Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Тюкалинского муниципального района Омской области
«Малиновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании зам. директора по УВР директор школы
творческой группы _______ Г.Е.Байжигитова _______ Н.Ю.Самохвалова
учителей «__» _____ 20 __ г Приказ № __ от
С.В.Комарова «__» _____ 20 __ г
Протокол № __ от
«__» _____ 20 __ г
Рабочая программа
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс: 10 (десятый)
Количество часов (всего) 35 (в неделю) 1.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и профильный уровень. Под редакцией А.Т.Смирнова. Москва, Просвещение», 2016.
Программа разработана на основе
Федерального государственного стандарта
Среднего общего образования,
Образовательной программы
МОБУ «Малиновская сош»,
Рабочей программы. Основы безопасности
жизнедеятельности. Предметная линия
учебников под ред. А.Т. Смирнова 10-11
классы. Москва, «Просвещение», 2014.
Преподаватель-организатор ОБЖ
МОБУ «Малиновская сош»
Ершов Александр Николаевич
2020-2021 учебный год
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) для 10 класса составлена на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17. 18. 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- Авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов // Программы общеобразовательных учреждений.
- Рабочей программы. Основы безопасности жизнедеятельности.10-11 классы / под общей редакцией А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2014г.;
- Приказа Минорнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253".
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Учебно-методический комплекс
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. 3-е изд. – М.: Просвещение 2016 г.
Цели и задачи учебного курса
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценностиответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Задачи:
- дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;
- научить правильно, действовать в случаях природных и техногенных катастроф;
- научить адекватно, действовать в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.
- воспитывать патриотические чувства.
Реализация программы направлена на углубленное изучение обучающимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Также она поможет определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» тесно взаимосвязан с такими предметами школьного курса, как:
- география – туризм, выживание в природе, ориентирование;
- химия – опасные вещества, экологическая безопасность;
- физика – природные явления, техногенные аварии и катастрофы;
- история – основы военной службы;
- биология – оказание ПМП, обморожения, ожоги, рацион питания, режим дня, работа мышц, кровообращение, утомление;
- физическая культура – ОФП.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств в области безопасности жизнедеятельности
Личностными результатами обучения ОБЖ являются:
- Формирование целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности РФ и основных приоритетах национальной безопасности: национальной обороне, государственной и общественной безопасности.
- Определение направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.
- Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства.
- Осознание терроризма и экстремизма как социального явления, представляющего серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
- Формирование нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской деятельности.
- Формирование потребностей всоблюдению норм и правил здорового образа жизни, выработке устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.
- Осознание значения семьи в жизни современного общества, принятие ценности семейной жизни для обеспечения личного здоровья и благоприятной демографической ситуации в стране.
- Формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработке умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях.
- Формирование потребности в морально-психологической и физической подготовленности к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условий.
- Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам.
- Воспитание потребности в правовой подготовке и освоению основных положений законодательства РФ в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан.
- Уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от ЧС мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области Гражданской обороны.
Метапредметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся современной системы взглядов:
- На события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сфере обитания и их влиянии на безопасность жизнедеятельности человека;
- На состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в РФ.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:
- Умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
- Умение характеризовать основные направления перехода РФ к новой государственной политике в области национальной обороны.
- Поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных ЧС природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения и минимизации последствий различных ЧС.
- Умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
- Умение логически обоснованно доказать:
- любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;
- бесцельность террористической деятельности;
- неизбежность наступления наказания за любую террористическую деятельность.
- Умение обосновать значение здорового образа жизникак индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия.
- Умение подобрать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека и отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников.
- Уметь характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе, и логично обосновать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве.
- Уметь логично обосновать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях.
- Умение осмыслить и понять основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
- Уметь характеризовать роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны.
- Уметь доступно изложить содержание основ законодательства РФ об обороне государства, воинской обязанности и военной службы граждан РФ.
