Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Образование

Рабочая программа по изобразительному искусству

Опубликовано в Рабочие программы 6 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

                 РАССМОТРЕНО                            СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДЕНО

                 на заседании творческой                зам.директора по УВР                           Педагогическим

                 группы учителей                            _____Байжигитова Г.Е.                          советом  №____

 Протокол №___                         «__»____________201  г.                         От «__»________201 г.

                «__»__________201  г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая    программа

 

              Предмет:    Изобразительное  искусство        

              Класс: 5, 6,7

              Количество часов:        5кл:  всего-35, в неделю -1

                                                      6кл:  всего-35, в неделю -1

                                                      7кл:  всего-35, в неделю -1

             Учебник: «Изобразительное искусство»

                              под редакцией Б.М.Неменского

                              Москва «Просвещение», 2014

 

 

 

 

                                                                                                             Программа разработана на основе

                                                                                                          Федерального государственного

                                                                                                   Образовательного стандарта

                                                                                                          Основного  общего образования,

                                                                                                   Образовательной программы

                                                                                                   МОБУ «Малиновской сош»,

                                                                                                      программы «Изобразительное

                                                                                          искусство 5-9 классы»,                                                                    

                                                                                                Москва «Просвещение»2019

 

                                                                                                     Учитель изобразительного

                                                                          искусства

                                                                                                        МОБУ «Малиновская сош»

                                                                                     Красовская С.В.

 

 

 

 

 

Малиновка, 2019 год

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета  «Изобразительное искусство».

5 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

Метапредметные результаты

-Формирование   активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

Предметные результаты:

-восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

-активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

-художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;

-понимание разницы между элитарным и массовым искусством;

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности.

 

6 класс

Личностные результаты:

-осмысление и эмоционально –ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;

-освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

-воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

 -овладение средствами художественного изображения;

-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально -  нравственной оценке

Метапредметные результаты:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека

Предметные результаты:

-понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;

-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры);

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.

 

7 класс

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально -  нравственной оценке

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека

-формирование способности к целостному художественному восприятию мира

Предметные результаты:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

-эмоционально- ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

 

 

 

Содержание предмета «Изобразительное искусство».

Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно - прикладные искусства

5 класс (35 ч)

Тема 5 класса посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения, и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.  Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.  Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Основные разделы программы:

 

 «Древние корни народного  искусства»-8ч.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

 «Связь времен в  народном искусстве»-8ч.

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

 «Декор-человек, общество, время»- 12ч.

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

 «Декоративное искусство в современном мире»- 7ч.

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.

 

6 класс (35)

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса -  посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)  Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха..

Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)

 

7 класс 35 ч)

 

Искусство композиции- основа  дизайна и архитектуры (8 ч)

Тема. Основы композиции и в конструктивных искусствах

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основ­ные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронталь­ная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамиче­ское равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм.

Тема. Прямые линии и организация пространства.

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разрежен­ность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная ос­мысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

      Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразитель­ность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

Тема. Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типо­графской строки как элементов плоскостной композиции.

Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтаж­ность их соединения, образно-информационная цельность. Стили­стика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

      Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляю­щие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание

 

Художественный язык конструктивных искусств.(8 ч)

Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение пло­скостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плос­костного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг­ цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование пони­мания учащихся проекционной природы чертежа.

Тема. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомо­гательные соединительные элементы в пространственной компо­зиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесо­образности конструкции. Модуль как основа эстетической цель­ности постройки и домостроительной индустрии.

Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизон­тальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архи­тектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использо­вание элементов здания в макете проектируемого объекта.

            Тема.  Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность соче­таний объемов.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образно­го и рационального. Красота - наиболее полное выявление функ­ции вещи.

Тема. Форма и материал.

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).

Тема. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизай­не и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Пре­обладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологи­ческое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его на­хождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очерта­ния, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спект­ра и их тональностей. Фактура цветового покрытия

 

 

 

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 ч)

Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможнос­тей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стиле­вого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура на­родного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

 Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.

Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды плани­ровки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомк­нутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.

      Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и ин­дивидуализации городской среды, в установке связи между чело­веком и архитектурой. Создание информативного комфорта город­ской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информаци­онных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера.

      Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социаль­ность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерь­ер. От унификации к индивидуализации подбора вещного напол­нения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Ди­зайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).

      Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

      Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение техноло­гии макетирования путем введения в технику бумагопластики раз­личных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древеси­на, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объ­ектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).

Тема. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Единство эстетического и функционального в объемно-прост­ранственной организации среды жизнедеятельности людей. При­родно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно­-смысловой логики.

Художественно- творческое задание

 

Образ жизни и индивидуальное проектирование.(7 ч)

Тема. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

   Мечты и представления, учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Прин­ципы организации и членения пространства на различные функ­циональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для де­тей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инже­нерно-бытовых и санитарно-технических задач.

Тема. Интерьер, который мы создаем. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера об­разно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Тема. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй. Сад (английский, французский, восточный) и традиции рус­ской городской и сельской усадьбы.

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организа­ция палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские гор­ки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

      Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Соответствие материала и формы в одежде. Технология созда­ния одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

      Тема. Встречают по одежке.

О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодеж­ная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее вы­ражение в одежде. Стереотип и кич.

Тема. Автопортрет на каждый день.

Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бы­товой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

  Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сфе­ры деятельности, объединяющей различные аспекты моды и ви­зажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рек­ламой, общественной деятельностью и политикой. Материализа­ция в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

Тема. Моделируя себя - моделируешь мир

Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демон­стрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокуль­турного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Выставка учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

уроков изобразительного искусства в 5 классе  (35ч)

 

№п/п

Дата

Тема урока

Примечание

 

план

факт

 

 

 

Древние корни народного искусства ( 8 часов)

 

1

 

 

Древние образы в народном искусстве

С.12-19, №1 с.19

2

 

 

Декор русской избы

С.20-28, №1 с.29

3

 

 

Внутренний мир русской избы

С.30-34, №1 с.35

4

 

 

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

С.36-42

5

 

 

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

№1 с.43

6

 

 

Русская народная вышивка.

С.44-48, №1 с.49

7

 

 

Народный праздничный костюм

С.50-58, №1.с.59

8

 

 

Народные праздничные обряды

С.60-62, №4 с.63

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь времен в народном искусстве. (8 часов).

 

9

 

 

Древние образы в современных народных игрушках

С.66-74, №3 с.75

10

 

 

Древние образы в современных народных игрушках

№2 с.75

11

 

 

Искусство Гжели.

С.76-80, №2 с.81

12

 

 

Городецкая роспись.

С.82-84, з. с.85

13

 

 

Хохлома.

С.92-94, №1 с.95

14

 

 

Жостово.

Задания с.103

15

 

 

Щепа.

№1 с.91

16

 

 

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

 

 

 

 

Декор – человек, общество, время. ( 12 часов).

 

17

 

 

Зачем людям украшения?

С.106-107

18

 

 

Зачем людям украшения?

С.108-110

19

 

 

Декор и положение человека в обществе

С.111-116,

20

 

 

Декор и положение человека в обществе

№1 с.117

21

 

 

Одежда говорит о человеке

С.118-123

22

 

 

Одежда говорит о человеке

С.124-127, №1 с.133

23

 

 

Одежда говорит о человеке

С.128-131, №2 с.133

24

 

 

Одежда говорит о человеке

С.132, №3 с.133

25

 

 

О чем рассказывают гербы и эмблемы

С.134-138, №5 с.139

26

 

 

О чем рассказывают гербы и эмблемы

№6 с.139

27

 

 

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

сообщение

28

 

 

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

 

 

 

 

Декоративное искусство в современном мире

(7 часов)

 

29

 

 

Современное выставочное искусство.

С.143-154

30

 

 

Современное выставочное искусство

С.156-166

31

 

 

Ты сам- мастер. Декоративные игрушки.

С.168-173

32

 

 

Лоскутная аппликация.

С.174

33

 

 

Витраж.

С.175-179

34

 

 

Нарядные декоративные вазы.

 

35

 

 

Декоративные куклы.

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

уроков изобразительного искусства в 6 классе  (35ч)

 

№п/п

Дата

Тема урока

Примечание

 

план

факт

 

 

 

Виды    изобразительного    искусства     (8часов)

 

 

1

 

 

Изобразительное искусство в семье  пространственных искусств.

С.8-12

2

 

 

Художественные материалы

№1 с.22

3

 

 

Рисунок- основа изобразительного творчества.

№1 с.28

4

 

 

Линия и её выразительные возможности.

С.30, №3 с.32

5

 

 

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

С.34-36

6

 

 

Цвет. Основы цветоведения.

