УП ВУД ФГОС СОО на 2019-2020, 2020-2021 учебный год
План внеурочной деятельности
муниципального образовательного бюджетного учреждения
Тюкалинского муниципального района Омской области
«Малиновская средняя общеобразовательная школа» для 10 - 11 классов,
реализующих федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Пояснительная записка
- Общие положения
План внеурочной деятельности разработан в соответствии с действующими нормативными правовыми актами:
1)Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» ( в редакции Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1645, 31.12.2015г. №1578, 29 июня 2017 г. № 613)
3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 13.12.2013 N 1342, от 28.05.2014 N 598, от 17.07.2015 N 734).
4) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).
5) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях).
6)Устав Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Малиновская средняя общеобразовательная школа».
- Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования основная образовательная программа среднего общего образования реализуется школой через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время для достижения метапредметных, и, в первую очередь, личностных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознании, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Задачи внеурочной деятельности:
- формирования УУД через включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- социализация;
- самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности;
- формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире; - эстетическое отношение к миру;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- формирование экологического мышления;
- выявление интереса, предрасположенности, возможности, способности обучающихся к разным видам деятельности;
- приобретение и совершенствование опыта творческой деятельности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
Принцип гуманистической направленности предполагает отношение к обучающемуся как к ответственному субъекту собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.
Принцип системности предполагает обеспечение целостности, преемственности внеурочной деятельности (ВУД), взаимосвязь между основными компонентами организуемой деятельности, урочной и воспитательной деятельностью, всеми участниками ВУД, опору на традиции и положительный опыт.
Принцип вариативности определяет широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей.
Принцип добровольности предполагает свободный выбор различных видов деятельности на основе личных интересов и склонностей ребенка, способов, темпа, освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
Принцип успешности и социальной значимости предполагает деятельность субъектов учебно-воспитательной деятельности по формированию у обучающихся потребностей в достижении личностно-значимых и коллективных результатов, формирование позитивной самооценки, самоуважение, конструктивных способов самореализации, создание ситуации успеха в личностной и общественно полезной деятельности. Принцип валеологической безопасности: соблюдение норм СанПиН 2.4.2.2821-10 (раздел Х) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", проведение занятий в формах, отличных от урочных организация деятельности в комфортных условиях.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно – нравственное развитие ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования и обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, учитывая возможности образовательного учреждения, запросы и интересы обучающихся и их родителей (законных представителей).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но не превышает 10 часов в неделю.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня.
- Направления и формы организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС СОО организуется по основным направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
Организация занятий по этим направлениям осуществляется посредством различных форм, отличных от урочной системы обучения, таких как поисковые и научные исследования, проектная деятельность, клубы, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.
Целью духовно-нравственного направления является освоение школьниками духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Основные задачи:
- · формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- · укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; · формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; · формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- · принятие базовых общенациональных ценностей; ·формирование основ российской гражданской идентичности; · формирование патриотизма и гражданской солидарности; ·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Данное направление реализуется программой «Безопасность в финансовой сфере».
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить интеллектуальные способности.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся основного общего образования.
Данное направление реализуется программой «Математический калейдоскоп».
Общекультурная деятельность способствует формированию активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Основными задачами являются:
- развитие творческих способностей; - формирование коммуникативной компетенции; - становление активной жизненной позиции.
Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности «Вокал». По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы.
Социальное направление помогает школьникам освоить разнообразные способы деятельности, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основы культуры межэтнического общения; - формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
Данное направление реализуется программой «Дорогою добра». По итогам работы в данном направлении проводятся выставки, защита проектов.
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья школьников.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Данное направление представлено и реализуется программой «Спорт-это здоровье». Программа направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий: конкурсы, спортивные праздники, Дни здоровья.
Между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе предусмотрены динамические паузы (40-50 мин).