- Уметь обосновать необходимость обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими Конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Предметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются уровнем освоения информации, которая характеризует состояние и тенденции развития обстановке в стране в области безопасности жизнедеятельности и формированием знаний, умений и навыков в этой области.
Предметными результатами изучения основ безопасности жизнедеятельности являются:
- Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.
- Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.
- Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.
- Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
- Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и экстремизму.
- Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
- Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.
- Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
- Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.
- Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве.
- Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной организации государства.
- Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
- Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
- Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности
Ученик научится:
- Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при автономном пребывании его в различных природных условиях.
- Применять в реальных природных условиях различные способы ориентирования на местности.
- Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения.
- Формировать личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать правила дорожного движения в повседневной жизни.
- Анализировать информацию о возникновении пожара в жилом секторе и в общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствия.
- Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в квартире.
- Выполнять правила безопасного поведения при возникновении пожара в школе в соответствии с планом пожарной безопасности.
- Обобщать знания по безопасному поведению на водоемах в различное время года.
- Соблюдать применять меры безопасного поведения на воде в различное время года.
- Анализировать различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при пользовании бытовыми приборами в повседневной жизни.
- Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила эксплуатации конкретного бытового прибора и соблюдать их при пользовании прибором.
- Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни.
- Самостоятельно добывать информацию о ЧС природного и техногенного характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях.
- Формировать систему, личного безопасного поведения в условиях различных ЧС, если ЧС застала вас дома, на улице, в школе.
- Раскрывать содержание понятий о военной угрозе национальной безопасности России и о национальной обороне.
- Различать характер современных войн и Вооруженных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно разрабатывать и осуществлять однодневный выход на природу для отработки элементов ориентирования по местности.
- Анализировать и обобщать причины дорожно-транспортных происшествий в районе проживания, подготовить сообщение о влиянии человеческого фактора на безопасность дорожного движения.
- Обобщать и обрабатывать статистку имевших место ЧС природного характера в регионе проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность возникновения ЧС природного характера в вашем регионе в текущем году.
- Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации последствий ЧС природного характера, наиболее часто случающихся в регионе.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Ученик научится:
- Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые акты РФ в области безопасности и формировать основные права и обязанности граждан по обеспечению национальной безопасности России в современном мире.
- Анализировать и уяснять основные направления организации защиты населения Российской Федерации от ЧС.
- Обосновывать основное предназначение и решаемые задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера.
- Объяснить предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС.
Ученик получает возможность научиться:
- Самостоятельно подбирать материал и готовить занятие по теме: «Организационные основы по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций».
- Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС, её функциональные и территориальные подсистемы.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Ученик научится:
- Уяснить сущность терроризма и экстремизма как социального противоправного явления, представляющего серьёзную угрозу национальной безопасности России.
- Выявлять и анализировать причины вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность.
- Уяснить основное содержание и значение положений нормативно- правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму.
- Формировать гражданскую нравственную позицию по негативному отношению к любым видам террористической и экстремистской деятельности.
- Обосновывать и объяснять ключевую роль государства в противодействии терроризму и экстремизму и осуществлении защиты населения РФ от последствий террористической и экстремистской деятельности.
- Формировать личные убеждения, качества и привычки, которые способствуют противодействию идеологии терроризма и экстремизма.
- Характеризовать предназначение Национального антитеррористического комитета (НАК), его структуру и задачи по противодействию терроризму и экстремизму.
- Формировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта для минимизации его последствий.
Ученик получает возможность научиться:
- Обосновывать и подтверждать примерами из официальных источников информации следующие утверждения:
- Терроризм во всех его формах проявления представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
- Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступления, независимо от их мотивации;
- Любая террористическая деятельности неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
- Любая террористическая деятельности бесцельна, т.к. ни при каких условиях не обеспечит достижение поставленных целей и не способствует созданию благополучной жизни её участников.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни
Ученик научится:
- Формировать убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни как надежной гарантии а подготовке к профессиональной деятельности, в том числе и к военной службе.
