Планируемые результаты
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве;
- ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату профессиональной деятельности человека;
- осмысление видов деятельности человека на производстве;
- осмысление понятия «универсальные специальности»;
- осмысление значения промышленного производства для развития нашего производства;
- интерес к поисковой и исследовательской деятельности, широкая познавательная мотивация;
- ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
- критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям;
- этические нормы;
- интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей;
- представления о производствах, расположенных в регионе проживания ученика и профессиях, необходимых на данных производствах;
- навыки самообслуживания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, преобладания учебно- познавательных мотивов и умений оценивать результат своей деятельности;
- умение открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач;
- осознания причин успешности и неуспешности собственной деятельности;
- осмысление способов решения проблемных ситуаций с позиции партнера по общению и взаимодействию;
- бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
- осмысления значения производств для экономического развития страны и региона проживания;
- уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;
- этических чувств4
- осознанных устойчивых этических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой деятельности;
- потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов;
- учета при выполнении изделия интересов, склонностей, способностей и потребностей других учеников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения:
- применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта;
- учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом учебном материале;
- создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;
- определять необходимые этапы выполнения проекта;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
- проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;
- различать способ и результат действия;
- корректировать своё поведение в соответствии с определенной ролью;
- оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога».
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия;
- определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые способы решения учебной задачи;
- прогнозировать затруднения, возможные при определении способа выполнения изделия или изменении конструкции изделия;
- определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия.
Познавательные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения:
- выделять из текста информацию о технологии производственного процесса;
- использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора;
- использовать различные знаково- символические средства для представления информации и решения учебных и практических задач;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при работе с материалами учебника;
- самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения;
- самостоятельно находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями;
- самостоятельно проводит защиту проекта по заданным в учебнике критериям;
- работать с информацией представленной в различных формах;
- обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным критериям;
- выделять существенные признаки изучаемых объектов;
- овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
- осознанно и произвольно строить сообщения;
- строить логические суждения, включающие причинно-следственные связи;
- создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
- осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии в конкретными условиями;
- находить информацию в соответствии с заданными требованиями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения:
- вести диалог при работе в паре и группе;
- находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;
- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
- контролировать свои действия и действия партнера;
- принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и обсуждении;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
- соотносить свою позицию с позицией партнера;
- выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы, обсуждения;
- ориентироваться на партнера при работе в паре, группе.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
- воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей и творческой деятельности человека-создателя;
- называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер, технолог-кондитер, слесарь-электрик, электрик, электромонтер, агроном, овощевод, лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, летчик, космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник;
- называть наиболее распространенные профессии своего региона и выделять основные виды деятельности людей данных профессии;
- определять основные этапы создания изделий на производстве;
- сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;
- самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность;
- отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты для выполнения изделия в зависимости от вида работы;
- проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым материалам, способам применения, вариантом отделки;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту.
Обучающийся получит возможность научится:
- знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроением, добычей полезных ископаемых, производством фарфора, обувным, кондитерским, швейным, деревообрабатывающем, очисткой воды, тепличным хозяйством, издательским делом;
- осмыслять или объяснять понятия «производственный процесс», «производственный цикл»;
- осмыслять понятие «универсальность профессии»;
- осмыслять значение производства для экономического развития страны;
- узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они расположены;
- знакомится с процессом создания изделий на производстве;
- воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия;
- осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессии;
- выполнять самостоятельно проект.
Содержание учебного предмета
Введение. Как работать с учебником (1ч)
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Человек и земля (21ч)
Вагоностроительный завод (2ч)
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
Полезные ископаемые (2ч)
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися.
Автомобильный завод (2ч)
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).
Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыка работы с различными видами конструкторов.
Монетный двор (2ч)
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приёмом – тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод (2ч)
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.
Швейная фабрика (2ч)
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии.
Обувное производство (2ч)
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемые для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней.
Деревообрабатывающее производство (2ч)
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.
Кондитерская фабрика (2ч)
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.
Бытовая техника (2ч)
Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы.
Тепличное хозяйство (1ч)
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Человек и вода (3ч)
Водоканал (1ч)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды , определение количества расходуемой воды при помощи струемера.
Порт (1ч)
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.
Узелковое плетение(1ч)
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».
Самолётостроение. Ракетостроение (3ч)
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Человек и информация (6ч)
Создание титульного листа (1ч)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в создании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.
Работа с таблицами (1ч)
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.
Создание содержания книги (1ч)
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».
Переплётные работы (2ч)
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Итоговый урок (1ч)
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Как работать с учебником. |
1 |
2 |
Человек и земля |
21 |
3 |
Человек и вода |
3 |
4 |
Человек и воздух |
3 |
5 |
Человек и информация |
6 |
Календарно-тематическое планирование Технология в 4 классе.
Учебник «Технология» Н.И.Роговцева,Н.В.Богданова 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
По факту |
По плану |
|||
1 |
Как работать с учебником. |
|||
Человек и земля (21 час) |
||||
2 |
Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть(тележка)», «Кузов вагона». |
|||
3 |
Вагоностроительный завод. Изделие: «Пассажирский вагон». |
|||
4 |
Полезные ископаемые. Буровая вышка. Изделие: «Буровая вышка» |
|||
5 |
Малахитовая шкатулка. Изделие: «Малахитовая шкатулка». |
|||
6 |
Автомобильный завод. Изделие: «КамАз». |
|||
7 |
Автомобильный завод. Изделие: «Кузов грузовика». |
|||
8 |
Монетный двор. Изделие: «Стороны медали». |
|||
9 |
Монетный двор. Изделие: «Медаль». |
|||
10 |
Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». |
|||
11 |
Тест «Как создаётся фаянс». |
|||
12 |
Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка». |
|||
13 |
Швейная фабрика. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка». |
|||
14 |
Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». |
|||
15 |
Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». |
|||
16 |
Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений». |
|||
17 |
Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Лесенка-опора для растений». |
|||
18 |
Кондитерская фабрика. Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». |
|||
19 |
Практическая работа: тест «Кондитерские изделия» |
|||
20 |
Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур». |
|||
21 |
Практическая работа: тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». |
|||
22 |
Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». |
|||
Человек и вода (3 часа) |
||||
23 |
Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды». |
|||
24 |
Порт. Изделие: «Канатная лестница». |
|||
25 |
Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». |
|||
Человек и воздух (3 часа) |
||||
26 |
Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет». |
|||
27 |
Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель». |
|||
28 |
Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей» |
|||
Человек и информация (6 часов) |
||||
29 |
Создание титульного листа. Изделия: «Титульный лист» |
|||
30 |
Работа с таблицами. Создание таблицы. |
|||
31 |
Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание». |
|||
32 |
Переплетные работы. Изделие: «Книга «Дневник путешественника». |
|||
33 |
Переплетные работы. Изделие: «Книга «Дневник путешественника». |
|||
34 |
Итоговый урок. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1.Технология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. М. «Просвещение»2019
- Учебник. Технология. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова. 4 класс. Москва «Просвещение» 2015
- Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/