Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Образование

Рабочая программа по физике 8 класс

Опубликовано в Рабочие программы 8 класс

 

Планируемые результаты:

 В соответствии с требованиями  Стандарта  результаты освоения учащимися программы по физике  в 8 классе отражают достижения следующих планируемых  результатов:

Личностные результаты обучения:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные результаты обучения:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения:

Тепловые явления.  Изменение агрегатного состояния вещества.

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • объяснять явления диффузии, изменения агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законе сохранения энергии в тепловых процессах;
  • измерять физические величины: температуру, количество теплоты, объем, массу, влажность воздуха;
  • проводить простые физические опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимости: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменении агрегатного состояния вещества;
  • применять на практике физические знания для учета теплопроводности и теплоёмкости различных веществ в повседневной жизни;
  • объяснять устройства и принцип действия физических приборов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.

Электрические явления.

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • объяснять явления электризации тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;
  • измерять физические величины: сила тока, напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность ток;
  • проводить простые физические опыты и экспериментальные исследования по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи;
  • практически применять физические знания для безопасного общения с электробытовыми приборами, предупреждение опасного воздействия на организм человека электрического тока.
  • объяснять устройство и принцип действия физических приборов: динамика, микрофона, электрогенератора.

Магнитные явления.

Учащийся научится:

  • • объяснять явления действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитной индукции;
  • • проводить простые физические опыты и экспериментальные исследования по изучению действия магнитного поля на проводник с током;
  • • практически применять физические знания для безопасного общения с электробытовыми приборами, предупреждение опасного воздействия на организм человека электромагнитных излучений;
  • • объяснять устройство и принцип действия физических приборов: динамика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя.

Световые явления.

Учащийся научится:

  • • объяснять явления отражения, преломления и дисперсии света;
  • • проводить простые физические опыты и экспериментальные исследования по изучению зависимости угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения;
  • • измерять физические величины: фокусное расстояние, оптическую силу линз
  • • объяснять устройство и принцип действия физических приборов: очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.

Ученик получит возможность научиться        

  • В познавательной сфере: давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.
  • В ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов.
  • В трудовой сфере: проводить физический эксперимент.
  • В сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.

 

Содержание учебного предмета

Тепловые явления (12 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества.(11 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления. (27 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. (7 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Итоговое повторение (2 часа)

 

Тематическое планирование

 

 

№ п\п

Название темы

Количество часов

1

Тепловые явления

12

2

Изменение агрегатных состояний вещества.

11

3

Электрические явления.

27

4

Электромагнитные явления.

7

5

Световые явления

9

6

Повторение

2

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование по физике в 8 классе (2 часа в неделю, 68 часа в год)

Учебник: Физика. 8 класс: учебник / А.В. Перышкин. – М.:Дрофа, 2018. – 238, [2] с. : ил.

№ п\п

дата

Тема урока

примечание

план

факт

         Тепловые явления (12 часов)

1

02.09

 

Температура.

 

2

04.09

 

Внутренняя энергия.

 

3

09.09

 

Способы изменения внутренней энергии.

 

4

11.09

 

Виды теплообмена.

 

5

16.09

 

Примеры теплообмена в природе и технике.

 

6

18.09

 

Удельная теплоёмкость.

 

7

23.09

 

Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении.

 

8

25.09

 

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

 

9

30.09

 

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

 

10

02.10

 

Горение топлива.

 

11

07.10

 

Решение задач по теме: «Расчет количества теплоты»

 

12

09.10

 

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

 

         Изменение агрегатных состояний вещества. (11 часов)

13

14.10

 

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

 

14

16.10

 

Удельная теплота плавления.

 

15

21.10

 

Решение задач по теме: «Плавление и кристаллизация».

 

16

23.10

 

Испарение и конденсация.

 

17

06.11

 

Влажность воздуха.

 

18

11.11

 

Кипение. Удельная теплота парообразования.

 

19

13.11

 

Решение задач по теме: «Парообразование и конденсация»

 

20

18.11

 

Тепловые машины. КПД теплового двигателя.

 

21

20.11

 

Решение задач по теме: «Тепловые явления»

 

22

25.11

 

Зачет по теме: «Тепловые явления»

 

23

27.11

 

Контрольная работа №1 по теме: «Тепловые явления»

 

          Электрические явления. (27 часов)

24

02.12

 

Электризация тел.

 

25

04.12

 

Электрическое поле.

 

26

09.12

 

Решение задач по теме: «Заряженная частица в электрическом поле»

 

27

11.12

 

Строение атома.

 

28

16.12

 

Закон сохранения электрического заряда.

 

29

18.12

 

Зачет по теме:  «Электростатика»   

 

30

23.12

 

Источники тока. Электрическая цепь.

 

31

25.12

 

Электрический ток в металлах.

 

32

30.12

 

Сила тока.

 

33

15.01

 

Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

 

34

20.01

 

Электрическое напряжение.

 

35

22.01

 

Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

 

36

27.01

 

Электрическое сопротивление.

 

37

29.01

 

Закон Ома.

 

38

03.02

 

Решение задач по теме: «Закон Ома»

 

39

05.02

 

Реостаты.

 

40

10.02

 

Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»,

Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

 

41

12.02

 

Последовательное соединение проводников.

 

42

17.02

 

Решение задач по теме: «Последовательное соединение проводников»

 

43

19.02

 

Параллельное соединение.

 

44

24.02

 

Решение задач по теме:  «Параллельное соединение проводников»

 

45

26.02

 

Работа и мощность электрического тока.

 

46

02.03

 

Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы в электрической лампе»

 

47

04.03

 

Закон Джоуля – Ленца.

 

48

09.03

 

Решение задач по теме:  «Электрические явления»

 

49

11.03

 

Зачет по теме:  «Электрические явления»

 

50

16.03

 

Контрольная работа №2 по теме: «Электрические явления»

 

Электромагнитные явления. (7 часов)

51

18.03

 

Магнитное поле.

 

52

01.04

 

Магнитное поле прямого тока.

 

53

06.04

 

Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

 

54

08.04

 

Магнитное поле катушки с током.

 

55

13.04

 

Лабораторная работа №9 «Изучение электродвигателя постоянного тока»

 

56

15.04

 

Постоянные магниты.

 

57

20.04

 

Зачет по теме: «Магнитные явления»

 

          Световые явления (9 часов)

58

22.04

 

Распространение света.

 

59

27.04

 

Отражение света.

 

60

29.04

 

Плоское зеркало.

 

61

04.04

 

Преломление света.

 

62

06.05

 

Линзы.

 

63

11.05

 

Построение изображений, даваемых линзой.

 

64

13.05

 

Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»

 

64

18.05

 

Глаз и зрение.

 

66

20.05

 

Контрольная работа №3 по теме: «Световые явления»

 

          Повторение (2 часа)

67

25.05

 

Повторение.

 

68

27.05

 

Итоговая контрольная работа

 

 

Контрольные и лабораторные работы.

№ урока

дата

название

Контрольные работы

23

27.11

Контрольная работа №1 по теме: «Тепловые явления»

50

16.03

Контрольная работа №2 по теме: «Электрические явления»

66

20.05

Контрольная работа №3 по теме: «Световые явления»

68

27.05

Итоговая контрольная работа

Лабораторные работы

8

25.09

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

9

30.09

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

33

15.01

Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

35

22.01

Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

40

10.02

Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»,

Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

46

02.03

Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы в электрической лампе»

53

06.04

Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

55

13.04

Лабораторная работа №9 «Изучение электродвигателя постоянного тока»

64

13.05

Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Тихонова Е.Н. Программа основного общего образования по физике. 7-9 класс. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Физика. 8 класс: учебник / А.В. Перышкин. – М.:Дрофа, 2018. – 238, [2] с. : ил.