- Определять основные инфекционные заболевания по их признакам и проявлениям, анализировать причины их возникновения, соблюдать меры профилактики.
- Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни и своевременно вносить в неё необходимые коррективы с учётом реальных жизненных обстоятельств.
- Вырабатывать привычку в ежедневном соблюдении правил личной гигиены.
- Анализировать основные факторы риска, пагубно влияющие на здоровье, соблюдать меры по их профилактике.
- Формировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье.
- Анализировать причины заражения инфекциями, передаваемыми половым путём и их возможные последствия.
- Формировать личный стиль поведения. Снижающий риск раннего и случайного вступления в половую связь и способствующий профилактике заражения ИППП.
- Формировать убеждение в ключевой роли благополучной семьи в обеспечения здоровья личности и общества, а также демографической безопасности государства.
- Уяснить и разбираться в основах семейно-брачных отношений, принятых в Российской Федерации в настоящее время.
Ученик получает возможность научиться:
- Анализировать и оценивать состояние личного здоровья в повседневной жизни, определять в какой мере оно обеспечивает эффективность жизнедеятельности и вносить определённые коррективы в образ жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.
- Формировать умения в системе самоконтроля за своим здоровьем, умения планировать индивидуальную нагрузку на день и неделю с учётом биологических режимов и индивидуальных возможностей.
- Самостоятельно анализировать информационные источники в области здорового образа жизни, подбирать и реализовывать рекомендации по обеспечению духовного, физического и социального благополучия.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Ученик научится:
- Формировать умения в оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах и неотложных состояниях.
- Последовательно выполнять приёмы оказания первой помощи в различных неотложных состояниях.
- Формировать умения в выполнении приёмов иммобилизации поврежденных частей тела и транспортировки пострадавшего.
- Усваивать основные рекомендации по профилактике травм опорно-двигательного аппарата и способы оказания само- и взаимопомощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
- Формировать умение в выполнении приёмов по остановке артериального кровотечения.
- Усваивать порядок проведения сердечно-легочной реанимации (непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких).
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно расширять познания об острой сердечной недостаточности, используя соответствующую медицинскую литературу (справочники, медицинскую энциклопедию).
- Прогнозировать по характерным признакам возникновения инсульта и оказывать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи.
Обеспечение военной безопасности государства. Основы обороны государства
Ученик научится:
- Уяснять сущность гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
- Систематизировать основные задачи гражданской обороны в мирное и военное время .
- Осваивать систему оповещения населения чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
- Классифицировать виды инженерных защитных сооружений по их предназначению.
- Формировать умения в использовании защитных сооружений гражданской обороны в условиях ЧС.
- Использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
- Осознанно выполнять план гражданской обороны образовательного учреждения, выполняя свои обязанности, предусмотренные в нём.
- Характеризовать современные Вооруженные Силы Российской Федерации как основу военной организации государства, пути их реорганизации и повышения боевых возможностей.
- Формировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества.
- Формировать духовные и физические качества, необходимые для успешного выполнения воинского долга по вооруженной защите Отечества.
- Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и воинском товариществе. Являются основой высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Формировать понимание о значении символов воинской чести Вооружённых Сил РФ и их роли в военно-патриотическом воспитании военнослужащих, выработке у них чувства достоинства, преданности своей Родине и готовности самоотверженно с оружием в руках защищать суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации.
- Формировать и объяснять общие понятия о воинской обязанности граждан РФ и о её предназначении.
- Классифицировать составляющие воинской обязанности и раскрывать их содержание.
- Уяснять свои права и обязанности в области воинского учёта и обязательной подготовке к военной службе.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно прорабатывать материал в различных источниках информации, в том числе в Интернете о реорганизации войск гражданской обороны в Спасательные воинские формирования постоянной готовности.
