Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Тюкалинского муниципального района Омской области
«Малиновская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании творческой Зам директора по УВР Директором школы
группы учителей ______БайжигитоваГ.Е. ___Самохваловой Н.Ю.
Протокол№1 «___»__________2019г «___»___________2019
«____»__________2019
Рабочая программа
по предмету
«Обществознание»
10 – 11 классы
на 2020 – 2021 учебный год
Количество часов:всего- 70 ,в неделю-1раз.,1- в 10 классе, 1- в 11 классе;Учебник: «Обществознание »Л.Н. Боголюбов10-11 класс , М, «Просвещение»,2017
Программа разработана на основе
примерных рабочих программ
предметной линии учебников
«Обществознание» под редакцией
Л.Н. Боголюбова 10-11 классы
Составитель: Гришаева Ольга Яковлевна
учитель географии и обществознания
МОБУ « Малиновская сош»
2019
Планируемые результаты учебной деятельности:
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
- Выделять черты социальной сущности человека; - определять роль духовных ценностей в обществе; - распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; - различать виды искусства; - соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; - выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; - выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; - раскрывать связь между мышлением и деятельностью; - различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; - выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; - анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; - различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; - выявлять особенности научного познания; - различать абсолютную и относительную истины; - иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; - выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; - выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
- Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; - приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; - формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
- Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; - конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; - объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; - оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; - различать формы бизнеса; - извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;- различать экономические и бухгалтерские издержки; - приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; - различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; - различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; - выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;- определять причины безработицы, различать ее виды; - высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; - объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; - анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; - приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; - высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; - различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); - различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
- Выделять критерии социальной стратификации; - анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; - выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; - высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи вусловиях современного рынка труда; - выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;- конкретизировать примерами виды социальных норм; - характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; - различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; - определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; - различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; - характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; - характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; - характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; - высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; - осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; - оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика
- Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; - различать политическую власть и другие виды власти; - устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; - высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; - раскрывать роль и функции политической системы; - характеризовать государство как центральный институт политической системы; - различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; - обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; - характеризовать демократическую избирательную систему; - различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; - устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; - определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; - конкретизировать примерами роль политической идеологии; - раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; - формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; - оценивать роль СМИ в современной политической жизни; - иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; - различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
- Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; - выделять основные элементы системы права; - выстраивать иерархию нормативных актов; - выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; - различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; - обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; - аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; - раскрывать содержание гражданских правоотношений; - применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; - различать организационно-правовые формы предприятий;- характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; - давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; - находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; - характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; - иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;- извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); - объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
- Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; - оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; - характеризовать основные методы научного познания; - выявлять особенности социального познания; - различать типы мировоззрений; - объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения; - выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; - выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; - систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
- Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; - выявлять противоречия рынка; - раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; - раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; - обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; - различать источники финансирования малых и крупных предприятий; - определять практическое назначение основных функций менеджмента; - определять место маркетинга в деятельности организации;- применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя; - оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; - раскрывать фазы экономического цикла; - высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации; - извлекать информацию из различныхисточников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
- Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе; - высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях; - анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов; - выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов; - толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям;оценивать роль толерантности в современном мире; - находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе; - выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку; - выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
- Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; - выделять основные этапы избирательной кампании; - в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; - отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; - самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; - характеризовать особенности политического процесса в России;- анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
- Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; - перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; - характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; - ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; - выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; - применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;- оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; - характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Содержание учебного предмета «Обществознание»10 класс (68 часов)
Раздел I. Человек в обществе
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Особенности социальной системы. Социальные институты. Многовариативность общественного развития. Целостность и противоречивость. Проблема общественного прогресса. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация.многообразие видов деятельности. Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание. Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Особенности социального познания Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как сознанная необходимостью Свобода и ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.
Раздел II. Общество как мир культуры
Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Наука и ее функции в обществе. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России.проблема поддержания межрелигиозного мира. Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство. Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации массовая культура. Оценка Массовой культуры как общественного явления.
Раздел III. Правовое регулирование общественных отношений.
Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Что такое правоотношение. Правомерное поведение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав. Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита граждан. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Открытие своего дела. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Профессиональное образование. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданский процесс, Уголовный процесс. Административная юрисдикция. Основные стадии конституционного судопроизводства. Защита права и свобод человека средства ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Заключение. Итоговое повторение. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.
Содержание учебного предмета «Обществознание» 11 класс (68 часов)
Раздел I. Экономическая жизнь общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы и темпы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Как действует «невидимая рука» рынка. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система. Цели деятельности фирмы. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Функции финансового рынка. Финансовые институты. Защита прав потребителей финансовых услуг. Фондовый рынок, его инструменты и участники. Основные источники финансирования банка. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Какой инструмент регулирования экономики выбрать. Налоговая система РФ. Нужна ли рынку помощь государства. Тенденции экономического развития России. Типы финансовой политики. Основы денежно-кредитной политики государства. Влияние денежно- кредитной политики нароссийскую экономику. Бюджетная политика. Инфляция: виды, причины и последствия. Рынок труда. Причины и виды безработицы государственная политика в области занятости. Что такое мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли.глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического развития. Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности.
Раздел II. Социальная сфера. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы. Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющее (девиантное) поведение. Преступность. Что объединяет людей в нацию. Россия - многонациональное общество и единые народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом, в котором мы живем. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция
Раздел III. Политическая жизнь общества. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России. Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление. Избирательная система. Избирательная компания. Понятия политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой коммуникации и политическое сознание. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения\. Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие. Политическая культура. Заключение. Итоговое повторение. Общество и человек перед лицом угроз XXI века.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, авторской учебной программы А.Ю. Лазебниковой, Н.И.Городецкой, Е.Л.Рутковской. Программа учебного предмета «Обществознание» для среднего общего образования на базовом уровне рассчитана на 136 часов за 2 года обучения.
|
Количество часов в год |
Количество часов в неделю |
10 класс |
70 |
2 |
11 класс |
68 |
2 |
Итого: |
138 |
|
Рабочая программа по обществознанию ориентирована на предметную линию учебников Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение.
Тематическое планирование курса «Обществознание» – 10 класс
№п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
Примечание |
|||||
Глава 1. Человек в обществе (18 ч) |
|
||||||||
1-2 |
|
Что такое общество |
|
||||||
3-4 |
|
Общество как сложная система |
|
||||||
5-6 |
|
Динамика общественного развития |
|
||||||
7-8 |
|
Социальная сущность человека |
|
||||||
9-10 |
|
Деятельность - способ существования людей |
|
||||||
11-12 |
|
Познавательная и коммуникативная деятельность |
|
||||||
13-14 |
|
Свобода и необходимость в деятельности человека |
|
||||||
15-16 |
|
Современное общество |
|
||||||
17-18 |
|
Глобальная угроза международного терроризма |
|
||||||
Повторение «Человек в обществе» (2 ч) |
|
||||||||
19 |
|
Повторение «Человек в обществе» |
|
||||||
20 |
|
Проверочная работа по теме «Человек в обществе» |
|
||||||
