Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
- • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
- • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- • слушать партнера;
- • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
- • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- • вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
- • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
Наглядная геометрия
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Четырехугольники. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.
Площадь. Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Тематическое планирование
Тема |
|
|
Всего |
Контрольные работы |
|
Четырехугольники |
14 |
1 |
Площадь |
14 |
1 |
Подобные треугольники |
19 |
2 |
Окружность |
17 |
1 |
Повторение |
2 |
1 |
№ § |
Содержание материала |
Всего |
|
Глава V. Четырехугольники (14ч) |
|
1 |
Многоугольники |
2 |
2 |
Параллелограмм и трапеция |
6 |
3 |
Прямоугольник. Ромб. Квадрат |
4 |
4 |
Решение задач |
1 |
Контрольная работа №1 |
1 |
|
Глава VI. Площадь (14 ч) |
||
1 |
Площадь многоугольника |
2 |
2 |
Площади параллелограмма, треугольника и трапеции |
6 |
3 |
Теорема Пифагора |
3 |
4 |
Решение задач |
2 |
|
Контрольная работа №2 |
1 |
|
Глава VII. Подобные треугольники (19 ч) |
|
1 |
Определение подобных треугольников |
2 |
2 |
Признаки подобия треугольников |
5 |
|
Контрольная работа №3 |
1 |
3 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач |
7 |
4 |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
3 |
Контрольная работа №4 |
1 |
|
Глава VIII. Окружность (17 ч) |
||
1 |
Касательная к окружности |
3 |
2 |
Центральные и вписанные углы |
4 |
3 |
Четыре замечательные точки треугольника |
3 |
4 |
Вписанная и описанная окружности |
4 |
|
Решение задач |
2 |
|
Контрольная работа № 5 |
1 |
|
Повторение. Решение задач
|
2 |
ИТОГО |
68 |
График контрольных работ по геометрии в 8 классе на 2019-2020 учебный год
№ урока |
Дата |
Тема |
16 |
25.10.19 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники» |
30 |
20.12.19 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь». |
38 |
31.01.20 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Подобные треугольники». |
49 |
10.03.20 |
Контрольная работа № 4 по теме: «Подобные треугольники». |
66 |
22.05.20 |
Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность» |
68 |
29.05.20 |
Итоговая контрольная работа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ
Учебник «Геометрия 7 – 9» Л.С.Атанасян и др. 2 часа в неделю, всего 68 часов
№ урока |
Дата |
Содержание материала |
Примечание |
|
по граф. |
по факту |
|||
Глава V. Четырехугольники (14 часов) |
||||
1 |
3.09 |
Повторение по теме: «Треугольники» |
||
2 |
6.09 |
Повторение по теме: «Параллельные прямые» |
||
3 |
10.09 |
Многоугольники |
§ 1, п.39,40, № 366,364 |
|
4 |
13.09 |
Многоугольники |
§1, п.39-41, №370,368 |
|
5 |
17.09 |
Параллелограмм и трапеция |
§2, п.42,№ 372(б), 376(в, г) |
|
6 |
20.09 |
Параллелограмм и трапеция |
§2,п.42, № 377, 384 |
|
7 |
24.09 |
Параллелограмм и трапеция |
§2,п.43, №380,385 |
|
8 |
27.09 |
Параллелограмм и трапеция |
§2,п.43, № 383 |
|
9 |
1.10 |
Параллелограмм и трапеция |
§2, п.44, 387, 389(б) |
|
10 |
4.10 |
Параллелограмм и трапеция |
§2,п.44, №392(а), 388(б) |
|
11 |
8.10 |
Прямоугольник, ромб, квадрат |
§3, п.45, № 401(б), №402 |
|
12 |
11.10 |
Прямоугольник, ромб, квадрат |
§3,п.46 № 405(б), №407 |
|
13 |
15.10 |
Прямоугольник, ромб, квадрат |
§3, п.46, № 410(б), № 412 |
|
14 |
18.10 |
Прямоугольник, ромб, квадрат |
§3, п.47, № 417,418, 422 |
|
15 |
22.10 |
Решение задач по теме «Четырехугольники» |
§1-3, № 425, 438 |
|
16 |
25.10 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники» |
|
|
Глава VI. Площадь (14 часов) |
||||
17 |
5.11 |
Анализ результатов контрольной работы №1. Площадь многоугольника |
§1,п.48, №446(а,в), №447 |
|
18 |
8.11 |
Площадь многоугольника |
§1, п.49,50, №450(б), 452(а,в) |
|
19 |
12.11 |
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции |
§2,п.51, № 459(а,в), №462 |
|
20 |
15.11 |
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции |
§2,п.51, № 464(б,в), № 465 |
|
21 |
19.11 |
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции |
§2, п.52, № 468(б,г), №471(б) |
|
22 |
22.11 |
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции |
§2, п.52, № 474, №479(б), |
|
23 |
26.11 |
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции |
§2,п.53, №480(б), 482 |
|
24 |
29.11 |
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции |
§2,п.53, №478, 495(а,в) |
|
25 |
3.12 |
Теорема Пифагора |
§3,п.54, №483(а,г), 484(б,в), 489 |
|
26 |
6.12 |
Теорема Пифагора |
§3,п.54, №491, 498 а,г |
|
27 |
10.12 |
Теорема Пифагора |
§3,п.55, №490(б), 492 |
|
28 |
13.12 |
Решение задач по теме: «Площадь». |
§1-3, №499(а), 494 |
|
29 |
17.12 |
Решение задач по теме: «Площадь». |
§1-3, №498(в,д,ж), 467 |
|
30 |
20.12 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь». |
|
|
Глава VII. Подобные треугольники (19 часов) |
||||
31 |
24.12 |
Анализ результатов контрольной работы №2. Определение подобных треугольников |
§1, п.56,57, №534(б), 538 |
|
32 |
27.12 |
Определение подобных треугольников |
§1, п.58, №540, 542 |
|
33 |
14.01 |
Признаки подобия треугольников |
§2, п.59, №551(б), 552(а), |
|
34 |
17.01 |
Признаки подобия треугольников |
§2,п.60 №559,553(б) |
|
35 |
21.01 |
Признаки подобия треугольников |
§2,п.61, №560,613 |
|
36 |
24.01 |
Признаки подобия треугольников |
§1-2, № 555, 605 |
|
37 |
28.01 |
Признаки подобия треугольников |
§1-2, № 611, 563 |
|
38 |
31.01 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Подобные треугольники». |
|
|
39 |
4.02 |
Анализ результатов контрольной работы №3. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
§3,п.62, №565, 571 |
|
40 |
7.02 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
§3,п.62, №568(б), 618 |
|
41 |
11.02 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
§3,п.63, №572(б), 574(б), 576 |
|
42 |
14.02 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
§3,п.63,585(в), 607, 623 |
|
43 |
18.02 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
§3,п.64, №586,587 |
|
44 |
21.02 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
§3,п.64, 588 |
|
45 |
25.02 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
§3, карточка |
|
46 |
28.02 |
Соотношение между сторонами и углами треугольника |
§4,п.66, №591(в,г), 592(б,г,е) |
|
47 |
3.03 |
Соотношение между сторонами и углами треугольника |
§4, п.67,№595, 596, 598(б) |
|
48 |
6.03 |
Соотношение между сторонами и углами треугольника |
§3-4, №603, 621, 626 |
|
49 |
10.03 |
Контрольная работа № 4 по теме: «Подобные треугольники». |
|
|
Глава VIII. Окружность(17 часов). |
||||
50 |
13.03 |
Анализ результатов контрольной работы №4. Касательная к окружности |
§1, п.68, №631(б,в), 633 |
|
51 |
17.03 |
Касательная к окружности |
§1,п.69, №634, 638 |
|
52 |
20.03 |
Касательная к окружности |
§1, п.69, №640,648 |
|
53 |
3.04 |
Центральные и вписанные углы |
§2, п.70, №650(б), 652, 651(б) |
|
54 |
7.04 |
Центральные и вписанные углы |
§2, п.71, №657, 660, 663 |
|
55 |
10.04 |
Центральные и вписанные углы |
§2, п.71, №666(б), 667, |
|
56 |
14.04 |
Центральные и вписанные углы |
§2, п.71, №665, 669 |
|
57 |
17.04 |
Четыре замечательные точки треугольника |
§3, п.72, №676(б), 678 |
|
58 |
21.04 |
Четыре замечательные точки треугольника |
§3, п.72-73, №679(а), 681 |
|
59 |
24.04 |
Четыре замечательные точки треугольника |
§3, п.72-73, №686, 720 |
|
60 |
28.04 |
Вписанная и описанная окружность |
§4, п.74, №637, 690, 693(а) |
|
61 |
5.05 |
Вписанная и описанная окружность |
§4, п.74, № 641, 696 |
|
62 |
8.05 |
Вписанная и описанная окружность |
§4, п.75, № 702(б), 705(б) |
|
63 |
12.05 |
Вписанная и описанная окружность |
§4, п.75, № 708, 709 |
|
64 |
15.05 |
Решение задач по теме: «Окружность» |
§3-4, №707, 721, 728 |
|
65 |
19.05 |
Решение задач по теме: «Окружность» |
§3-4, №732, 725, 726 |
|
66 |
22.05 |
Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность» |
|
|
67 |
26.05 |
Анализ результатов контрольной работы №5. Решение задач по теме: «Параллелограмм и трапеция» |
Карточки |
|
68 |
29.05 |
Итоговая контрольная работа |