Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Учащийся получит возможность для формирования:
- первичного представления о гражданской идентичности в форме осознания
- «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
- первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Учащийся получит возможность научиться:
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей
- тетради; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя).
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Учащийся получит возможность научиться:
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
- коммуникативных и познавательных задач;
- владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять общую цель и пути её достижения.
Предметные результаты
В результате изучение окружающего мира первоклассники научатся:
- -распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
- -распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- -приводить примеры представителей разных групп растений, животных;
- -характеризовать изученные группы растений, животных, называя их признаки;
- -характеризовать признаки времён года;
- -объяснять значение используемых условных знаков;
- -находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
- -понимать правила поведения в природе;
- -называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- -называть виды транспорта;
Называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчество родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; выполнять правила поведения в природе;
- различать виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.; выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объяснять условия их жизни, способы питания, защиты;
- объяснять отличия растения дикорастущих и культурных; деревьев;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, сон, соблюдение режима дня и др.)
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
Основное содержание |
1 |
Где мы живем? |
4 часа |
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. |
2 |
Природа |
20 часов |
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями |
3 |
Жизнь города и села |
10 часов |
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. |
4 |
Здоровье и безопасность |
9 часов |
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. |
5 |
Общение |
7 часа |
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. |
6 |
Путешествия |
18 часов |
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. |
Итого: |
68 часов |
Календарно -тематическое планирование Окружающий мир во 2 классе
Учебник « Окружающий мир» 2 часа в неделю, 68 часов в год
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
По плану |
По факту |
|||
Раздел «Где мы живём»(4 ч) |
||||
1 |
|
|
Родная страна. |
|
2 |
|
|
Город и село. Проект «Родной город (село)». |
|
3 |
|
|
Природа и рукотворный мир |
|
4 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». |
|
Раздел «Природа» (20 ч) |
||||
5 |
|
|
Неживая и живая природа |
|
6 |
|
|
Явления природы |
|
7 |
|
|
Что такое погода |
|
8 |
|
|
В гости к осени (экскурсия) |
|
9 |
|
|
В гости к осени (урок) |
|
10 |
|
|
Звездное небо |
|
11 |
|
|
Заглянем в кладовые Земли |
|
12 |
|
|
Про воздух… |
|
13 |
|
|
… И про воду |
|
14 |
|
|
Какие бывают растения |
|
15 |
|
|
Какие бывают животные |
|
16 |
|
|
Невидимые нити |
|
17 |
|
|
Дикорастущие и культурные растения |
|
18 |
|
|
Дикие и домашние животные |
|
19 |
|
|
Комнатные растения |
|
20 |
|
|
Животные живого уголка |
|
21 |
|
|
Про кошек и собак |
|
22 |
|
|
Красная книга |
|
23 |
|
|
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту». |
|
24 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». |
|
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
||||
25 |
|
|
Что такое экономика |
|
26 |
|
|
Из чего это сделано |
|
27 |
|
|
Как построить дом |
|
28 |
|
|
Какой бывает транспорт |
|
29 |
|
|
Культура и образование |
|
30 |
|
|
Все профессии важны. Проект «профессия». |
|
31 |
|
|
В гости к зиме (экскурсия) |
|
32 |
|
|
В гости к зиме (урок) |
|
33 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения «Жизнь города и села» |
|
34 |
|
|
Презентация проектов «Родной город(село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» |
|
Раздел «Здоровье и безопасность» (9ч) |
||||
35 |
|
|
Строение тела человека |
|
36 |
|
|
Если хочешь быть здоров |
|
37 |
|
|
Берегись автомобиля! |
|
38 |
|
|
Школа пешехода |
|
39 |
|
|
Домашние опасности |
|
40 |
|
|
Пожар! |
|
41 |
|
|
На воде и в лесу |
|
42 |
|
|
Опасные незнакомцы |
|
43 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» |
|
Раздел «Общение» (7ч) |
||||
44 |
|
|
Наша дружная семья |
|
45 |
|
|
Проект «Родословная» |
|
46 |
|
|
В школе |
|
47 |
|
|
Правила вежливости |
|
48 |
|
|
Ты и твои друзья |
|
49 |
|
|
Мы- зрители пассажиры |
|
50 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» |
|
Раздел «Путешествия»(18ч) |
||||
51 |
|
|
Посмотри вокруг |
|
52 |
|
|
Ориентирование на местности |
|
53 |
|
|
Ориентирование на местности |
|
54 |
|
|
Формы земной поверхности |
|
55 |
|
|
Водные богатства |
|
56 |
|
|
В гости к весне (экскурсия) |
|
57 |
|
|
В гости к весне (урок) |
|
58 |
|
|
Россия на карте |
|
59 |
|
|
Проект «Города России» |
|
60 |
|
|
Путешествие по Москве |
|
61 |
|
|
Московский Кремль |
|
62 |
|
|
Город на Неве |
|
63 |
|
|
Путешествие по планете |
|
64 |
|
|
Путешествие по материкам |
|
65 |
|
|
Страны мира. Проект «Страны мира» |
|
66 |
|
|
Впереди лето |
|
67 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» |
|
68 |
|
|
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
|
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы
Учебники.
Плешаков А.А.Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011
Плешаков А.А.Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2.- М.: Просвещение, 2011
Методические пособия
Плешаков А.А. Александрова В.П. Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2 класс
.