Глава 2. Общество как мир культуры (14 ч) |
|
||||||||
21-22 |
|
Духовная культура общества |
|
||||||
23-24 |
|
Духовный мир личности |
|
||||||
25-26 |
|
Мораль |
|
||||||
27-28 |
|
Наука и образование |
|
||||||
29-30 |
|
Религия и религиозные организации |
|
||||||
31-32 |
|
Искусство |
|
||||||
33-34 |
Массовая культура |
|
|||||||
Повторение «Общество как мир культуры» (2 ч) |
|
||||||||
35 |
|
Повторение «Общество как мир культуры» |
|
||||||
36 |
|
Проверочная работа по теме: "Духовная культура" |
|
||||||
|
|
||||||||
37-38 |
|
Современные походы к пониманию права |
|
||||||
39-40 |
|
Право в системе социальных норм |
|
||||||
41-42 |
|
Источники права |
|
||||||
43-44 |
|
Правоотношения и правонарушения |
|
||||||
45-46 |
|
Предпосылки правомерно поведения |
|
||||||
47-48 |
|
Гражданин Российской Федерации |
|
||||||
49-50 |
|
Гражданское право |
|
||||||
51-52 |
|
Семейное право |
|
||||||
53-54 |
|
Правовое регулирование занятости и трудоустройства |
|
||||||
55-56 |
|
Экологическое право |
|
||||||
57-58 |
|
Процессуальные отрасли права |
|
||||||
59-60 |
|
Конституционное судопроизводство |
|
||||||
61-62 |
|
Международная защита прав человека |
|
||||||
63-64 |
|
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства |
|
||||||
Повторение «Правовое регулирование общественных отношений»(1 час) |
|
||||||||
65 |
|
|
Итоговое повторение «Правовое регулирование общественных отношений» |
|
|||||
Заключение. Человек в XXI в. (5 часов) |
|
||||||||
66 |
|
|
Человек в XXI в. |
|
|||||
67-68 |
|
Итоговая работа «Человек в обществе» |
|
||||||
69-70 |
|
Повторение изученного материала |
|
||||||
Тематическое планирование курса «Обществознание» – 11 класс
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
Примечание |
|||||
Глава 1. Экономическая жизнь общества
|
|
||||||||
1-2 |
|
Роль экономики в жизни общества |
|
||||||
3-4 |
|
Экономика: наука и хозяйство |
|
||||||
5-6 |
|
|
Экономический рост и развитие |
|
|||||
7-8 |
|
|
Рыночные отношения в экономике |
|
|||||
9-10 |
|
|
Фирмы в экономике |
|
|||||
11-12 |
|
|
Правовые основы предпринимательской деятельности |
|
|||||
13-14 |
|
|
Слагаемые успеха в бизнесе |
|
|||||
15-16 |
|
|
Экономика и государство |
|
|||||
17-18 |
|
|
Финансы в экономике |
|
|||||
19-20 |
|
|
Занятость и безработица |
|
|||||
21-22 |
|
|
Мировая экономика |
|
|||||
23-24 |
|
|
Экономическая культура |
|
|||||
Повторение «Экономическая жизнь общества» |
|
||||||||
25 |
|
|
Повторение «Экономическая жизнь общества» |
|
|||||
26 |
|
|
Проверочная работа «Экономическая жизнь общества»
|
|
|||||
Глава 2. Социальная сфера
|
|
||||||||
27-28 |
|
|
Социальная структура общества |
|
|||||
29-30 |
|
|
Социальные нормы и отклоняющееся поведение |
|
|||||
31-32 |
|
|
Нации и межнациональные отношения |
|
|||||
33-34 |
|
|
Семья и быт |
|
|||||
35-36 |
|
|
Гендер – социальный пол |
|
|||||
37-38 |
|
|
Молодежь в современном обществе |
|
|||||
39-40 |
|
|
Демографическая ситуация в современной России. |
|
|||||
Повторение «Социальная сфера» |
|
||||||||
41 |
|
|
Повторение «Социальная сфера» |
|
|||||
42 |
|
|
Проверочная работа по теме «Социальная сфера» |
|
|||||
Глава 3.Политическая жизнь общества |
|
||||||||
43-44 |
|
|
Политика и власть |
|
|||||
45-46 |
|
|
Политическая система |
|
|||||
47-48 |
|
|
Гражданское общество и правовое государство |
|
|||||
49-50 |
|
|
Демократические выборы |
|
|||||
51-52 |
|
|
Политические партии и партийные системы |
|
|||||
53-54 |
|
|
Политическая элита и политическое лидерство |
|
|||||
55-56 |
|
|
Политическое сознание |
|
|||||
57-58 |
|
|
Политическое поведение |
|
|||||
59-60 |
|
|
Политический процесс и культура политического участия |
|
|||||
Повторение «Политическая жизнь общества» |
|
||||||||
61 |
|
|
Повторение «Политическая жизнь общества» |
|
|||||
62 |
|
|
Проверочная работа «Политическая жизнь общества» |
|
|||||
Заключение. Взгляд в будущее |
|
||||||||
63-64 |
|
|
Взгляд в будущее |
|
|||||
65 |
|
|
Итоговая работа «Человек и общество» |
|
|||||
66-68 |
|
|
Повторение «Человек и общество» |
|
|||||
Спецификация
контрольно-измерительных материалов для итогового контроля
по обществознанию (базовый уровень) в 10 классе
Основная цель работы – оценка качества подготовки обучающихся по обществознанию за курс 10 класса.
Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Выполнение заданий предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, классификация, систематизация, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация и др.
Основные принципы отбора конкретных объектов проверки - умения, формируемые при изучении курса:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
Знания биосоциальной сущности человека, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания;
На выполнение работы отводится 45 минут.
Структура работы
Работа состоит из двух частей и включает в себя 18 заданий, различающиеся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 13 заданий с кратким ответом. В работе предложены следующие задания с кратким ответом:
- задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
- задание на выявление структурных элементов с помощью схем;
- задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
- задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова, одной цифры или последовательности цифр.
Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается самостоятельно в развёрнутой форме.
Распределение заданий по содержанию и уровню сложности
Часть 1 содержит 13 заданий двух уровней: 11 заданий базового уровня и 2 повышенного уровня. Часть 2 содержит 2 задания базового уровня сложности, 1 повышенного уровня и два задания высокого уровня сложности.
№ |
Проверяемые элементы содержания |
Уровень сложности |
Макс. балл за выполнение задания |
1. |
Структура типов общества. Структура уровней познания. |
Б |
1 |
2. |
Структура видов проступков Структура состава преступления |
Б |
1 |
3. |
Выбор обобщающего понятия. Источники права. Общественный прогресс |
Б |
1 |
4. |
Отнесение видовых понятий с родовым. Биологические потребности человека. Источники права. |
Б |
1 |
5. |
Принципы правового государства. Многовариантность общественного развития (типы обществ) |
Б |
1 |
6. |
Многовариантность общественного развития (типы обществ). Установление соответствия. |
Б |
2 |
7. |
Социальные институты. |
Б |
2 |
8. |
Основы конституционного строя (выбор позиции из списка) |
Б |
2 |
9. |
Права и свободы человека (выбор позиции из списка) |
Б |
2 |
10. |
Правоотношения и их виды |
Б |
2 |
11. |
Основы конституционного строя |
Б |
2 |
12. |
Социальные институты (задание на анализ двух суждений) |
П |
2 |
13. |
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции |
П |
2 |
14. |
Анализ источника |
Б |
2 |
15. |
Б |
2 |
|
16. |
П |
2 |
|
17. |
В |
3 |
|
18. |
Познание (задание на использование понятия в заданном контексте) Приобретение права собственности |
В |
3 |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Задания 1-5 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 6-13 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 3 баллов. За полное правильное выполнение заданий 14, 15, 16 выставляется по 2 балла; заданий 17, 18 - по 3 балла.
Проверка выполнения заданий части 2 проводится на основе разработанной системы критериев.
Максимальный балл - 33.
Критерии оценивания:
0-13 баллов – «2» (0-40%)
14-21 балл – «3» (40-64%)
22-27 баллов – «4» (65-84%)
28-33 балла – «5» (85-100%)
КИМ по обществознанию в 10 классе
Вариант 1
- Запишите слово, пропущенное в схеме.
- Запишите слово, пропущенное в схеме:
- Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Подчеркните это слово (словосочетание).
нормативно-правовой акт |
источник (форма) права |
судебный прецедент |
естественное право |
правовой обычай |
4.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) воспроизводство рода |
2) самореализация |
3) питание |
4) дыхание |
5) движение |
6) общение |
7) отдых |
5.Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением двух, являются принципами только правового государства. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) верховенство права |
2) незыблемость прав и свобод граждан |
3) государственный контроль над обществом |
4) разделение властей на три ветви |
5) взаимная ответственность государства и личности |
6) суверенитет |
6.Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приоритет коллективистских ценностей 2) рост численности рабочего класса 3) высокая социальная мобильность 4) использование информационных технологий |
|
5) глобализация экономики и финансов |
7.Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
A) господство сельского натурального хозяйства Б) доминирование интенсивных технологий B) господство общинной собственности Г) преобладание ручных орудий труда Д) развитие расширенного воспроизводства |
|
1) традиционное (аграрное) 2) индустриальное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
8.Что из перечисленного относится по Конституции РФ к полномочиям Президента РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) утверждает военную доктрину
2) объявляет амнистию
3) принимает решение об отставке Правительства РФ
4) осуществляет помилование
5) утверждает изменение границ между субъектами РФ
6) назначает на должность Председателя Центрального банка РФ
9.Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) защищать Отечество
2) избирать и быть избранным
3) исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой
4) проводить шествия и пикетирования
5) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности
6) направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
- В Статье 13 Конституции РФ закреплен принцип политического плюрализма. Это означает, что
1) признаны различные формы собственности
2) устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной
3) отсутствует государственная религия
4) провозглашена свобода политических мнений и действий
5) утверждена основа для существования в стране многопартийности
6) признаны права и свободы человека и гражданина
- 11. Найдите в приведенном ниже списке положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) признание прав и свобод человека высшей ценностью
2) условия и порядок заключения трудового договора
3) верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории
4) обстоятельства, исключающие уголовную ответственность
5) идеологическое многообразие
- 12. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А. Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Б. Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие – появляться.