- Формировать свое мнение об этом мероприятия, обосновывать его и подкреплять примерами из опыта по защите населения страны от ЧС.
- Расширять кругозор в области развития военной организации государства в современных условиях.
- Использовать положения Военной доктрины РФ для уяснения основных задач Вооружённых Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и военное время.
- Готовить сообщения на данную тему.
Основы военной службы.
Раздел обязателен для изучения с юношами, а с девушками по их выбору.
Ученик научиться
- Уяснять и обосновывать положение о том, что военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, которая требует от военнослужащего высокой профессиональной подготовки и особой ответственности за исполнение обязанностей по вооруженной защите Отечества.
- Усваивать существующий порядок размещения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, их быт и мероприятия, проводимые в войсках по сохранению и укреплению здоровья.
- Формировать знания о предназначении суточного наряда, об обязанностях дежурного и дневального по роте.
- Уяснить цели и предназначения караульной службы в войсках.
- Понимать и обосновывать положения о том, что несение караульной службы является выполнением боевой задачи.
- Характеризовать часового как караульного, выполняющего боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.
- Последовательно излагать основные обязанности часового и обосновывать факторы, определяющие его неприкосновенность.
- Уяснять и обосновывать значение строевой подготовки в деле обучения и воспитания военнослужащих.
- Самостоятельно отрабатывать выполнение строевых приемов на месте и в движении.
- Выполнять движения в строю, выполнять воинское приветствие одиночно и в строю.
- Понимать и объяснять назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
- Формировать умения в выполнении неполной разборки и сборки автомата.
- Формировать общее представление о современном бое и характеризовать основные элементы подготовки солдата к современному бою.
- Анализировать и уяснять смысл нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан к военной службе.
- Формировать умения самостоятельно подбирать информацию, способствующую воспитанию убеждений, качества привычек для успешного прохождения военной службы по призыву.
- Анализировать содержание общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и характеризовать их как основные нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащего.
- Обосновывать значение и методы осуществления военно-патриотического воспитания военнослужащих для обеспечения высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооружённых Сил РФ.
- Уяснять и характеризовать общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих и значение воинской дисциплины для их успешного выполнения.
- Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
- Характеризовать особенности военной службы по контракту и порядок отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту.
- Уяснять и обоснованно излагать нормативно-правовые основы и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.
- Уяснять порядок подачи заявления на прохождение альтернативной гражданской службы.
Ученик получит возможность научиться:
- Анализировать федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в которых определены правовые основы прохождения военной службы и характеризовать федеральную систему подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
- Подбирать и анализировать информацию о правах и свободах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Подбирать и анализировать информацию о существующих в современном мире военных угрозах и военных опасностях РФ и характеризовать основные внешние военные угрозы и основные внутренние военные угрозы РФ.
- Анализировать соответствующие источники информации и характеризовать основные пути совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан РФ в целях развития военной организации государства.
- Формулировать основные требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 10 класса должен знать:
- основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
- основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; уметь:
- перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
- перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;
- объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
- показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
- рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны; Уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; пользования бытовыми приборами;
- использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
- пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
- соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
- подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.
Содержание учебного курса основы безопасности жизнедеятельности
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13 часов)
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (6 часов)
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода. Автономное пребывание человека в природной среде. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Обеспечение личной безопасности при ЧС техногенного характера. Личная безопасность в условиях ЧС. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи.
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (7 часов)
Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС.
ГО – составная часть обороноспособности страны. Основные виды оружия и их поражающие факторы. Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. Инженерная защита населения. Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. Организация ГО в общеобразовательном учреждении.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов)
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 часа)
Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи. Основные инфекционные заболевания.
Основы здорового образа жизни (6 часов)
Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Значение двигательной активности. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Раздел 3. Основы военной службы (12 часов)
Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества (6 часов)
История создания Вооруженных Сил РФ. Состав Вооруженных Сил РФ. Руководство и управление Вооруженными Силами РФ. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск. Военно-воздушные Силы. Военно-морской флот. Вооружение и военная техника ВВС и ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения. Вооружение и военная техника РВСН. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ.
