Планируемые результаты
Личностные результаты:
- •воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- •формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- •знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; •сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- •формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- •формирование уважительного отношения к истории культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- •освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- •развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- •формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- •формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- •осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- •развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- •умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- •овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- •умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- •умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- •умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- •владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- •способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- •умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- •умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- •формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
Выпускник научится:
- •характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; •применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологи-ческие эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- •использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- •ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- •соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- •использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- •выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- •осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- •ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
- •находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
- •выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного предмета
Содержание разделов примерной программы |
Основное содержание |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Тема 1. Биология — наука о живом мире (8 ч) |
||
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей |
Наука о живой природе Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология |
Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. |
Отличительные признаки живых организмов |
Свойства живого Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого |
Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Методы изучения природы |
Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования |
Увеличительные приборы
Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» |
Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
|
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Строение клетки. Ткани Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» |
Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием |
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме |
Химический состав клетки |
Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. |
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение |
Процессы жизнедеятельности клетки Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. |
Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема) |
Биология как наука |
Великие естествоиспытатели
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире» |
Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. |
Тема 2. Многообразие живых организмов (10 ч) |
||
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы |
Царства живой природы |
Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов |
Бактерии. Многообразие бактерий |
Бактерии: строение и жизнедеятельность Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах |
Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе |
Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и в жизни человека |
Значение бактерий в природе и для человека Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями |
Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и в жизни человека. Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий |
Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и в жизни человека |
Растения Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека |
Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения» |
Различать и называть части побега цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием |
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека |
Животные Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и в жизни человека. Зависимость от окружающей среды |
Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различия, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в природе и в жизни человека. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» |
Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Грибы. Многообразие грибов |
Грибы Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза) |
Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Различать понятия «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами |
Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами |
Многообразие и значение грибов |
Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника и микропрепаратам. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы |
Лишайники. Роль лишайников в природе и в жизни человека |
Лишайники Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и в жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха |
Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и в жизни человека |
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль биологического разнообразия в природе и в жизни человека |
Значение живых организмов в природе и в жизни человека Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и в жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» |
Определять значение животных и растений в природе и в жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч) |
||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды |
Среды жизни планеты Земля Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни |
Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина |
Влияние экологических факторов на организмы |
Экологические факторы среды |
Различать понятия «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды |
Приспособления организмов к жизни в природе Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений |
Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника |
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии |
Природные сообщества Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ |
Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания |
Природные зоны России Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны |
Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством |
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания |
Жизнь организмов на разных материках Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды |
Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле |
Жизнь организмов в морях и океанах Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» |
Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы |
|
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч) |
||
Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление |
Как появился человек на Земле |
Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития |
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы |
Как человек изменял природу |
Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле |
Последствия деятельности человека в экосистемах |
Важность охраны живого мира планеты Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ |
Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных |
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы |
Сохраним богатство живого мира Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Обобщение и систематизация знаний |
Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса |
Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов |
|
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент |
Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето |
Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. |
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Биология – наука о живом мире |
8 |
2 |
Многообразие живых организмов |
11 |
3 |
Жизнь организмов на планете Земля |
7 |
4 |
Человек на планете Земля |
6 |
Повторение |
3 |
Календарно-тематическое планирование Биология в 5 классе
Учебник «Биология» И. Н. Пономарева 1 час в неделю, 35 часов в год
№ |
Дата |
Тема |
Примечания |
|
По программе |
По факту |
|||
1. 2. 3 4. 5. 6. 7. 8 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. |
Тема 1.Биология – наука о живом мире (8 часов). 1.1Наука о живой природе 1.2.Свойства живого 1.3.Методы изучения природы Увеличительные приборы. Лабораторная работа№1 "Изучение устройства увеличительных приборов". 1.4.Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 "Знакомство с клетками растений" 1.5.Химический состав клетки. 1.6.Процессы жизнедеятельности клетки. 1.7.Великие естествоиспытатели. 1.8.Обобщение и систематизация знаний по теме " Биология-наука о живом мире". Тема 2. Многообразие живых организмов (11 часов)
2.1.Царства живой природы. 2.2 Бактерии: строение и жизнедеятельность 2.3 Значение бактерий в природе и для человека 2.4 Растения 2.5 Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» 2.6 Животные 2.7 Наблюдение за передвижением животных 2.8. Грибы 2.9. Многообразие и значение грибов 2.10.Лишайники 2.11. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 часов) 3.1.Среды жизни планеты Земля 3.2. Экологические факторы среды 3.3.Приспособление организмов к жизни в природе 3.4.Природные сообщества 3.5. Природные зоны России 3.6. Жизнь организмов на разных материках 3.7 Жизнь организмов в морях и океанах Тема 4. Человек на планете Земля (6 часов) 4.1 Как появился человек на Земле 4.2. Как человек изменял природу 4.3. Важность охраны живого мира планеты 4.4. Сохраним богатство живого мира 4.5.Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса 4.6. Анализ результатов итогового контроля. Обсуждение заданий на лето. |
§1, вопр 1-4 §2, вопр 2-4 §3, вопр 1-4 §4, вопр 2,3 §5, вопр 1-3 §6, вопр 1-4 §7, подготовка индивидуальных сообщений. §8, вопр 1-4 §9, вопр 1-5 §10, вопр 1-4 §11, вопр 1,2 Вопр. 3,4 стр.51 §12, вопр 1-3 Вопр. 4, стр. 56 §13, вопр 1-5 §14, вопр 1-4 §15, вопр 1-3 §16, задания А, Б стр. 73-74 §17, вопр 2-5 §18, вопр 1-3 §19, вопр 1-4 §20, вопр 1-4 §21, вопр 2-4 §22, вопр 1,2 §23, задания А,Б,Г стр.104-105 §24, вопр 1-4 §25, вопр 1-3 §26, вопр 1-4 §27, вопр 1-3 Задания А, Б стр.120-121 |
||
3 часа резервное время |
Контрольные и лабораторные работы.
№ урока |
Дата |
Название |
Контрольные работы |
||
31 |
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса |
|
Лабораторные работы |
||
3 |
Изучение устройства увеличительных приборов |
|
4 |
Знакомство с клетками растений |
|
13 |
Знакомство с внешним строением побегов растения |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Биология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / авторы Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. под ред. Пономаревой И. Н. М: Вентана – Граф, 2015 – 128с.;
- Программа по биологии Пономаревой И. Н. и др., Биология 5-9 классы: программа.-М.:Вентана-Граф, 2013.-304с
- Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – М.: Вако, 2017. – 128с.
- Приборы и инструменты для проведения лабораторных работ;
- Демонстрационные таблицы;
- Гербарии растений.
Интернет-рессурсы:
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
- bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
- http://bio.1september.ru/urok/www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://ebio.ru/- Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
- http://www.floranimal.ru/- Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.
- http://plant.geoman.ru/- Растения
- http://www.biodan.narod.ru/data/word.htm&sa=D&ust=1472392031860000&usg=AFQjCNGJdlv8bUEne0KEhQ2QCdHd-_dsaQ">biodan.narod.ru- Биологический словарь с алфавитным указателем
- http://www.nsu.ru/materials/ssl/distance/Biology/Archives/contents.html&sa=D&ust=1472392031862000&usg=AFQjCNGPvWh5tDclqWTnsMFejktU64iWnw">nsu.ru - Биология в вопросах и ответах