Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
  • первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
  • первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • первичного представления о гражданской идентичности в форме осознания
  • «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
  • первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  • этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей
  • тетради; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя).

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Учащийся получит возможность научиться:

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
  • коммуникативных и познавательных задач;
  • владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Учащийся получит возможность научиться:

  • определять общую цель и пути её достижения.

Предметные результаты

В результате изучение окружающего мира первоклассники научатся:

  • -распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
  • -распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • -приводить примеры представителей разных групп растений, животных;
  • -характеризовать изученные группы растений, животных, называя их признаки;
  • -характеризовать признаки времён года;
  • -объяснять значение используемых условных знаков;
  • -находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
  • -понимать правила поведения в природе;
  • -называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
  • -называть виды транспорта;

Называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

  • называть имена и отчество родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.

К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; выполнять правила поведения в природе;
  • различать виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.; выполнять режим дня;
  • рассказывать о растениях, грибах, животных, объяснять условия их жизни, способы питания, защиты;
  • объяснять отличия растения дикорастущих и культурных; деревьев;
  • моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое;
  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
  • осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, сон, соблюдение режима дня и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

Тематическое планирование

 

 

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Основное содержание

1

Где мы живем?

4 часа

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

2

Природа

20 часов

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями

3

Жизнь города и села

10 часов

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

4

Здоровье и безопасность

9 часов

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

5

Общение

7 часа

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

6

Путешествия

18 часов

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

 Итого:

68 часов

 

 

 

Календарно -тематическое планирование Окружающий  мир во 2 классе

Учебник « Окружающий  мир» 2 часа в неделю, 68 часов в год

№ п/п

Дата

 

Тема урока

 

Примечание

По плану

По факту

Раздел  «Где мы живём»(4 ч)

1

 

 

Родная страна.

 

2

 

 

Город и село. Проект «Родной город (село)».

 

3

 

 

Природа и рукотворный мир

 

4

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».

 

Раздел «Природа» (20 ч)

5

 

 

Неживая и живая природа

 

6

 

 

Явления природы

 

7

 

 

Что такое погода

 

8

 

 

В гости к осени (экскурсия)

 

9

 

 

В гости к осени (урок)

 

10

 

 

Звездное небо

 

11

 

 

Заглянем в кладовые Земли

 

12

 

 

Про воздух…

 

13

 

 

… И про воду

 

14

 

 

Какие бывают растения

 

15

 

 

Какие бывают животные

 

16

 

 

Невидимые нити

 

17

 

 

Дикорастущие и культурные растения

 

18

 

 

Дикие и домашние животные

 

19

 

 

Комнатные растения

 

20

 

 

Животные живого уголка

 

21

 

 

Про кошек и собак

 

22

 

 

Красная книга

 

23

 

 

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту».

 

24

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

 

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

25

 

 

Что такое экономика

 

26

 

 

Из чего это сделано

 

27

 

 

Как построить дом

 

28

 

 

Какой бывает транспорт

 

29

 

 

Культура и образование

 

30

 

 

Все профессии важны. Проект «профессия».

 

31

 

 

В гости к зиме (экскурсия)

 

32

 

 

В гости к зиме (урок)

 

33

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения «Жизнь города и села»

 

34

 

 

Презентация проектов «Родной город(село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»

 

Раздел «Здоровье и безопасность» (9ч)

35

 

 

Строение тела человека

 

36

 

 

Если хочешь быть здоров

 

37

 

 

Берегись автомобиля!

 

38

 

 

Школа пешехода

 

39

 

 

Домашние опасности

 

40

 

 

Пожар!

 

41

 

 

На воде и в лесу

 

42

 

 

Опасные незнакомцы

 

43

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

 

Раздел «Общение» (7ч)

44

 

 

Наша дружная семья

 

45

 

 

Проект «Родословная»

 

46

 

 

В школе

 

47

 

 

Правила вежливости

 

48

 

 

Ты и твои друзья

 

49

 

 

Мы- зрители пассажиры

 

50

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

 

Раздел «Путешествия»(18ч)

51

 

 

Посмотри вокруг

 

52

 

 

Ориентирование на местности

 

53

 

 

Ориентирование на местности

 

54

 

 

Формы земной поверхности

 

55

 

 

Водные богатства

 

56

 

 

В гости к весне (экскурсия)

 

57

 

 

В гости к весне (урок)

 

58

 

 

Россия на карте

 

59

 

 

Проект «Города России»

 

60

 

 

Путешествие по Москве

 

61

 

 

Московский Кремль

 

62

 

 

Город на Неве

 

63

 

 

Путешествие по планете

 

64

 

 

Путешествие по материкам

 

65

 

 

Страны  мира. Проект «Страны мира»

 

66

 

 

Впереди лето

 

67

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

 

68

 

 

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

 

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы

Учебники.

Плешаков А.А.Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011

Плешаков А.А.Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2.- М.: Просвещение, 2011

Методические пособия

Плешаков А.А. Александрова В.П. Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2 класс

.