Боевые традиции Вооруженных Сил России (3 часа)
Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Памяти поколений – дни воинской славы России.
Символы воинской чести (3 часа)
Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п |
Дата |
Тема |
Количество часов |
При меча ние |
|||||
план |
факт |
||||||||
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13 часов) Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (6 часов) |
|||||||||
1 |
|
|
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода. |
1 |
|
||||
2 |
|
|
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. |
1 |
|
||||
3 |
|
|
Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
1 |
|
||||
4 |
|
|
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. |
1 |
|
||||
5 |
|
|
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структуры и задачи. |
1 |
|
||||
6 |
|
|
Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности. |
1 |
|
||||
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (7 часов) |
|||||||||
7 |
|
|
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. |
1 |
|
||||
8 |
|
|
Современные средства поражения, и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения |
1 |
|
||||
9 |
|
|
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. |
1 |
|
||||
10 |
|
|
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени. |
1 |
|
||||
11 |
|
|
Средства индивидуальной защиты. |
1 |
|
||||
12 |
|
|
Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций. |
1 |
|
||||
13 |
|
|
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении. |
1 |
|
||||
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов) Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 часа) |
|||||||||
14 |
|
|
Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности. |
1 |
|
||||
15 |
|
|
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. |
1 |
|
||||
16 |
|
|
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. |
1 |
|
||||
Основы здорового образа жизни (6 часов) |
|||||||||
17 |
|
|
Здоровый образ жизни и его составляющие. |
1 |
|
||||
18 |
|
|
Здоровый образ жизни и его составляющие. |
1 |
|
||||
19 |
|
|
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. |
1 |
|
||||
20 |
|
|
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. |
1 |
|
||||
21 |
|
|
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. |
1 |
|
||||
22 |
|
|
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. |
1 |
|
||||
Раздел 3. Основы военной службы (13 часов) Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества (6 часов) |
|||||||||
23 |
|
|
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. |
1 |
|
||||
24 |
|
|
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. |
1 |
|
||||
25 |
|
|
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. |
1 |
|
||||
26 |
|
|
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. |
1 |
|
||||
27 |
|
|
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил. |
1 |
|
||||
28 |
|
|
Другие войска, их состав и предназначение. |
1 |
|
||||
Боевые традиции Вооруженных Сил России (3 часа) |
|||||||||
29 |
|
|
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. |
1 |
|
||||
30 |
|
|
Памяти поколений – дни воинской славы. |
1 |
|
||||
31 |
|
|
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. |
1 |
|
||||
Символы воинской чести (4 часа) |
|||||||||
32 |
|
|
Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. |
1 |
|
||||
33 |
|
|
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. |
1 |
|
||||
34 |
|
|
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. |
1 |
|
||||
35 |
|
|
Итоговая работа. |
1 |
|
||||
Контрольно - измерительный материал для проведения промежуточной аттестации по предмету «ОБЖ» в 10 класс
Спецификация
итоговой работы по ОБЖ для учащихся 10 класса
- Назначение итоговой работы:
Индивидуальные достижения по ОБЖ за 10 класс в рамках мониторинга учебных достижений.
Итоговая работа предназначается для проведения процедуры оценки качества достижений планируемых результатов обучения по предмету «ОБЖ » учащихся 10 класса.
2.Цели итоговой работы – установить уровень освоения обучающимися Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по учебному предмету «ОБЖ» за курс 10 класса.
3.Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание итоговой работы.
Итоговая контрольная работа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и сред-него (полного) общего образования» с изменениями), Основной общеобразовательной программы – образовательной программы среднего общего образования МОБУ «Малиновская СОШ» по учебному предмету «ОБЖ»
- Характеристика структуры и содержания итоговой работы.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закреплённых в нормативных документах, перечисленных в п.3 Спецификации и обозначенные в Кодификаторе. В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующем уровне, задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности учащегося для успешного продолжения образования. Задания повышенного уровня сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
В работе используются задания разных типов:
1) Задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится три варианта ответа, из которых верен только один.
