Планируемые результаты
Изучение литературы в основной школе обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Содержание учебного предмета
Введение.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения:
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе в 6 кл (105 ч) |
||||||||||
№ пп |
Дата |
Тема урока |
|
Примечание
|
||||||
По плану |
По факту |
|||||||||
Введение (1 час) |
|
|||||||||
1 |
|
|
Художественное произведение, автор, герои |
1 |
Подготовить рассказ «Книга, оставившая след в моей жизни». |
|||||
Устное народное творчество (4 час) |
||||||||||
2 |
|
|
Обрядовый фольклор. |
1 |
Проект «Календарно-обрядовые песни Северо-запада» |
|||||
3 |
|
|
Пословицы, поговорки. |
1 |
Стр. 16-17, задания № 2, 4, 6 (устно); 7 (письм.) |
|||||
4 |
|
|
Загадки (внеклассное чтение) |
1 |
Самост. читать «Повесть временных лет» |
|||||
5 |
|
|
Р.р. Урок-посиделки «Русский фольклор» |
1 |
Читать «Повесть временных лет» |
|||||
Из древнерусской литературы (1 час) |
||||||||||
6 |
|
|
Русская летопись |
1 |
Сообщение об И.И.Дмитриеве с презентацией; наизусть басню по выбору. |
|||||
Из литературы XVIII века (1час) |
||||||||||
7 |
|
|
Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». |
1 |
«Муха» наизусть; сообщение стр.31- 33;выразит.чит. стр.37 - 42 |
|||||
|
|
Из русской литературы (46 часов) |
||||||||
8 |
|
|
И. А. Крылов (4ч) И. А. Крылов.«Осел и Соловей». |
1 |
Басню «Ларчик» учить наизусть; выраз.чит.34 – 36; вопр. Стр.37 |
|||||
9 |
|
|
И. А. Крылов. « Листы и корни». |
1 |
Вопросы и задания на стр. 43 -44 |
|||||
10 |
|
|
И. А. Крылов.«Ларчик». |
1 |
|
|||||
11 |
|
|
Р.р. Русские басни |
1 |
Сообщения об А.С.Пушкине; Стр.45 – 51 чит.; вопр. Стр. 51 |
|||||
А.С. Пушкин (14ч) |
||||||||||
12 |
|
|
А. С. Пушкин. «И.И. Пущину» |
1 |
«Узник» наизусть; творч. Задания 1 – 3 стр. 51-52 (по выбору) |
|||||
13 |
|
|
А.С. Пушкин «Узник» |
1 |
«Зимнее утро наизусть», иллюстрации. |
|||||
14 |
|
|
А.С. Пушкин «Зимнее утро» |
1 |
Читать повесть «Барышня-крестьянка» |
|||||
15 |
|
|
А.С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина. (внеклассное чтение) |
1 |
Презентация «Повести Белкина» стр.143; чит. «Барышня – крестьянка» |
|||||
16 |
|
|
А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха. |
1 |
Сбор материала по тексту «Образ автора в повести» .; Вопр. на стр. 144 - 145 |
|||||
17 |
|
|
А.С. Пушкин»Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров |
1 |
Читать роман «Дубровский», индивид. Сообщения. |
|||||
18 |
|
|
«Дубровский»: бунт крестьян. |
1 |
Читать главы 1 – 4 стр. 63 – 85; в тетр. составить вопросы. |
|||||
19 |
|
|
«Дубровский»: история любви |
1 |
Читать гл. 5 – 8 Стр. 138 – 139 (отв. на вопросы) |
|||||
20 |
|
|
«Дубровский»: протест Владимира Дубровского |
1 |
Читать гл.9 – 12; отв. На вопр.стр139 – 140 к главам |
|||||
21 |
|
|
« Дубровский»: композиция романа. |
1 |
Чит. Гл 13 – 15; рассказ о Дефорже |
|||||
22 |
|
|
«Дубровский»: моё понимание романа Пушкина (урок контроля) |
1 |
Гл 16 – 18; отв на вопр. Стр.140 |
|||||
23 |
|
|
А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои |
1 |
Дочитать роман; отв на вопросы стр. 140 к главе 19 |
|||||
24 |
|
|
«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. |
1 |
Рассказ о Владимире Дубровском по плану. |
|||||
25 |
|
|
«Повести Белкина»: проблемы и герои (внеклассное чтение) |
1 |
Задания № 1, 4, 7 стр. 141 |
|||||
М.Ю. Лермонтов (5ч) |
||||||||||
26 |
|
|
М.Ю.Лермонтова «Тучи». «Утёс» |
1 |
Выразит. Читать «Листок», «На севере диком…»; инд. сообщение; вопр. 3-4 стр.157 |
|||||
27 |
|
|
М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» |
1 |
Учить наизусть (по выбору); вопр. 154 – 155, 158 - 159 |
|||||
28 |
|
|
М.Ю.Лермонтова «Листок» |
