Планируемые результаты
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
- положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
- понимание значения математических знаний в собственной жизни;
- понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
- восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
- умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
- уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
- начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
- осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
- осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
- интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- Учащийся научится:
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
- выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
- адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
- самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
- проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
- устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
- выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
- понимать базовые предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- стремление полнее использовать свои творческие возможности;
- общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
- осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
- умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
- принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
- умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000. Повторение (12ч)
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Сложение, вычитание, умножение и деление.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (10 часов)
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом_, измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. Создание простейшей информационной модели(схема, таблица, цепочка). Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (14 часов)
Геометрические величины и их измерения. Измерения длины отрезка. Единицы длины(мм, см, дм, м, км). Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2 , дм2 , м2 ). Вычисление площади прямоугольника. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости(литр), времени(секунда, минута, час). Соотношение между единицами измерения однородных величин. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Со-отношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 часов)
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений(алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата и вычисление на калькуляторе) Решение текстовых задач графическим способом.
Умножение и деление (17 часов)
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование вида решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 часов)
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). Решение текстовых задач арифметическим способом. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Скорость, время, путь. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Решение уравнений на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)(22 часа)
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений(алгоритм, обратное действий, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). Решение текстовых задач арифметическим способом. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Скорость, время, путь. Решение уравнений.
Итоговое повторение (10 часов)
Нумерация. Выражения и уравнения. Арифметические действия. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Правила о порядке выполнения действий. Величины. Геометрические величины. Решение задач.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Числа от 1 до 1000. Повторение |
12 |
2 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация |
10 |
3 |
Величины |
14 |
4 |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание |
11 |
5 |
Умножение и деление |
17 |
6 |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) |
40 |
7 |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) |
22 |
8 |
Итоговое повторение |
10 |
Календарно-тематическое планирование Математика в 4 классе.
Учебник «Математика» М.И.Моро 4 часа в неделю, 136 часов в год
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
||
по факту |
по плану |
||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. Повторение (12 часов) |
|||||
1 |
02.09 |
Нумерация. |
|||
2 |
03.09 |
Четыре арифметических действия |
|||
3 |
04.09 |
Четыре арифметических действия. Сложение и вычитание. |
|||
4 |
05.09 |
Четыре арифметических действия. Сложение и вычитание. |
|||
5 |
09.09 |
Четыре арифметических действия. Сложение и вычитание. |
|||
6 |
10.09 |
Четыре арифметических действия. Умножение и деление. |
|||
7 |
11.09 |
Четыре арифметических действия. Умножение и деление. |
|||
8 |
12.09 |
Четыре арифметических действия. Деление. |
|||
9 |
16.09 |
Четыре арифметических действия. Деление. |
|||
10 |
17.09 |
Столбчатые диаграммы. |
|||
11 |
18.09 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|||
12 |
19.09 |
Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» |
|||
Числа, которые больше 1000. Нумерация (10 часов) |
|||||
13 |
23.09 |
Новая счетная единица- тысяча. |
|||
14 |
24.09 |
Класс единиц и класс тысяч. |
|||
15 |
25.09 |
Чтение и запись многозначных чисел. |
|||
16 |
26.09 |
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. |
|||
17 |
30.09 |
Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100 и 1000 раз. |
|||
18 |
01.10 |
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. |
|||
19 |
02.10 |
Класс миллионов. |
|||
20 |
03.10 |
Класс миллиардов. |
|||
21 |
07.10 |
Наши проекты «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)». |
|||
22 |
08.10 |
Странички для любознательных. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|||
Величины (14 часов) |
|||||
23 |
09.10 |
Единица длины километр. |
|||
24 |
10.10 |
Таблица единиц длины. |
|||
25 |
14.10 |
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. |
|||
26 |
15.10 |
Таблица единиц площади. |
|||
27 |
16.10 |
Определение площади с помощью палетки. |
|||
28 |
17.10 |
Масса. Единицы массы: центнер, тонна. |
|||
29 |
21.10 |
Таблица единиц массы. |
|||
30 |
22.10 |
Время. |
|||
31 |
23.10 |
Единицы времени: секунда. |
|||
32 |
24.10 |
Единицы времени: век. |
|||
33 |
05.11 |
Таблица единиц времени. |
|||
34 |
06.11 |
Таблица единиц времени. |
|||
35 |
07.11 |
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. |
|||
36 |
11.11 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|||
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 часов) |
|||||
37 |
12.11 |
Алгоритм устного и письменного сложения и вычитания многозначных чисел. |
|||
38 |
13.11 |
Алгоритм устного и письменного сложения и вычитания многозначных чисел. |
|||
39 |
14.11 |
Решение уравнений |
|||
40 |
18.11 |
Решение уравнений. |
|||
41 |
19.11 |
Нахождение нескольких долей целого. |
|||
42 |
20.11 |
Нахождение нескольких долей целого. |
|||
43 |
21.11 |
Решение задач |
|||
44 |
25.11 |
Решение задач |
|||
45 |
26.11 |
Сложение и вычитание величин |
|||
46 |
27.11 |
«Странички для любознательных». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|||
47 |
28.11 |
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. |
|||
Умножение и деление (17 часов) |
|||||
48 |
02.12 |
Письменные приемы умножения |
|||
49 |
03.12 |
Письменные приемы умножения |
|||
50 |
04.12 |
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями |
|||
51 |
05.12 |
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями |
|||
52 |
09.12 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
|||
53 |
10.12 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
|||
54 |
11.12 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
|||
55 |
12.12 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
|||
56 |
16.12 |
Решение уравнений |
|||
57 |
17.12 |
Решение текстовых задач |
|||
58 |
18.12 |
Решение текстовых задач |
|||
59 |
19.12 |
Закрепление изученного |
|||
60 |
23.12 |
Закрепление изученного |
|||
61 |
24.12 |
Закрепление изученного |
|||
62 |
25.12 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|||
63 |
26.12 |
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. |
|||
64 |
30.12 |
Контрольная работа № 1 по теме « Умножение и деление» |
|||
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 часов) |
|||||
65 |
14.01 |
Анализ контрольной работы № 1. Скорость. Единицы скорости. |
|||
66 |
15.01 |
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. |
|||
67 |
16.01 |
Решение задач на движение |
|||
68 |
20.01 |
Решение задач на движение. «Странички для любознательных». |
|||
69 |
21.01 |
Умножение числа на произведение |
|||
70 |
22.01 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|||
71 |
23.01 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|||
72 |
27.01 |
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями |
|||
73 |
28.01 |
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями |
|||
74 |
29.01 |
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями |
|||
75 |
30.01 |
Решение задач |
|||
76 |
03.02 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|||
77 |
04.02 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|||
78 |
05.02 |
Проверочная работа «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» |
|||
Деление (13 часов) |
06.02 |
||||
79 |
06.02 |
Деление числа на произведение |
|||
80 |
10.02 |
Деление числа на произведение |
|||
81 |
11.02 |
Деление с остатком на 10, 100, 1000 |
|||
82 |
12.02 |
Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями |
|||
83 |
13.02 |
Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями |
|||
84 |
17.02 |
Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями |
|||
85 |
18.02 |
Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями |
|||
86 |
19.02 |
Решение задач |
|||
87 |
20.02 |
Решение задач |
|||
88 |
24.02 |
Решение задач на движение в противоположных направлениях |
|||
89 |
25.02 |
Наши проекты: «Математика вокруг нас» |
|||
90 |
26.02 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|||
91 |
27.02 |
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. |
|||
92 |
02.03 |
Умножение числа на сумму |
|||
93 |
03.03 |
Умножение числа на сумму |
|||
94 |
04.03 |
Письменное умножение на двузначное число |
|||
95 |
05.03 |
Письменное умножение на двузначное число |
|||
96 |
09.03 |
Письменное умножение на двузначное число |
|||
97 |
10.03 |
Письменное умножение на трехзначное число |
|||
98 |
11.03 |
Письменное умножение на трехзначное число |
|||
99 |
12.03 |
Письменное умножение на трехзначное число |
|||
100 |
16.03 |
Решение задач |
|||
101 |
17.03 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|||
102 |
18.03 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|||
103 |
19.03 |
Контрольная работа № 2 по теме «Деление» |
|||
104 |
01.04 |
Анализ контрольной работы № 2. |
|||
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)(22 часа) |
|||||
105 |
02.04 |
Алгоритм письменного деления на двузначное число. |
|||
106 |
06.04 |
Письменное деление на двузначное число. |
|||
107 |
07.04 |
Письменное деление на двузначное число. |
|||
108 |
08.04 |
Письменное деление на двузначное число. |
|||
109 |
09.04 |
Письменное деление на двузначное число. |
|||
110 |
13.04 |
Письменное деление на двузначное число. |
|||
111 |
14.04 |
Письменное деление на двузначное число. Решение задач. |
|||
112 |
15.04 |
Письменное деление на двузначное число. Решение задач. |
|||
113 |
16.04 |
Письменное деление на двузначное число. Решение задач |
|||
114 |
20.04 |
Письменное деление на двузначное число. Решение задач. |
|||
115 |
21.04 |
Деление на трехзначное число. |
|||
116 |
22.04 |
Деление на трехзначное число. |
|||
117 |
23.04 |
Деление на трехзначное число. |
|||
118 |
27.04 |
Повторение пройденного. |
|||
119 |
28.04 |
«Что узнали. Чему научились» |
|||
120 |
29.04 |
Проверка умножения делением и деление умножением. |
|||
121 |
30.04 |
Проверка умножения делением и деление умножением. |
|||
122 |
04.05 |
Деление с остатком. |
|||
123 |
05.05 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|||
124 |
06.05 |
Контрольная работа № 3 по теме «Умножение и деление». |
|||
125 |
07.05 |
Анализ контрольной работы № 3. Повторение пройденного. |
|||
126 |
11.05 |
Материал для расширения и углубления знаний. |
|||
Итоговое повторение (10 часов) |
|||||
127 |
12.05 |
Нумерация. |
|||
128 |
13.05 |
Выражения и уравнения. |
|||
129 |
14.05 |
Арифметические действия: сложение и вычитание. |
|||
130 |
18.05 |
Арифметические действия: умножение и деление. |
|||
131 |
20.05 |
Правила о порядке выполнения действий. |
|||
132 |
21.05 |
Величины |
|||
133 |
25.05 |
Контрольная работа за 4 класс. |
|||
134 |
26.05 |
Анализ контрольной работы за 4 класс. Величины. |
|||
135 |
27.05 |
Геометрические фигуры. Задачи. |
|||
136 |
28.05 |
Обобщающий урок. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1.Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. М. «Просвещение»2019
https://prosv.ru/.
2.Учебник «Математика» 4 класс. Моро М.И. Часть 1. М. «Просвещение» 2015
Учебник «Математика» 4 класс. Моро М.И. Часть 2. М. «Просвещение» 2015
- Поурочные разработки по математике. К УМК М.И.Моро и др. («Школа России») 4 класс. М.»ВАКО» 2015
- Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/.