Планируемые результаты
Требования к результатам освоения курса химии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты обучения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты обучения:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты обучения:
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Выпускник научится:
- •описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
- • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
- • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
- • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
- • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
- • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
- • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
- • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
- • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
- • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
- • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
- • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
- • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества
Выпускник научится:
- • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
- • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
- • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
- • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
- • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
- • изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
- • выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
- • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
- • описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;
- • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
- • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
- • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
- • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
- • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
- • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Содержание учебного предмета
Введение (4/6 ч)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развитияхимии. Роль отечественных ученых в становлении химическойнауки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.
Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Тема 1 Атомы химических элементов (9/14 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ.
Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Тема 2 Простые вещества (6/9 ч)
Положение металлов и неметаллов в Периодическойсистеме химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода.
Молекулы простых веществ неметаллов — водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.
Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Тема 3 Соединения химических
элементов (14/16 ч)
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов.
Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав.
Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Тема 4 Изменения, происходящиес веществами (12/15 ч)
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо и эндотермических реакциях.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.
Тема 5 Практикум 1
Простейшие операции с веществом (3/5 ч)
1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2 Признаки химических реакций. 3 Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.
Тема 6 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18/26 ч)
Растворение как физико химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с раз личным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно восстановительные реакции.
Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно восстановительных реакций.
Тема 7 Практикум 2 Свойства растворов электролитов (1/4 ч)11
1 Ионные реакции. 4 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 5 Решение экспериментальных задач.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Первоначальные химические понятия |
4 |
2 |
Атомы химических элементов |
9 |
3 |
Простые вещества |
6 |
4 |
Соединения химических элементов |
14 |
5 |
Изменения, происходящие с веществами |
12 |
6 |
Практикум №1. Простейшие операции с веществом |
3 |
7 |
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. |
18 |
8 |
Практикум №2. Свойства растворов электролитов |
2 |
9 |
Повторение |
2 |
Календарно-тематическое планирование Химия в 8 классе
Учебник «Химия» О. С. Габриелян 2 часа в неделю, 70 часов в год
№ п\п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. |
|
Введение. Первоначальные химические понятия (4 часа) Химия – часть естествознания. Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк развития химии. Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов) Основные сведения о строении атомов. Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой Ковалентная полярная химическая связь. Металлическая химическая связь. Повторение по теме "Атомы химических элементов". Контрольная работа №1 по теме: "Атомы химических элементов". Тема 2. Простые вещества (6 часов) Анализ контрольной работы №1. Простые вещества - металлы. Простые вещества неметаллы. Количество вещества. Молярный объем газов. Расчеты с использованием понятий "количество вещества", "молярная масса", "молярный объем", "число Авогадро" Контрольная работа №2 по теме "Простые вещества". Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов) Анализ результатов контрольной работы №2. Степень окисления. Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения. Основания. Кислоты. Соли. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты, связанные с понятием «доля». Расчеты, связанные с понятием «доля». Обобщение и систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов". Контрольная работа №3 по теме "Соединения химических элементов". Анализ результатов контрольной работы №3.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 часов) Физические явления в химии. Химические реакции. Химические уравнения. Расчеты по химическим уравнениям. Реакции разложения. Реакции соединения. Реакции замещения. Реакции обмена. Типы химических реакций на примере свойств воды. Обобщение и систематизация знаний по теме « Изменения, происходящие с веществами». Контрольная работа №4 по теме "Изменения, происходящие с веществами". Анализ результатов контрольной работы №4.
Тема 5. Практикум №1. Простейшие операции с веществом (3 часа) Правила безопасной работы в химической лаборатории. Практическая работа №1 по теме «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» Практическая работа №2 по теме «Признаки химических реакций» Практическая работа №3 по теме « Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе».
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (18 часов) Растворение. Растворимость веществ в воде. Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований, солей. Ионные уравнения. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Основания в свете теории электролитической диссоциации. Основания в свете теории электролитической диссоциации. Оксиды в свете теории электролитической диссоциации. Оксиды в свете теории электролитической диссоциации. Соли в свете теории электролитической диссоциации. Соли в свете теории электролитической диссоциации. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций. Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстановительных реакций. Контрольная работа №5 по теме "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов". Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов (2 часа) Анализ результатов контрольной работы №5.Практическая работа №4 по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» Практическая работа №5 по теме «Решение экспериментальных задач» Итоговая контрольная работа. Анализ итоговой контрольной работы. |
Контрольные и практические работы.
№ урока |
Дата |
Название |
Контрольные работы |
||
13 |
Контрольная работа №1 по теме: "Атомы химических элементов". |
|
19 |
Контрольная работа №2 по теме "Простые вещества". |
|
32 |
Контрольная работа №3 по теме "Соединения химических элементов". |
|
44 |
Контрольная работа №4 по теме "Изменения, происходящие с веществами". |
|
66 |
Контрольная работа №5 по теме "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов". |
|
69 |
Итоговая контрольная работа |
|
Практические работы |
||
46 |
Практическая работа №1 по теме «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» |
|
47 |
Практическая работа №2 по теме «Признаки химических реакций» |
|
48 |
Практическая работа №3 по теме « Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе». |
|
67 |
Практическая работа №4 по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» |
|
68 |
Практическая работа №5 по теме «Решение экспериментальных задач» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
- Химия. 8 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.–М: «Дрофа», 2009. – 270, [1] с. : ил.