1) верно только А |
2) верно только Б |
3) верны оба суждения |
4) оба суждения неверны |
- 13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В соответствии с современными ______________(А) представлениями человек – это целостное биопсихосоциальное существо, которое является и организмом, и создателем и носителем _______________(Б), и главным участником____________(В) (т.е. существом социальным). Своеобразие человека отражают социальность его бытия, наличие разума, воли, ценностей, общительность, постоянное развитие в процессе _______________(Г). Даже ______________(Д) свойства человека во многом несут на себе отпечаток воздействия общества. Но единого ________________(Е) о становлении человека как особого вида живых существ не существует».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) исторический процесс
2) научный
3) биологический
4) культура
5) жизнедеятельность
6) обыденный
7) мнение
8) потребность
9) социальная динамика
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 14-17
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
(И.И. Калькой, Ю.А. Сандулов)
- Какие два определения познания дают авторы?
- 15. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют?
- 16. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
- В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины
18.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания, и одно предложение о методах эмпирического познания.
Ответы к заданиям с кратким ответом:
№ задания |
Вариант 1 |
1 |
индустриальное |
2 |
гражданские |
3 |
Источник (форма) права |
4 |
26 |
5 |
36 |
6 |
23 |
7 |
12112 |
8 |
134 |
9 |
246 |
10 |
245 |
11 |
135 |
12 |
3 |
13 |
241537 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом:
Вариант 1
14.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие определения: 1) совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе; 2) специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта. |
|
Названы две составляющие |
2 |
Названа одна составляющая |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Содержание верного ответа |
Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы: 1) определение: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания; 2) названные субъекты познания: индивид, группа, общество в целом. |
|
Дан ответ и названы субъекты познания |
2 |
Дано определение, но не названы субъекты познания |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) два аспекта связи: освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта, определение их достаточности для решения конкретной проблемы; 2) примеры, допустим: — школьник изучает открытые Ньютоном законы; — учащиеся проводят опыты по выращиванию растений, для чего на каждом этапе они определяют, какие знания им необходимы и достаточны. Могут быть приведены другие примеры |
|
Названы два аспекта связи субъекта и знания . Проиллюстрированы примером каждый из них.
|
2 |
Названы один аспекта связи субъекта и знания . Проиллюстрирован примером. к
|
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
17.
Содержание верного ответа |
Баллы |
В правильном ответе могут быть приведены критерии: 1) общественная практика (тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д.); 2) формально-логический критерий (применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику; например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях); 3) непротиворечивость тем знаниям, чья истинность установлена.
|
|
В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины |
3 |
Названы 2 критерия истины |
2 |
Назван 1 критерий истины |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
18.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, законов, явлений; 2) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность рационального познания, например: «Рациональное познание направлено на выявление существенных признаков, связей объектов, явлений, процессов, закономерностей, законов». (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о сущности рационального познания.) 3) одно предложение с информацией о методах эмпирического познания, например: К методам эмпирического познания относят наблюдение, эксперимент, измерение, описание и др. (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о методах эмпирического познания.) |
|
Правильно раскрыт смысл понятия и в соответствии с требованиями задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия. |
3 |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованиями задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованиями составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия. |
2 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованиями составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. |
1 |
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов. ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |