МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой зам.директора по УВР Педагогическим
группы учителей Байжигитова Г.Е. советом №____
Протокол №___ «__»____________201 г. От «__»________201 г.
«__»__________201 г.
Рабочая программа
Предмет: Литература
Класс: 10
Количество часов: всего-102 ч, в неделю -3
Учебник: «Литература 10 класс»
Ю.В.Лебедев
Москва «Просвещение», 2018
Программа разработана на основе
Федерального государственного
Образовательного стандарта
Основного общего образования,
МОБУ «Малиновской сош»,
программы «Русский язык 10-11 кл »,
Москва «Просвещение»2017
Учитель русского языка и литературы
МОБУ «Малиновская сош»
Красовская Светлана Валентиновна.
Малиновка, 2019
В соответствии с требованиями Стандарта результаты освоения учащимися программы по литературе в 10 классе отражают достижения следующих планируемых результатов:
Личностные результаты обучения:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
- эстетическое отношение к миру;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения
-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
-умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных -произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса – 102 часов
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА.(2ч). Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления реализма в РЛ. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма.
Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная форма.
Рр. Индивидуальное сообщение «Реализм как худ.направление.»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. (3 ч.)
Расстановка общественных сил в 1860 годы.
Теория. Направления в русской критике второй половине 19 века. Лит.-критическая статья. Мемуары, лит. Мемуары, мемуаристика.
Рр.Объяснение признаков мемуарного стиля. Определение стиля текста. Указание стилевых признаков.
Пр.д-ть. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.
Иван Сергеевич Тургенев (9 ч).
Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.
Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни Тургенева.
Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе. Психологизм. Эпилог романа.
Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Написание сочинения на предложенные темы. Написание сообщения и реферата.
Пр.д-ть. Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом Петровичем (дискуссия).
Николай Гаврилович Чернышевский. 4 ч
Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».
Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории. Внутренний монолог героя. Фабула романа.
Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны.»
Пр.д-ть. Презентация основных этапов жизни и творчества Чернышевского. Интерпретация четырех снов Веры. (диспут)
Иван Александрович Гончаров. 9ч
Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада».Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.
Роман «Обрыв» в оценке русской критики.
Теория. Очерк. Портрет,речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные детали. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».
Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента. Написание сочинения. Написание реферата.
Пр.д-ть. Презентация биографии Гончарова. Фрагменты очерков «Фрегат «Паллада»»(выразит.чтение с комментариями). Просмотр эпизодов фильма Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,обсуждение.
Александр Николаевич Островский 9 ч
Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ комедии «Бесприданница».Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.
Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи пьесы. Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка действия.
Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза».
Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по задания Морского ведомства. Составление тезисного плана критич.статьи. Подготовка сообщения о порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков пьесы наизусть. Написание реферата. Написание сочинения.
Федор Иванович Тютчев. 4ч
Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.
Рр. Подготовка сообщения о литер.судьбе Тютчева. Выразительное чтение наизусть стих-й Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения «Фонтан». Написание сочинения. Реферат.
Пр.д-ть. Презентация о малой родине Тютчева. Коллективный проект.
Николай Алексеевич Некрасов. 6 ч
О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова. «Петербургские мытарства». Встреча с В.Г.Белинским. Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство. Комплексный анализ стихотворения. Сатира и пародия.
Рр. Подготовка сообщения на тему «Некрасов и Достоевский». Чтение наизусть стих-й Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.
Литерат.практикум. Сопоставление стихотворений Некрасова и стих-ями других поэтов. Характеристика эпизодов поэмы.
Пр.д.ть. Презентация о творчестве поэта. Коллективный проект.
Афанасий Афанасьевич Фет. 4 ч
Русский дворянин А.Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.Метафоричность лирики Фета.
Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность лирики и звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.
Рр. Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни». Конспектирование критич.статьи. Написание сочинения. Реферат.
Лит.практикум. Анализ стихотворений.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Фета. Урок-концерт.
Алексей Константинович Толстой. 4 ч
Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».
Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях. Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации.
Рр. Сообщение о литературной маске. Написание сочинения и реферата.
Лит.практикум. Анализ стих-й.
Пр.д-ть. Презентация о творческом пути А.К.Толстого. Коллективный проект «Универсальный талант».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. 4ч
Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский плен.»Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).»Общественный » роман «Господа Головлевы».
Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Анархаизмы. Пародия. Гротеск. Фантастика.