1 |
Творческое задание стр. 155 |
|||||
29 |
|
|
М.Ю. Лермонтов. Лирика |
1 |
|
|||||
30 |
|
|
Р.р.М.Ю. Лермонтов. Лирика |
1 |
Чит. Рассказ «Бежин луг» |
|||||
И.С. Тургенев (4ч) |
||||||||||
31 |
|
|
И.С.Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. |
1 |
Выборочный пересказ; вопросы 1 – 2 «Размышляем о прочитанном» |
|||||
32 |
|
|
«Бежин луг»: образы крестьянских детей |
1 |
Рассказ о мальчиках (по вариантам); задания № 3,4 стр.191 |
|||||
33 |
|
|
«Бежин луг»: картины природы |
1 |
Творческое задание стр.191; вопр. 3 «Размышляем…» |
|||||
34 |
|
|
И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника» (внеклассное чтение) |
1 |
Подготовка к проекту. |
|||||
Ф.И. Тютчев(2ч) |
||||||||||
35 |
|
|
Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...». |
1 |
Заучивание наизусть стр. 195; выразит.чтение стр.197-199, ответы на вопросы. |
|||||
36 |
|
|
Ф.И.Тютчева «Листья» |
1 |
Задания «Учимся читать выразительно» стр.199 |
|||||
А.А. Фет (3ч) |
||||||||||
37 |
|
|
А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». |
1 |
Стр. 203 (наизусть); стр. 204 – 206 (письм. анализ) |
|||||
38 |
|
|
А.А.Фет. «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у берёзы…» |
1 |
Учить наизусть стр. 207 – 208; Проект «Некрасов и Карабиха»; стр. 210 - 212 |
|||||
39 |
|
|
Р.р.Ф.И. Тютчев. А.А.Фет. Лирика |
1 |
|
|||||
Н.А. Некрасов (3ч) |
||||||||||
40 |
|
|
Н. А. Некрасов. «Железная дорог»: автор и народ. |
1 |
Стр. 213(отрывок наизусть); выраз.чит; вопр. Стр. 220 |
|||||
41 |
|
|
Н.А.Некрасова «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения. |
1 |
Творческое задание стр. 220 |
|||||
42 |
|
|
Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века. |
1 |
«Левша» читать стр. 226 - 239 |
|||||
Н.С. Лесков (5ч) |
||||||||||
43 |
|
|
Н.С. Лесков. «Левша»: народ и власть. |
1 |
Чит. Стр. 239 – 248;вопросы 1-4 стр. 270 |
|||||
44 |
|
|
«Левша»: язык сказа. |
1 |
Дочитать сказ; задание №5 стр. 270; задания 1 – 3 стр. 271 |
|||||
45
46 |
|
|
«Левша». Понятие об иронии.
Р.р. «Левша». |
1
1 |
Составить словарь «непонятных» слов. |
|||||
47 |
|
|
Н.С. Лесков «Человек на часах» (внеклассное чтение) |
1 |
Задание № 6 стр. 271; творческое задание. |
|||||
А.П. Чехов (3ч) |
||||||||||
48 |
|
|
А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа |
1 |
Ролевое чтение стр.278 – 279; вопр. Стр. 280 - 281 |
|||||
49 |
|
|
А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. |
1 |
Самостоят. Чит. «Хамелеон», «Злоумышленник» |
|||||
50 |
|
|
А.П.Чехова. Рассказы (внеклассное чтение) |
1 |
Биографические справки о поэтах; выразит. чтение стр. 285 - 286 |
|||||
Родная природа в лирике поэтов XIX века (3ч) |
||||||||||
51 |
|
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» |
1 |
Рассказы о поэтах; стр. 283 – 284 выразит. чтение, иллюстрирование. |
|||||
52 |
|
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»…, А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…» |
1 |
Одно из стихотворений наизусть стр. 283, 285, 287 |
|||||
53 |
|
|
Романсы на стихи русских поэтов. А.С. Пушкин «зимний вечер»; М.Ю. Лермонтов «Парус»; Ф.И. Тютчев «Ещё в полях белеет снег…» |
1 |
Подготовиться к контрольной работе; вопросы стр. 288 |
|||||
|
|
|
Из русской литературы XXвека (31 ч) |
|
|
|||||
54 |
21.01 |
|
А.И.Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип. |
1 |
Перечитать рассказ, вопросы 6-7 стр. 16 |
|||||
55
56 |
|
|
«Чудесный доктор» как рождественский рассказ.
Р.р. «Чудесный доктор» |
1
1 |
Пересказ содержания от лица одного из героев. |
|||||
57 |
|
|
А.С. Грин «Алые паруса». |
1 |
Чит. Стр. 19 – 40; пересказ эпизодов по вариантам |
|||||
58
59 |
|
|
А.С. Грин «Алые паруса»: мечта и действительность.
«Алые паруса»: Ассоль и Грей. |
1
1 |
Прочитать повесть до конца; создать иллюстрацию. |
|||||
60 |
|
|
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. |
1 |
Стр. 45 – 49 прочит. И пересказать; вопр. Стр. 49 - 50 |
|||||
61 |
|
|
А.П.Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» (внеклассное чтение) |
1 |
Рассказ и презентация об А.Грине; стр. 17 – 19; отв. На вопр. Стр 19 |
|||||
Произведения о Великой Отечественной войне |
||||||||||
62 |
|
|
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
|
1 |
Стр. 53 , 58 выразит. чтение; задания стр. 55 – 56; 59 Выучить одно из стихотв. О ВО войне. |
|||||
63 |
|
|
Д.С. Самойлов. «Сороковые». |
1 |
Прочитать «Конь с розовой гривой»; задания 1-4 стр. 82 |
|||||
В.П. Астафьев |
|
|||||||||
64 |
|
|
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. |
1 |
«Творческое задание» стр. 82; проект «Словарь сибирских диалектизмов» |
|||||
65 |
|
|
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. |
1 |
Вопросы стр. 83 «Творческое задание» стр. 84(составить план рассказа). |
|||||
66 |
|
|
Р.р. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». |
1 |
Читать рассказ «Уроки французского». Пересказ эпизода. |
|||||
В.Г. Распутин |
|
|||||||||
67 |
|
|
В.Г.Распутин «Уроки французского»: трудности послевоенного времени |
1 |
Стр. 121 вопросы 1 – 7; «Будьте внимательны к слову» стр. 122 |
|||||
68 |
|
|
«Уроки французского»: стойкость главного героя. |
1 |
Сравнить фильм и рассказ В.Распутина Вопрос №8 стр.121 |
|||||
69
70 |
|
|
В.Г. Распутин «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.
Р.р. Распутин «Уроки французского» |
1 |
|
|||||
71 |
|
|
В.М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя. |
1 |
прочитать рассказ «Срезал». Вопр. на стр. 138 |
|||||
72 |
|
|
В.М. Шукшин «Чудик», «Срезал» (внеклассное чтение) |
1 |
|
|||||
73 |
|
|
Ф.И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. |
1 |
«Творческое задание» стр. 157 (дом.сочинение по плану) |
|||||
74 |
|
|
«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе |
1 |
Смешной случай из школьной жизни (рассказ). |
|||||
75 |
|
|
Классное сочинение по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф.А. Искандера (по выбору) |
1 |
|
|||||
76 |
|
|
Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» |
1 |
Стр. 161 – 163 наизусть по выбору; сообщение об А.С. Есенине |
|||||
77 |
|
|
С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша» |
1 |
Стр. 165 – 167 (читать) ; «Звезда полей» наизусть; иллюстрации. |
|||||
78 |
|
|
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» |
1 |
|
|||||
79 |
|
|
Н.М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная. |
1 |
|
|||||
80 |
|
|
Н.М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа (внеклассное чтение) |
1 |
Стр. 124 – 137; вопр. И «творч. задание» стр.137 |
|||||
81 |
|
|
Р.Р. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе. |
1 |
|
|||||
82 |
|
|
Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе |
1 |
Стр. 124 – 137; вопр. И «творч. задание» стр.137 |
|||||
83 |
|
|
Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».
|
1 |
Стр. 172 – 175 выразит читать, отв. На вопросы стр. 175,«Творческое задание» |
|||||
84 |
|
|
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». |
1 |
Пересказы мифов о богах и героях Древней Греции. |
|||||
Из зарубежной литературы (17 час) |
|
|||||||||
85 |
|
|
Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. |
1 |
Пересказ мифа о Геракле (по вариантам) |
|||||
86 |
|
|
Подвиги Геракла: воля богов - ум и отвага героев. |
1 |
Чтение и пересказ мифов. |
|||||
87 |
|
|
Древнегреческие мифы (внеклассное чтение) |
1 |
Устные иллюстрации к легенде. |
|||||
88 |
|
|
Геродот. «Легенда об Арионе» |
1 |
Чит. 188 – 191; индив. сообщения ; выразит ч тение стр. 194 - 216 |
|||||
89 |
|
|
Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. |
1 |
Выборочный пересказ глав из романа «Дон Кихот» |
|||||
90 |
|
|
Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. |
1 |
|
|||||
91 |
|
|
Гомер. «Одиссея» (внеклассное чтение) |
1 |
|
|||||
92 |
|
|
М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. |
1 |
Сообщение о поэте; выразит чтение стр. 222 – 226 |
|||||
93 |
|
|
«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы. |
1 |
|
|||||
94 |
|
|
«Дон Кихот»: нравственный смысл романа. |
1 |
|
|||||
95 |
|
|
«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве. |
1 |
|
|||||
96 |
|
|
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести. |
1 |
Прочитать «Маттео Фальконе»; «Творческое задание» стр. 244 |
|||||
97 |
|
|
П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация. |
1 |
Рассказ о А.де Сент-Экзюпери; прочитать «Маленький принц» |
|||||
98 |
|
|
«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. |
1 |
|
|||||
99 |
|
|
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые. |
1 |
Отобрать литературные сказки, составить аннотацию к сборнику. |
|||||
100 |
|
|
«Маленький принц» как философская сказка-притча. |
1 |
|
|||||
101 |
|
|
«Маленький принц»: вечные истины в сказке (внеклассное чтение) |
1 |
|
|||||
Итоговый урок. Задание на лето (1 ч) |
|
|
||||||||
102 |
|
|
«Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения. |
1
|
Рекомендательный список для чтение летом. |
|||||