С.38-41, №5 с.42

7

 

 

Цвет в произведениях живописи

С.43-44, №2 с.47

8

 

 

Объёмные изображения в скульптуре.

№3 с.51

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир наших вещей. Натюрморт (8ч)

 

9

 

 

Реальность и фантазия в творчестве художника.

С.56

10

 

 

Натюрморт- изображение предметного мира.

С.61

11

 

 

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

С.62, №4 с.63

12

 

 

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

С.67 №1, 2 с.67

13

 

 

Освещение. Свет и тень.

№2 с.73

14

 

 

Натюрморт в графике.

№2 с.77

15

 

 

Цвет в натюрморте.

№4 с.85

16

 

 

Выразительные возможности натюрморта.

№2 с.87

 

 

 

 

 

 

 

 

Вглядываясь в человека. Портрет. (10ч)

 

17

 

 

Образ человека- главная тема искусства.

С.90-98

18

 

 

Конструкция головы человека её пропорции.

С.102-104

19

 

 

Изображение головы человека в пространстве.

№2 с.106

20

 

 

Портрет в скульптуре.

С.110

21

 

 

Графический портретный рисунок

№1 с.114

22

 

 

Сатирические образы человека.

№1 с.119

23

 

 

Образные возможности освещения в портрете

№1 с.121

24

 

 

Роль цвета в портрете.

№1 с.125

25

 

 

Великие портретисты прошлого.

С.126-128

26

 

 

Портрет в изобразительном искусстве 20 века.

№9,10 с.135

 

 

 

Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9ч).

 

27

 

 

Жанры в изобразительном искусстве.

№5 с.141

28

 

 

Изображение пространства

С.142-145

29

 

 

Правила построения перспективы

№3 с.147

30

 

 

Пейзаж-большой мир.Пейзаж настроения.

№2 с.151

31

 

 

Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

№1 с.155

32

 

 

Поэзия повседневности

 

33

 

 

Историческая картина.

 

34

 

 

Библейские темы в изобразительном искусстве.

 

35

 

 

Выразительные возможности изобразительного искусства.

№2 с.171

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

уроков изобразительного искусства в 7 классе  (35ч)

 

№п/п

Дата

Тема урока

Примечание

 

план

факт

 

 

 

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. (8ч)

 

1

 

 

Основы композиции в конструктивных искусствах.

 

2

 

 

Прямые линии и организация пространства

 

3

 

 

Цвет - элемент композиционного творчества.

 

4

 

 

Свободные формы: линии и тоновые пятна.

 

5

 

 

Буква – строка- текст. Искусство шрифта.

 

6

 

 

Когда текст и изображение вместе.

 

7

 

 

В бескрайнем мире книг и журналов.

 

8

 

 

Многообразие форм полиграфического дизайна.

 

 

 

 

 

Художественный язык конструктивных искусств. (8ч).

 

9

 

 

Объект и пространство.

 

10

 

 

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

 

11

 

 

Конструкция: часть и целое.

 

12

 

 

Важнейшие архитектурные элементы здания.

 

13

 

 

Красота и целесообразность.

 

14

 

 

Красота и целесообразность

 

15

 

 

Форма и материал.

 

16

 

 

Цвет в архитектуре и дизайне.

 

 

 

 

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. (12ч).

 

17

 

 

Город сквозь времена и страны

 

18

 

 

Образно – стилевой язык архитектуры прошлого

 

19

 

 

Город сегодня и завтра

 

20

 

 

Пути развития современной архитектуры и дизайна.

 

21

 

 

Живое пространство города.

 

22

 

 

 Город микрорайон, улица.

 

23

 

 

Городской дизайн

 

24

 

 

Интерьер и вещь в доме.

 

25

 

 

Интерьер и вещь в доме

 

26

 

 

Природа и архитектура

 

27

 

 

Природа и архитектура

 

28

 

 

Ты –архитектор.

 

 

 

 

 

Образ жизни и индивидуальное проектирование. (7 ч).

 

29

 

 

Мой дом – мой образ жизни

 

30

 

 

Интерьер, который мы создаем

 

31

 

 

Пугало в огороде или….

 

32

 

 

Мода, культура и ты.

 

33

 

 

Встречают по одежке.

 

34

 

 

Автопортрет на каждый день.

 

35

 

 

Моделируя себя – моделируешь мир.