Рр. Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора. Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода. Написание сочинения.
Лит.практикум. Характеристика героев.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Дискуссия.
Страницы истории западноевропейского романа 19 века. 6 ч
Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман «Евгения Гранде». Роман « Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и сын».
Теория. Новелла. Роман. Система образов. Соц.-психологический тип героя. Повесть. Святочный рассказ.
Рр. Сообщение о жанре святочного рассказа. Сообщение-обзор об английской литературе 19 века. Сообщение о соц.-сатирических произведениях У.Теккерея.
Лит. практикум. Анализ произведений.
Пр.д-ть. Презентация о судьбе книг Стендаля в России 19 века. Презентация о жизни и творчестве Бальзака.
Федор Михайлович Достоевский. 9 ч
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. «Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга. «Почвенничество Достоевского». Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.
Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».
Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм романа. Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.
Рр. Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге «Записки из Мертвого дома». Рецензия на кинофильм «Преступление и наказание». Написание сочинения. Реферат.
Лит. практикум. Анализ эпизодов. Анализ героев романа.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Коллективный проект.
Лев Николаевич Толстой 12 ч
Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого. «Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.
«Анна Каренина».Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и смерть.
Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа. «Диалектика души»
«Мысль народная» в романе –эпопее.
Рр. Сообщение о трилогии Толстого. Сообщение об участии Толстого в войне. Конспектирование крит.статей. Написание сочинения.
Лит.практикум. Комментированное чтение фрагмента трилогии. Анализ эпизодов романа.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Толстого. Историко- литературная справка о событиях войны .
Николай Семенович Лесков 4 ч
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.
Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой хроники.
Рр. Сообщения о сказе Лескова «Левша». Составление сложного плана. Подготовка сообщения. Написание сочинения. Реферат.
Лит. практикум. Анализ эпизодов жизни главного героя.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Лескова.
Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. 4 ч.
Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. «Пигмалион».
Теория. Пьеса. Конфликт. Сюжет. Новелла. «Драма идей».
Рр. Сообщение о полит. И театральной деятельности Ибсена. Выразительное чтение фрагментов. Сообщение о театрализации пьес Б.Шоу. Реферат.
Лит.практикум. Анализ героев пьесы. Анализ новелл.
Пр.д-ть. Презентации о биографиях писателей.
Антон Павлович Чехов. 10 ч
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Повесть «Степь». Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Теория. Комедия. Система персонажей. Символический смысл образа. Подтекст.
Рр. Сообщения о жизни и творчестве Чехова. Критический отзыв о пьесе. Написание сочинения. Реферат.
Лит. практикум. Анализ произведений.
Пр.д-ть. Презентация о семье Чехова.
О мировом значении русской литературы. 2 ч
Утверждение в русской литературе идеи нового человека и новой человечности. Широта связей русского героя с миром. Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы.
Теория. Русская классическая литература.
Рр. Подготовка научных сообщений.
Лит.практикум. Анализ статьи учебника.
Пр.д-ть. Коллективный проект.
Тематическое планирование по литературе в 10 классе
(3 час в неделю, 102 часа в год)
№п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание
|
||||||||
план |
факт |
||||||||||
|
|
|
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА.(2ч). |
|
|||||||
1 |
|
|
Исторические причины особого развития русской классической литературы. |
|
|||||||
2 |
|
|
Национальное своеобразие русского реализма. |
|
|||||||
|
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. (3 ч) |
|
|||||||
3 |
|
|
Расстановка общественных сил в 1860-е гг. |
|
|||||||
4 |
|
|
Направления в русской критике второй половины 19 века. |
|
|||||||
5 |
|
|
Направления в русской критике второй половины 19 века. |
|
|||||||
|
|
|
Иван Сергеевич Тургенев (9 ч). |
|
|||||||
6 |
|
|
Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева |
|
|||||||
7 |
|
|
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети» |
|
|||||||
8 |
|
|
Трагический характер конфликта в романе. |
|
|||||||
9 |
|
|
Споры Базарова с Павлом Петровичем. |
|
|||||||
10 |
|
|
Внутренний конфликт в душе Базарова. |
|
|||||||
11 |
|
|
Испытание любовью. Болезнь и смерть Базарова. |
|
|||||||
12 |
|
|
«Отцы и дети»в русской критике. Тест. |
|
|||||||
13 |
|
|
Р.р. Сочинение по роману «Отцы и дети». |
|
|||||||
14 |
|
|
Р.р. Сочинение по роману «Отцы и дети». |
|
|||||||
|
|
|
Николай Гаврилович Чернышевский. (4 ч) |
|
|||||||
15 |
|
|
Жизненный и творческий путь Н.Г.Чернышевского. |
|
|||||||
16 |
|
|
Творческая история романа «Что делать?». |
|
|||||||
17 |
|
|
Значение романа в истории литературы и революции. |
|
|||||||
18 |
|
|
Композиция романа «Что делать?». Система образов в романе. Старые и новые люди. «Особенный человек»Рахметов. Четыре сна Веры Павловны. |
|
|||||||
|
|
|
Иван Александрович Гончаров. (8ч) |
|
|||||||
19 |
|
|
Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. |
|
|||||||
20 |
|
|
Творческая история романа «Обломов» |
|
|||||||
21 |
|
|
Полнота и сложность характера Обломова. |
|
|||||||
22 |
|
|
Штольц как антипод Обломова. |
|
|||||||
23 |
|
|
История любви Обломова и Ольги Ильинской. |
|
|||||||
24 |
|
|
Историко –философский смысл романа. |
|
|||||||
25 |
|
|
Роман «Обломов» в русской критике.Тест |
|
|||||||
26 |
|
|
Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов» |
|
|||||||
|
|
|
Александр Николаевич Островский (8) ч |
|
|||||||
27 |
|
|
Основные этапы жизни и творчества А.Н.Островского. |
|
|||||||
28 |
|
|
Творческая история драмы А.Н.Островского «Гроза». |
|
|||||||
29 |
|
|
Конфликт драмы. Композиция драмы. |
|
|||||||
30 |
|
|
Система образов в драме «Гроза». |
|
|||||||
31 |
|
|
О народных истоках характера Катерины. Катерина как трагический характер. Тест. |
|
|||||||
32 |
|
|
«Гроза» в русской критике. |
|
|||||||
33 |
|
|
Урок-суд по пьесе «Гроза» |
|
|||||||
34 |
|
|
РР Сочинение по пьесе «Гроза» |
|
|||||||
|
|
|
Федор Иванович Тютчев. (4ч) |
|
|||||||
35 |
|
|
Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. |
|
|||||||
36 |
|
|
Основные темы и идеи лирики. |
|
|||||||
37 |
|
|
Поэзия Ф.И.Тютчева в контексте русского литературного развития. |
|
|||||||
38 |
|
|
Р.р. Письменный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева. |
|
|||||||
|
|
|
Николай Алексеевич Некрасов.( 5 ч) |
|
|||||||
39 |
|
|
Основные этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова. |
|
|||||||
40 |
|
|
Поэзия Н.А.Некрасова в контексте русского литературного развития. |
|
|||||||
41 |
|
|
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»в контексте творчества Некрасова. |
|
|||||||
42 |
|
|
Тест по творчеству Некрасова. |
|
|||||||
43 |
|
|
РР Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?» |
|
|||||||
|
|
|
Афанасий Афанасьевич Фет. (4 ч) |
|
|||||||
44 |
|
|
Основные этапы жизни и творчества А.А.Фета. |
|
|||||||
45 |
|
|
Проблематика и характерные особенности лирики Фета.. |
|
|||||||
46 |
|
|
Проблематика и характерные особенности лирики Фета.. |
|
|||||||
47 |
|
|
РР Контрольный анализ стихотворения А.А.Фета. |
|
|||||||
|
|
|
Алексей Константинович Толстой. 4 ч |
|
|||||||
48 |
|
|
Жизненный путь А.К. Толстого. Исторические взгляды поэта и его сатирические стихотворения |
|
|||||||
49 |
|
|
Лирика А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды». |
|
|||||||
50 |
|
|
«Бесстрашный сказатель правды». |
|
|||||||
51 |
|
|
Р.р. Анализ стихотворения А.К.Толстого. |
