Рабочая программа по русскому языку
Нормативные документы
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ.
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Цели и задачи курса русского языка в 6 классе направлены на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
«Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане: Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 204 часа в 6 классе.
Учитывая, что учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, определяющей содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации), то время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных для изучения отдельных предметов обязательной части, так на русский язык - 1 час в 6 классе.
Данная рабочая программа рассчитана на 6 учебных часов в неделю, что составляет 204 часа в год.
Предметная область: |
русский язык и литература |
Количество часов в неделю: |
6 |
Количество часов в год: |
204 |
Форма промежуточной аттестации: диктант
Планируемые результаты:
Личностные результаты |
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; |
Метапредметные результаты |
1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные результаты |
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; |
Содержание учебного предмета
Курс русского (родного) языка в 6 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка в 6 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Язык. Речь. Общение (2ч + 1ч)
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.
Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе (6ч + 2ч)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Составление диалога.
Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.
Текст (3ч +2ч)
Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.
Основные признаки текста.
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.
Лексика. Культура речи (10ч + 2ч)
Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Словари русского языка.
Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Фразеология. Культура речи (3+1ч )
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи (31ч + 4ч)
Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.
Этимология слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.
К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (22ч + 3ч)
Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное (22ч +3ч)
Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе).
Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.
Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант.
Имя числительное (16ч + 2ч)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.
Морфологический разбор имени числительного.
Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».
Местоимение (23ч + 3ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.
Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимения.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».
Глагол (30ч + 6ч)
Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.
Морфологический разбор глагола.
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (4 ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение).
К.Р. Контрольное сочинение. Итоговый тес
Тематическое планирование по русскому языку в 6 классе (6 часов в неделю, 204 часа в год)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
|||||||||
план |
факт |
||||||||||||
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (2ч + 1ч) |
|
||||||||||||
1. |
|
|
Русский язык – один из развитых языков мира. |
П 1 упр. 2,3 |
|
||||||||
2. |
|
|
Язык, речь, общение. |
П 2 упр. 6 |
|
||||||||
3. |
|
|
Р.Р. Ситуация общения. |
П 3 упр. 13. |
|
||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (6ч + 2ч) |
|
||||||||||||
4. |
|
|
Фонетика. Орфоэпия. |
П 4 упр. 15,19, 21, р.т. зад. № 5 |
|
||||||||
5. |
|
|
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Контрольный словарный диктант |
П 4, 5 упр. 26,30. |
|
||||||||
6. |
|
|
Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. |
П 6-7 упр. 33. |
|
||||||||
7. |
|
|
Р.Р.Сочинение на тему «Интересная встреча» |
Упр. 38, написать сочинение. |
|
||||||||
8. |
|
|
Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. |
П 8-9 упр. 45. |
