
10 |
|
|
Из музыки к спектаклю "Ревизская сказка" |
|
11 |
|
|
Образы Гоголь -сюиты. |
|
12 |
|
|
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт". |
|
13 |
|
|
Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму "Властелин колец" |
|
14 |
|
|
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта» |
|
15 |
|
|
Симфония № 5 П. И. Чайковского |
|
16 |
|
|
Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева |
|
17 |
|
|
Обобщающий урок по теме: "Классика и современность". |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Радел: Традиции и новаторство в музыке (18 часов) |
|
18 |
|
|
Музыканты - извечные маги. |
|
19 |
|
|
И снова в музыкальном театре... Опера. "Порги и Бесс"(фрагменты)Дж.Гершвин .Развитие традиций оперного спектакля. |
|
20 |
|
|
Опера «Кармен»(фрагменты) |
|
21 |
|
|
Опера «Кармен». |
|
22 |
|
|
Портреты великих исполнителей. Е. Образцова |
|
23 |
|
|
Балет «Кармен-сюита».(фрагменты)Р.Щедрин |
|
24 |
|
|
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая |
|
25 |
|
|
Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. |
|
26 |
|
|
Классика в современной обработке. |
|
27 |
|
|
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. |
|
28 |
|
|
Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. |
|
29 |
|
|
Литературные страницы. «Письмо к Богу «неизвестного солдата. |
|
30 |
|
|
Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. |
|
31 |
|
|
Галерея религиозных образов. |
|
32 |
|
|
Неизвестный Свиридов. "О России петь-что стремиться в храм..."Хоровой цикл"Песнопения и молитвы".(фрагменты) |
|
33 |
|
|
Свет фресок Дионисия -миру ("Фрески Диониссия" р.Щедрин ) |
|
34 |
|
|
Музыкальные завещания потомкам |
|
35 |
|
|
Пусть музыка звучит. Обобщающий урок -концерт по теме: «Традиции и новаторство в музыке». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|