|
|||||||
|
|
|
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (4ч) |
|
|||||||
52 |
|
|
Основные этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. |
|
|||||||
53 |
|
|
Проблематика и поэтика сатиры «История одного города». |
|
|||||||
54 |
|
|
Проблематика и поэтика сатиры «История одного города». |
|
|||||||
55 |
|
|
Тест по творчеству Салтыкова-Щедрина. |
|
|||||||
|
|
|
Страницы истории западноевропейского романа 19 века. (5ч) |
|
|||||||
56 |
|
|
Судьба книг Ф.Стендаля в России19 века. |
|
|||||||
57 |
|
|
Роман «Красное и белое»(семинар) |
|
|||||||
58 |
|
|
Основные этапы жизни и творчества О.де Бальзака . |
|
|||||||
59 |
|
|
Анализ новеллы «Гобсек». |
|
|||||||
60 |
|
|
Английская литература 19 века. |
|
|||||||
61 |
|
|
Произведения Ч.Диккенса и У. Теккерея. |
|
|||||||
|
|
|
Федор Михайлович Достоевский. (9 ч) |
|
|||||||
62 |
|
|
Ф.М. Достоевский. Основные этапы биографии и творчества. |
|
|||||||
63 |
|
|
Творческая история Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» |
|
|||||||
64 |
|
|
Мир Петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова. |
|
|||||||
65 |
|
|
Теория Раскольникова. Идея и натура Раскольникова. |
|
|||||||
66 |
|
|
Раскольников и Соня. |
|
|||||||
67 |
|
|
Раскольников и Порфирий Петрович. Экранизация романа. |
|
|||||||
68 |
|
|
«Преступление и наказание»в русской критике 1860-х годов. |
|
|||||||
69 |
|
|
Тест. |
|
|||||||
70 |
|
|
РР Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» |
|
|||||||
|
|
|
Лев Николаевич Толстой (12 ч) |
|
|||||||
71 |
|
|
По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель. Трилогия Толстого. |
|
|||||||
72 |
|
|
«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны. |
|
|||||||
73 |
|
|
Творческая история романа «Война и мир». «Война и мир»как роман-эпопея. Композиция произведения. |
|
|||||||
74 |
|
|
«Народ»и «толпа». Наполеон и Кутузов. |
|
|||||||
75 |
|
|
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. |
|
|||||||
76 |
|
|
Наташа Ростова. |
|
|||||||
77 |
|
|
Эпилог «Войны и мира». |
|
|||||||
78 |
|
|
РР Анализ эпизода «Лунная ночь в Отрадном» |
|
|||||||
79 |
|
|
«Война и мир» в русской критике и киноискусстве. |
|
|||||||
80 |
|
|
Тест. |
|
|||||||
81 |
|
|
Обзор содержания романов «Анна Каренина», «Воскресение». |
|
|||||||
82 |
|
|
РР Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» |
|
|||||||
|
|
|
Николай Семенович Лесков (4 ч) |
|
|||||||
83 |
|
|
Н.С. Лесков. Художественный мир писателя. |
|
|||||||
84 |
|
|
«Леди Макбет Мценского уезда» |
|
|||||||
85 |
|
|
Повесть-хроника «Очарованный странник». |
|
|||||||
86 |
|
|
Тест по повести Н.Лескова «Очарованный странник». |
|
|||||||
|
|
|
Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв.( 4 ч). |
|
|||||||
87 |
|
|
Политическая и театральная деятельность Г.Ибсена. |
|
|||||||
88 |
|
|
Пьеса «Кукольный дом». |
|
|||||||
89 |
|
|
Основные этапы жизни и творчества Ги де Мопассана. |
|
|||||||
90 |
|
|
Анализ новелл «Пышка»и «Ожерелье». |
|
|||||||
|
|
|
Антон Павлович Чехов. (10) ч |
|
|||||||
91 |
|
|
Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе |
|
|||||||
92 |
|
|
Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова. |
|
|||||||
93 |
|
|
Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».От Старцева к Ионычу. |
|
|||||||
94 |
|
|
Творческая история пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». |
|
|||||||
95 |
|
|
Общая характеристика «новой драмы». Исторические истоки «новой драмы». |
|
|||||||
96 |
|
|
Тест. |
|
|||||||
97 |
|
|
О жанровом своеобразии комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». |
|
|||||||
98 |
|
|
Своеобразие конфликта и его разрешение. |
|
|||||||
99 |
|
|
«Вишневый сад»в русской критике и на сцене. |
|
|||||||
100 |
|
|
РР. Сочинение по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» |
|
|||||||
|
|
|
Мировое значение русской литературы. 2 ч. |
|
|
||||||
101 |
|
|
Контрольный тест по курсу литературы 10 класса |
|
|
||||||
102 |
|
|
Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы. |
|
|
||||||
0