2)Задания с кратким ответом, к которому необходимо записать ответ, состоящий из одного или двух слов.
3)Задание с кратким ответом на соответствие элементов.
Используются следующие условные обозначения:
1) Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
2) Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом,
- Продолжительность итоговой контрольной работы.
На выполнение итоговой контрольной работы по ОБЖ
отводится 45 минут.
1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 2 минут;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут;
- Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительных материалов и оборудования не требуется.
- Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой
работы в целом
Базовый уровень
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в 1 балла.
Повышенный уровень
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в 1 балла.
Правильно выполненная работа оценивается 40 баллами.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0-9 |
10-16 |
17-23 |
24-30 |
КОДИФИКАТОР
элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся
10 класса по ОБЖ для оценки индивидуальных достижений
учащихся.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов. Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки учащихся и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.
Кодификатор составлен на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями.
Перечень проверяемых элементов содержания, требований к уровню подготовки учащихся, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений, учащихся 10 класса по ОБЖ
КОД |
Элементы содержания |
Проверяемые умения |
№ задания |
уро вень |
Тип заданий
|
мах балл |
время |
1.Раздел Безопасность и защита человека в среде обитания
|
|||||||
1.1. |
Автономное существование человека в условиях природной среды |
Знать правила безопасного поведения в условиях природной среды |
1-5 |
Б
|
ВО
|
1 |
5 |
1.2. |
Чрезвычайные ситуации социального характера |
Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. |
6-10 |
Б |
ВО |
1 |
5 |
1.3.
|
Безопасность дорожного движения |
Соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов. пассажиров и |
11 |
Б |
ВО |
1 |
1 |
1.4 |
Чрезвычайные ситуации природного характера. |
Знать правила поведения приугрозе ЧС природного происхождения. |
12-15 |
Б
|
ВО |
1
|
4 |
1.5 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. |
Знать правила поведения при угрозе ЧС техногенного происхождения. |
16 |
Б |
ВО |
1 |
1
|
1.6 |
Современные средства поражения и их поражающие факторы |
Иметь представление об основных мероприятиях, проводимых по защите населения от современных средств поражения |
17-20 |
Б |
ВО |
1 |
4 |
1.7 |
Гражданская оборона |
Знать о предназначении ГО, ее структуре и задачах. |
21
|
Б |
ВО |
1 |
1 |
1.8 |
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени. |
Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях. |
22 |
П |
КО |
1 |
3 |
2.Раздел. Основы медицинских знаний здорового образа жизни.
|
|||||||
2.1. |
Основные инфекционные заболевания |
Знать наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика. |
23 |
Б |
ВО |
1 |
1 |
2.2. |
Здоровый образ жизни и его составляющие. |
Знать: о факторах, способствующих укреплению здоровья. |
24-26 |
Б
|
ВО
|
1
|
3
|
2.3 |
Вредные привычки, их влияние на здоровье |
Знать о факторах, разрушающих здоровье, - вредных привычках. |
27 |
Б |
ВО |
1 |
1 |
3. Раздел Основы военной службы
|
|||||||
3.1 |
ВС России. Виды ВС. |
Знать состав и предназначение ВС РФ. |
28-29 |
Б
|
ВО
|
1
|
2
|
3.2 |
Символы воинской чести. |
Иметь представление о символах воинской чести. |
30 |
Б |
ВО |
1 |
1 |
Уровни:
Б – базовый
П – повышенный
М – максимальный
Типы заданий:
ВО – задания с выбором ответа,
КО – задания с кратким ответом,
РО – задания с развернутым ответом.
Инструкция для учащихся
Уважаемые учащиеся!
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, словарями, иными справочными материалами.
Желаем успеха!
