Муниципальное образовательное казённое учреждение
«Малиновская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мои маршруты»
Учитель: Кузьмина И.В.
Пояснительная записка
Примерная программа курса ориентирована на реализацию социального и духовно - нравственного направлений в воспитании и развитии детей. Программа предназначена для обучающихся первого класса и рассчитана на 64 часа (по 2 часа в неделю).
Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Цель курса – освоение правил безопасности, правил поведения в общественных местах; освоение норм, способов сотрудничества, организации коммуникации.
Задачи курса:
· формирование норм поведения в классе;
· формирование норм коммуникативного взаимодействия;
· способствовать формированию доверия к друг другу;
· формировать чувство группового единства, эмоциональное сближение детей;
· учить слушать и слышать;
· воспитывать навыки регуляции поведения;
· воспитывать уважительное отношение к окружающим;
· формировать эмпатию, творческое воображение.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих УУД.
Личностные универсальные учебные действия
Самоопределение:
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
- готовность и способность к саморазвитию;- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; |
- гражданская идентичность в
форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;- осознание ответственности человека за общее благополучие.- гуманистического сознания;- социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
Смыслообразование:
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования» |
|
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; |
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им. |
Нравственно-этическая ориентация:
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;-эстетические потребности, ценности и чувства;-этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. |
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;-гуманистических демократических ценностей многонационального российского общества. |
Регулятивные универсальные учебные действия
Планирование
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
- применять установленные правила в планировании способа решения;- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; |
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;-составлять план и последовательность действий;- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Саморегуляция:
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возмож ность для формирования» |
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; |
- активизации сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формировани» |
- использовать общие приёмы решения задач;- осуществлять рефлексию способов и условий действий,- ставить и формулировать проблемы; |
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблем различного характера; |
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество:
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;- предлагать помощь и сотрудничество; |
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; |
Планирование учебного сотрудничества
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования
|
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; |
- договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности.- определять цели, функции участников, способы взаимодействия; |
Взаимодействие:
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
- формулировать собственное мнение и позицию;- задавать вопросы;- строить понятные для партнёра
высказывания; |
- строить монологичное высказывание;- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника. |
Управление коммуникацией:
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
- определять общую цель и пути ее достижения;- осуществлять взаимный контроль;- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю щих; -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. |
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при совместной деятельности;- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; |
Планируемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня. Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействие ученика с педагогом.
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
Выпускник получит возможность для формирования:
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
Результаты второго уровня. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У ученика будут сформированы:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
- уважительное отношение к иному мнению;
-
Выпускник получит возможность для формирования:
- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им.
Результаты третьего уровня. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
У ученика будут сформированы:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои
затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
Выпускник получит возможность для формирования:
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- самостоятельности и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
Инструкция при организации и проведении данного курса по внеурочной деятельности
Данная программа состоит из «Уроков общения», утренников (посвящённых различным праздникам в 1 классе) и подготовки к ним. Курс построен на основе деятельностного подхода, который позволяет включить учащихся в практическую деятельность. Работа организуется как индивидуально, так и в паре, и в группе.
Конечный результат – «экзамен» на звание «Мастер общения», праздники, фотографии и рисунки.
Формы проведения внеурочных занятий: тренинги, утренники, кружковые занятия. Данные формы работы ориентированы на освоение правил безопасности, правил поведения в общественных местах; освоение норм, способов сотрудничества, организации коммуникации.
Формы деятельности: индивидуальная, работа в малых группах (2-4 ученика), коллективная деятельность.