|
||||||||
9. |
|
|
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. |
П 10-11 упр. 51,54. |
|
||||||||
10. |
|
|
Прямая речь, диалог. |
П 12 упр. 57. |
|
||||||||
11. |
. |
|
Р. Р. Составление диалога на тему по выбору. |
составить диалог. |
|
||||||||
ТЕКСТ (3ч + 2ч) |
|
|
|||||||||||
12. |
|
|
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. |
П 13-14, упр. 63,68. Р..т. зад. № 6 и 12. |
|
||||||||
13. |
|
|
Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. |
П. 15-16, упр. 73. |
|
||||||||
14. |
|
|
Р.Р.Составление продолжения текста по данному началу. |
Упр. 79. |
|
||||||||
15. |
|
|
Р.Р. Сочинение-рассказ |
Упр. 83 |
|
||||||||
16. |
|
|
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. |
П 18-19 упр.88. |
|
||||||||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10ч +2ч) |
|
||||||||||||
17. |
|
|
Слово и его лексическое значение. |
П 20 упр.96 |
|
||||||||
18. |
|
|
Р. Р. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»). |
Упр. 104 |
|
||||||||
19. |
|
. |
Общеупотребительные слова. |
П 22 упр. 110, |
|
||||||||
20. |
|
|
Профессионализмы. |
П 23, упр. 116. |
|
||||||||
21. |
|
|
Диалектизмы. |
П 24 упр. 118 |
|
||||||||
22. |
|
|
Р.Р. Сжатое изложение |
П. 24, упр. 119 (уст.). |
|
||||||||
23. |
|
|
Исконно русские и заимствованные слова. |
П 25 упр. 126, р.т. зад. № 19. |
|
||||||||
24. |
|
|
Новые слова (неологизмы) |
П 26 упр. 132 |
|
||||||||
25. |
|
|
Устаревшие слова. |
П 27 упр. 135 |
|
||||||||
26. |
|
|
Словари. |
П 28, упр. 139, контрольные вопросы |
|
||||||||
27. |
|
|
Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи». |
Подготовиться к к/р |
|
||||||||
28. |
|
|
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе» |
стр. 79 уч., вопросы и задания. |
|
||||||||
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (3+1ч) |
|
||||||||||||
29. |
|
|
Работа над ошибками. Фразеологизмы. |
П 29 упр. 147 (у) , 148 |
|
||||||||
30. |
|
|
Источники фразеологизмов. |
П 30 упр.151. |
|
||||||||
31. |
|
|
Р.Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор). |
Упр.151. Подготовиться к тесту. |
|
||||||||
32. |
|
|
Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи». Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология» |
Р.т. зад. 32. |
|
||||||||
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (31ч + 4ч) |
|
||||||||||||
33 |
|
|
Работа над ошибками. Морфемика и словообразование. |
П 31 упр. 159 |
|
||||||||
34 |
|
|
Морфемика и словообразование |
Упр. 163 |
|
||||||||
35 |
|
|
Морфемика и словообразование |
Индивид задания. |
|
||||||||
36 |
|
|
Р.Р. Описание помещения. |
П 32 упр. 166 |
|
||||||||
37 |
|
|
Основные способы образования слов в русском языке. |
П 33 упр. 172, |
|
||||||||
38 |
|
|
Основные способы образования слов в русском языке. |
176 |
|
||||||||
39 |
|
|
Основные способы образования слов в русском языке. |
173 |
|
||||||||
40 |
|
|
Этимология слов |
П 34 упр. 178 |
|
||||||||
41 |
|
|
Этимология слов. |
|
|
||||||||
42 |
|
|
Р.Р. Систематизация материалов к сочинению |
П. 35, упр. 182, 183. |
|
||||||||
43 |
|
|
Сложный план. Сочинение-описание (описание помещения) |
|
|
||||||||
44 |
|
|
Буквы а и о в корнях -кос- -- кас-. |
П 36 упр. 185, |
|
||||||||
45 |
|
|
Буквы а и о в корнях -кос- -- кас-. |
Упр.186 |
|
||||||||
46 |
|
|
Буквы а и о в корнях -гор- -- гар-. |
П 37 упр. 190 |
|
||||||||
47 |
|
|
Буквы а и о в корнях -гор- -- гар-. |
Упр. 191 |
|
||||||||
48 |
|
|
Буквы а и о в корнях -зор- -- зар-. |
П 38 упр. 195, 196. |
|
||||||||
49 |
|
|
Буквы а и о в корнях -зор- -- зар-. |
|
|
||||||||
50 |
|
|
Буквы ы и и после приставок. |
П 39 упр. 200, тест № 9. |
|
||||||||
51 |
|
|
Буквы ы и и после приставок. |
|
|
||||||||
52 |
|
|
Гласные в приставках пре- и при-. |
П 40 упр. 203 |
|
||||||||
53 |
|
|
Гласные в приставках пре- и при-. |
213(у) |
|
||||||||
54 |
|
|
Гласные в приставках пре- и при-. |
207 |
|
||||||||
55 |
|
|
Гласные в приставках пре- и при-. |
212 |
|
||||||||
56 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование.Орфография. Культура речи» |
п. 36-40, повторить. |
|
||||||||
57 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
||||||||
58 |
|
|
Соединительные гласные о и е в сложных словах |
П 41 упр. 217 индивид задания |
|
||||||||
59 |
|
|
Соединительные гласные о и е в сложных словах. |
|
|
||||||||
60 |
|
|
Сложносокращённые слова. |
П 42 упр. 221 224 |
|
||||||||
61 |
|
|
Сложносокращённые слова |
|
|
||||||||
62
|
|
|
Р. Р. Подготовка к написанию сочинения – описания по картине Т. Н. Яблонской «Утро» |
|
|
||||||||
63. |
|
|
Р. Р. Написанию сочинения – описания по картине Т. Н. Яблонской «Утро» |
|
|
||||||||
64 |
|
|
Морфемный и словообразовательный разбор слова. Контрольный словарный диктант |
|
|
||||||||
65 |
|
|
Морфемный и словообразовательный разбор слова |
|
|
||||||||
66 |
|
|
Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи». |
Подготовиться к тесту |
|
||||||||
67 |
|
|
Контрольный тест по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». |
КИМы |
|
||||||||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (22ч + 3ч) |
|
|
|||||||||||
68 |
|
|
Работа над ошибками. Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя сушествительное». Имя существительное как часть речи. |
П 44 упр. 245 250 |
|
||||||||
69 |
|
|
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя сушествительное». Имя существительное как часть речи. |
|
|
||||||||
70. |
|
|
Р.Р. Составление письма другу |
|
|
||||||||
71. |
|
|
Разносклоняемые имена существительные. |
П 45 упр. 256, 258 |
|
||||||||
72 |
|
|
Разносклоняемые имена существительные. |
|
|
||||||||
73. |
|
|
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. |
П 46 упр. 264 |
|
||||||||
74. |
|
|
Р. Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имён. |
|
|
||||||||
75 |
|
|
Несклоняемые имена существительные. |
П 47 упр. 268 |
|
||||||||
76 |
|
|
Род несклоняемых имён существительных. |
П 48 упр. 275, 276 |
|
||||||||
77 |
|
|
Род несклоняемых имён существительных. |
|
|
||||||||
78 |
|
|
Имена существительные общего рода. |
П 49 упр. 280, индивид задания |
|
||||||||
79 |
|
|
Морфологический разбор имени существительного. |
П 50 упр. 282 |
|
||||||||
80 |
|
|
Р.Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям |
Орфографический словарь русского языка |
|
||||||||
81 |
|
|
Не с именами существительными. |
П 51 упр. 288, 291 |
|
||||||||
82 |
|
|
Не с именами существительными |
|
|
||||||||
83 |
|
|
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). |
|
|
||||||||
84 |
|
|
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). |
|
|
||||||||
85 |
|
|
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. |
П 53 |
|
||||||||
86 |
|
|
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. |
упр. 300, 301* |
|
||||||||
87 |
|
|
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. |
П 54 упр. 305 |
|
||||||||
88 |
|
|
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных |
307(у) |
|
||||||||
89 |
|
|
Повторение изученного по теме «Имя существительное». |
|
|
||||||||
90 |
|
|
Контрольный тест по теме «Имя существительное». |
|
|
||||||||
91 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» |
|
|
||||||||
92 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
||||||||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (22ч + 3ч) |
|
||||||||||||
93 |
|
|
Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. |
П 55 упр. 323 |
|
||||||||
94 |
|
|
Описание природы. |
Учебник, ИКТ |
|
||||||||
95 |
|
|
Степени сравнения имён прилагательных. |
П 57 упр. 332, 338 |
|
||||||||
96 |
|
|
Степени сравнения имён прилагательных. |
|
|
||||||||
97 |
|
|
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. |
П 58 упр. 341* |
|
||||||||
98 |
|
|
Относительные прилагательные. |
П 59 упр. 346 |
|
||||||||
99
|
|
|
Р.Р. подготовка к написанию изложения по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский» «Возвращение Владимира в отчий дом» |
Орфографический словарь русского языка |
|
||||||||
100 |
|
|
Р.Р. Написание изложения по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский» «Возвращение Владимира в отчий дом» |
|
|
||||||||
101 |
|
|
Притяжательные прилагательные. |
П 60 упр. 350 |
|
||||||||
102 |
|
|
Морфологический разбор имени прилагательного. |
П 61 упр. 353, индивид задания |
|
||||||||
103 |
|
|
Не с прилагательными. |
П 62 упр. 359, 360 |
|
||||||||
104 |
|
|
Не с прилагательными |
|
|
||||||||
105 |
|
|
Гласные о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. |
П 63 упр. 363 |
|
||||||||
106 |
|
|
Р.Р. Сочинение-описание природы по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» |
Орфографический словарь русского языка |
|
||||||||
107 |
|
|
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. |
П 64 Упр 369, подгогтовиться к словарному диктанту |
|
||||||||
108 |
|
|
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. |
|
|
||||||||
109 |
|
|
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Контрольный словарный диктант. |
|
|
||||||||
110 |
|
|
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. |
П 65 упр 377 |
|
||||||||
111 |
|
|
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. |
П 66 упр. 382, 385 |
|
||||||||
112 |
|
|
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. |
|
|
||||||||
113 |
|
|
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». |
Подготовиться к к/р |
|
||||||||
114 |
|
|
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». |
|
|
||||||||
115 |
|
|
Контрольный тест «Имя прилагательное». |
|
|
||||||||
116 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» |
Текст |
|
||||||||
117 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
||||||||
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (16ч + 2ч) |
|
||||||||||||
118 |
|
|
Имя числительное как часть речи. |
П 67 упр. 397, индивид задания |
|||||||||
119 |
|
|
Простые и составные числительные. |
П 68 упр. 400 |
|||||||||
120 |
|
|
Мягкий знак на конце и в середине числительных. |
П 69 упр. 403 |
|||||||||
121 |
|
|
Порядковые числительные. |
П 70 упр. 407, индивид задания |
|||||||||
122 |
|
|
Порядковые числительные |
|
|||||||||
123 |
|
|
Разряды количественных числительных. |
П 71 упр. 409 |
|||||||||
124 |
|
|
Числительные, обозначающие целые числа. |
П 72 упр. 414, 417 |
|||||||||
125 |
|
|
Числительные, обозначающие целые числа. |
|
|||||||||
126 |
|
|
Числительные, обозначающие целые числа. |
|
|||||||||
127 |
|
|
Дробные числительные. |
П 73 упр. 420 |
|||||||||
128 |
|
|
Р.Р. Составление юмористического рассказа по рисунку |
|
|||||||||
129 |
|
|
Собирательные числительные. |
П 74 упр. 425 |
|||||||||
130 |
|
|
Морфологический разбор имени числительного. |
П 75 упр. 428 |
|||||||||
131 |
|
|
Повторение изученного по теме «Имя числительное». |
Подготовиться к к/р |
|||||||||
132 |
|
|
Контрольный тест по теме «Имя числительное». |
|
|||||||||
133 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». |
Текст |
|||||||||
134 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|||||||||
135 |
|
|
Р.Р. Публичное выступление на тему «Береги природу!» |
|
|||||||||
МЕСТОИМЕНИЕ (23ч + 3ч) |
|
||||||||||||
136 |
|
|
Местоимение как часть речи. |
П 76 упр. 434 |
|
||||||||
137 |
|
|
Личные местоимения. |
П 77 упр. 442 |
|
||||||||
138 |
|
|
Личные местоимения. |
444 |
|
||||||||
139 |
|
|
Возвратное местоимение себя. |
П 78 упр. 447 |
|
||||||||
140 |
|
|
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме» |
|
|
||||||||
141 |
|
|
Вопросительные и относительные местоимения. |
П 79 упр. 453 |
|
||||||||
142 |
|
|
Вопросительные и относительные местоимения. |
456 |
|
||||||||
143 |
|
|
Неопределенные местоимения. |
П 80 упр. 459 |
|
||||||||
144 |
|
|
Неопределенные местоимения. |
461 |
|
||||||||
145 |
|
|
Отрицательные местоимения. |
П 81 упр. 465 |
|
||||||||
146 |
|
|
Отрицательные местоимения. |
473 |
|
||||||||
147 |
|
|
Отрицательные местоимения. |
468 |
|
||||||||
148 |
|
|
Притяжательные местоимения. |
П 82 упр. 476 |
|
||||||||
149 |
|
|
Рассуждение. |
Орфографический словарь русского языка |
|
||||||||
150 |
|
|
Указательные местоимения. |
П 84 упр. 486 |
|
||||||||
151 |
|
|
Определительные местоимения. |
П 85 упр. 491 |
|
||||||||
152 |
|
|
Определительные местоимения. |
Упр. 493 |
|
||||||||
153 |
|
|
Местоимения и другие части речи. |
П 86 упр. 496 |
|
||||||||
154 |
|
|
Морфологический разбор местоимения. |
П 87 упр. 498 |
|
||||||||
155
|
|
|
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»
|
Орфографический словарь русского языка |
|
||||||||
156 |
|
|
Р.Р. Написание сочинения по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители» |
|
|
||||||||
157 |
|
|
Повторение изученного по теме «Местоимение». |
Подготовиться к к/р |
|
||||||||
158 |
|
|
Повторение изученного по теме «Местоимение». |
|
|
||||||||
159 |
|
|
Контрольный тест по теме «Местоимение». |
|
|
||||||||
160 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». |
Текст |
|
||||||||
161 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
||||||||
ГЛАГОЛ (30ч + 6ч) |
|
||||||||||||
162 |
|
|
Глагол как часть речи |
П 88 упр. 510 |
|
||||||||
163 |
|
|
Глагол как часть речи. |
515 |
|
||||||||
164
|
|
|
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения-рассказа по сюжетным рисункам на тему « Стёпа колет дрова» с включением части готового текста |
Орфографический словарь русского языка |
|
||||||||
165 |
|
|
Р.Р. Написание сочинения-рассказа по сюжетным рисункам на тему « Стёпа колет дрова» с включением части готового текста |
|
|
||||||||
166 |
|
|
Разноспрягаемые глаголы. |
П 89 |
|
||||||||
167 |
|
|
Разноспрягаемые глаголы. |
Упр.525(у), 527 |
|
||||||||
168 |
|
|
Глаголы переходные и непереходные |
П 90 упр. 529 |
|
||||||||
169 |
|
|
Глаголы переходные и непереходные |
532 |
|
||||||||
170 |
|
|
Глаголы переходные и непереходные |
536 |
|
||||||||
171 |
|
|
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. |
П 91 упр. 540 |
|
||||||||
172 |
|
|
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. |
Индивид задания |
|
||||||||
173 |
|
|
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. |
|
|
||||||||
174
|
|
|
Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту
|
Орфографический словарь русского языка |
|
||||||||
175 |
|
|
Р.Р. Написание сжатого изложения по тексту |
|
|
||||||||
176 |
|
|
Условное наклонение. |
П 92 упр. 544 |
|
||||||||
177 |
|
|
Условное наклонение. |
546 |
|
||||||||
178 |
|
|
Повелительное наклонение. |
П 93 упр. 549 |
|
||||||||
182 |
|
|
Повелительное наклонение. |
Упр.552 |
|
||||||||
183 |
|
|
Повелительное наклонение. |
Упр. 560 |
|
||||||||
184 |
|
|
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам |
|
|
||||||||
185 |
|
|
Употребление наклонений. |
П 94 упр. 567 |
|
||||||||
186 |
|
|
Употребление наклонений. |
|
|
||||||||
187 |
|
|
Употребление наклонений. Контрольный словарный диктант |
|
|
||||||||
188 |
|
|
Безличные глаголы. |
П 95 упр. 572 |
|
||||||||
189 |
|
|
Безличные глаголы. |
574 |
|
||||||||
190 |
|
|
Безличные глаголы. |
|
|
||||||||
191 |
|
|
Морфологический разбор глагола. |
П 96 упр. 576 |
|
||||||||
192 |
|
|
Р.Р. Рассказ на основе услышанного |
Орфографический словарь русского языка |
|
||||||||
193 |
|
|
Правописание гласных в суффиксах глаголов. |
П 98 упр. 580 |
|
||||||||
194 |
|
|
Правописание гласных в суффиксах глаголов |
583 |
|
||||||||
195 |
|
|
Правописание гласных в суффиксах глаголов |
|
|
||||||||
196 |
|
|
Повторение изученного по теме «Глагол». |
Подготовиться к к/р |
|
||||||||
197 |
|
|
Повторение изученного по теме «Глагол». |
|
|
||||||||
198 |
|
|
Контрольный тест по теме «Глагол». |
|
|
||||||||
199 |
. |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». |
|
|
||||||||
200 |
|
|
Работа над ошибками.
|
|
|
||||||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ (4 ч) |
|
||||||||||||
201 |
|
|
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. |
П 99 |
|
||||||||
202 |
|
|
Итоговый контрольный тест за 2018-2019 учебный год |
|
|
||||||||
203 |
|
|
Лексика и фразеология. Словообразование. |
Орфографический словарь русского языка |
|
||||||||
204 |
|
|
Словообразование. Морфология. Синтаксис. |
|
|
||||||||
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- «Рабочая программа. Русский язык.6 класс». Предметная линия учебников Т.В.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. Москва, Просвещение,2011г.
- «Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях».Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. Москва, Просвещение, 2015
- Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: (электронный документ).
- Сайт «Сеть творческих учителей» электронный документ).
- Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт» (электронный документ).