Ведущее направление развития личности |
Формы работы |
Решаемые задачи |
Духовно-нравственное |
Проведение тематических классных часов о духовности, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, региона; встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн; уроки мужества; выставки рисунков; оформление газет, стендов и выставок о боевой славе русского народа; проведение концертных мероприятий в рамках знаменательных дат; проведение конкурсов «А ну-ка, парни!» и т.п. |
Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и активной жизненной позиции обучающихся, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества |
Общеинтеллектуальное |
Интеллектуальные игры, викторины и конкурсы, занятия в компьютерном классе, беседы, разработка различных проектов, исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю, в музеи школы и района; предметные недели; библиотечные уроки; олимпиады; конференции, деловые и ролевые игры; участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района и т.п. |
Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, осознанность непрерывного образования. |
Социальное |
Трудовые десанты, дежурство по школе, организация социально-значимых акций и т.п. Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки и т.п. |
Формирование ценностного отношения к труду, ответственности за порученное дело, развитие социальной инициативы. Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов |
Спортивно-оздоровительное |
Работа спортивной секции «Волейбол», организация походов, экскурсий, Дня здоровья, подвижных игр, различных соревнований; проведение бесед о здоровом образе жизни, участие в спортивных соревнованиях различного уровня и т.п. |
Спортивно-оздоровительное направление есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил. |
Общекультурное |
Работа кружка «Весёлые наигрыши»; организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района; проведение концертов и т.п. |
Важная составляющая воспитания – приобщение школьников к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность. Вхождение в мир искусства способствует формированию и развитию у учащихся духовно-нравственных качеств, т.к. отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты и нацелено на познание, прежде всего, внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. Сфера досуга создает достаточно комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей. |
Все часы внеурочной работы распределены между учителями школы, работниками ДК, которые разработали программы внеурочной деятельности, в соответствии с выбором обучающихся и их родителей.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности для её реализации в МОБУ «Малиновская сош» была выбрана базовая модель организации внеурочной деятельности – на основе внутренних ресурсов образовательного учреждения и сотрудничества с Домом культуры, что позволяет расширить спектр внеурочной деятельности (танцевальный кружок).
Координирующую роль выполняет классный руководитель класса, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Занятия проводятся на базе МОБУ «Малиновская сош» в учебных кабинетах, спортивном и актовом залах и на базе ДК с использованием необходимой материально-технической базы, программного оснащения и информационно – технологического обеспечения.
Внеурочная деятельность в МОБУ «Малиновская сош» в ходе реализации требований ФГОС представлена такими видами деятельности, как:
Годовой круг праздников и мероприятий
1 сентября |
День Знаний Праздничная линейка. |
Зам директора по ВР |
1 октября |
Поздравления ветеранов с Днём пожилых людей. |
Зам директора по ВР |
5 октября |
День учителя: · День самоуправления · Праздничный концерт |
Зам директора по ВР |
октябрь |
Праздник осени. |
Классные руководители |
ноябрь |
Школьный тур предметных олимпиад русский язык, математика, биология, химия, физика, литература, география, английский язык, история, физическая культура, технология, обществознание. |
Зам. Директора по УВР Руководитель творческой группы учителей предметников |
30 ноября |
День матери · Праздничная программа · Конкурс сочинений «Загляните в мамины глаза», « Мама, как тебя я люблю!», «Моя мамочка», «Моя бабушка», «Нелегкая женская доля» |
Зам директора по ВР Классные руководители |
декабрь |
Антинаркотическая акция « Классный час». |
Зам директора по ВР |
29 декабря |
Новогодний праздник. |
Зам директора по ВР классные руководители |
Январь - февраль |
Месячник военно-патриотического воспитания. Праздничная программа Спортивный праздник |
Заместитель директора по ВР, Классные руководители, учитель ОБЖ, учитель физкультуры |
март |
Праздник к дню 8 Марта. |
Зам директора по ВР, классные руководители |
апрель |
День Здоровья. |
Заместитель директора по ВР, |
апреля |
Акция «Сохрани планету чистой». Акция «Чистая школа». Акция «Чистое село». День планеты. |
Заместитель директора по ВР, классные руководители |
3-9 мая |
Вахта Памяти. Торжественный митинг, посвященный Дню Победы, подарки ветеранам |
Заместитель директора по ВР, классные руководители |
- Формы промежуточной аттестации обучающихся
Освоение образовательных программ курсов внеурочной деятельности (отдельной части или всего объема) сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в следующих формах: защита творческих работ и проектов, тестирование, анкетирование, концерты, заседание научного клуба, конференция.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (п.1 ст.58), Положением школы о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся на ступени среднего общего образования в МОБУ «Малиновская сош».