Итоговая работа за курс 10 класс по ОБЖ.
- Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:
- потеря части продуктов питания, потеря компаса;
- несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут;
- потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств в условиях природной среды;
- плохие погодные условия на маршруте движения.
- Порядок действий в различных аварийных ситуациях в условиях природной среды отличается друг от друга и зависит от конкретной обстановки. Из приведенных ниже случаев выберите те, когда командир группы должен принять решение об уходе с места аварии:
- группа не может быть обнаружена спасателями из-за окружающей ее густой растительности, возникла непосредственная угроза жизни людей;
- направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестны;
- место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая;
- точно неизвестно местонахождение спасателей, и состояние здоровья людей не позволяет преодолеть расстояние до населенного пункта.
- Собираясь в поход, вам необходимо подобрать одежду. Каким нижеперечисленным требованиям она должна соответствовать?
- одежда должна быть свободной и надеваться в несколько слоев;
- одежда должна быть из синтетических материалов;
- одежда должна быть однотонного цвета или из камуфлированного материала;
- одежда должна иметь световозвращающие элементы.
- Выберите из предложенных вариантов установленные требования к сооружению временного жилища
- место должно находиться на берегу реки или другого водоема на уровне воды;
- место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке; возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива;
- место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра;
- недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа.
- Выберите самый надежный способ обеззараживания воды в полевых условиях:
- очистка через фильтр из песка и материи;
- очистка через фильтр из песка, ваты и материи;
- кипячение воды;
- добавление в воду марганцовки.
- Где рекомендуется расположиться в салоне общественного транспорта, если в нем нет свободных мест для сидения?
- занять свободное место на передней площадке транспортного средства;
- нужно постараться встать в центре прохода, держась руками за поручень или специальные подвески;
- расположиться на задней площадке транспортного средства;
- не имеет значения, где будет находиться пассажир при отсутствии мест для сидения.
- Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним заходит незнакомец?
- пропустить незнакомца вперёд, под любым предлогом задержаться у подъезда;
- не следует обращать на постороннего человека внимания;
- завязать с незнакомцем беседу и попытаться выяснить, в какую квартиру он следует;
- войдя в подъезд, побежать наверх.
- Каким из нижеперечисленных правил рекомендуется воспользоваться при возвращении домой в вечернее время с тренировки или дополнительных занятий?
- пойду кратчайшим путем, пролегающим через дворы;
- буду идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;
- воспользуюсь попутным транспортом;
- пойду по тропинке, пролегающей через лесопарк.
- Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех, шум и понимает, что этажом выше на лестничной площадке находится компания молодежи. Выберите из предлагаемых вариантов действий тот, который могли бы посоветовать девушке:
- спокойно подниматься домой, но при этом проявлять осторожность;
- ждать, пока они уйдут;
- дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры, либо позвонить родителям, чтобы встретили;
- дойти до молодежной компании, может среди них окажутся знакомые юноши или девушки, завести с ними непринужденный разговор.
- Вам часто приходится пользоваться услугами общественного транспорта. Что не рекомендуется делать при пользовании общественным транспортом?
- при отсутствии мест для сидения стоять в центральном проходе;
- садиться в пустом автобусе (трамвае, троллейбусе, маршрутном такси и т. д.) на сиденье близко к водителю;
- ожидать транспорт на остановке в плохо освещенном месте;
- стоять справа лицом по направлению движения при нахождении на эскалаторе метрополитена.
- Что такое «дорога»?
- проезжая часть, тротуары, обочины;
- полоса земли для движения транспортных средств и пешеходов;
- обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения;
- полоса земли для движения автомобилей, трамваев, троллейбусов, мотоциклов и мопедов.
- К каким последствиям приводят оползни, сели, обвалы и снежные лавины?
- Изменение климата и погодных условий.
- Извержение вулканов.
- Перекрытие русел рек и изменение ландшафта.
- Гибель людей и животных.
- Разрушение зданий и сооружений.
- Лесные пожары.
- Вы попали под завал в результате землетрясения, нога была придавлена упавшей конструкцией, но освобождена: шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства, но выход заблокирован. Какова очередность ваших действий:
- окажете себе первую помощь, установите подпорки под конструкции над вами, найдете теплые вещи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;
- окажете себе первую помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из помещения;
- установите подпорки под конструкции над вами, попробуете подойти к оконному проему, если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг.
- При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:
- открыть окна и двери нижних этажей;
- включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;
- перенести на нижние этажи ценные вещи.
15.Вы находитесь дома один. Вдруг задрожали стёкла и люстры, с полок начали падать посуда и книги. Вы срочно:
- позвоните родителям на работу, чтобы предупредить о происшествии и договориться о месте встречи;
2. займёте место в дверном проёме;
3. закроете окна и двери, перейдёте в подвальное помещение или защитное сооружение. - Как вы будете действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, если вы находитесь в своем доме (квартире)?
- освободите от продуктов питания холодильник, вынесете скоропортящиеся продукты и мусор, выключите газ, электричество, погасите огонь в печи, и проследуете на сборный эвакуационный пункт;
- включите радио и выслушаете сообщение, выключите электричество, наденете средства индивидуальной защиты, вывесите на двери табличку: «В квартире жильцов нет» и проследуете на сборный эвакуационный пункт;
- 3. немедленно закроете окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприемник или телевизор, или репродуктор и будете готовы к приему информации о дальнейших действиях;
- выключите газ, электричество, возьмете необходимые продукты питания, вещи и документы, наденете средства индивидуальной защиты и проследуете на сборный эвакуационный пункт.
- Ядерное оружие – это:
- Высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой);
- Оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения в результате возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
- Оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.
- Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
- Избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра облако, изменение состава атмосферного воздуха;
- Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс;
- Резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.
- Как отравляющие вещества (ОВ) проникают в организм человека?
- При вдыхании зараженного воздуха, попадании ОВ в глаза, на кожу, при употреблении зараженной пищи и воды;
- С одежды, обуви и головных уборов;
- Попадая на средства защиты кожи и органов дыхания.
- От каких факторов оружия массового поражения защищает убежище?
- От всех поражающих факторов ядерного взрыва;
- От всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия;
- От ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.
21 Кто является начальником гражданской обороны образовательного учреждения?
- специально уполномоченный представитель органов местного самоуправления;
- один из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения, прошедший специальную подготовку;
- руководитель общеобразовательного учреждения; преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности
- Какой сигнал оповещает население о ЧС?
- Рассылание памяток с правилами поведения;
- Сигнал «Внимание всем!» с использованием сетей проводного, радио и телевизионного вещания;
- «Сарафанное радио».
- В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды?
- Скрытый (инкубационный), начало заболевания, активного проявления болезни, выздоровления;
- Предынкубационный, острого развития болезни, пассивный период, выздоровления;
- Начальный, инфицирования, опасный, пассивный, заключительный.
- Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что здоровье человека на 50% зависит от:
- Образа жизни;
- Наследственности;
- Состояния медицинского обслуживания населения.
- Причины переутомления:
- Продолжительный сон и продолжительный активный отдых;
- Неправильная организация труда и чрезмерная учебная нагрузка;
- Позднее пробуждение ото сна, отказ от завтраков и прогулок.
- Гиподинамия - это:
- Недостаток движения;
- Избыток движения;
- Физическое перенапряжение организма.
- Что такое курение?
- Это внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека;
- Это привычка вдыхать дым тлеющего табака;
- Это пристрастие к наркотическим веществам.
- ВВС- это:
- Вид Вооруженных Сил для нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим, промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной разведки и воздушных перевозок;
- Вид войск для проведения боевых действий в воздухе, подавления живой силы и техники противника, переброски в заданные районы воздушно-десантных войск, поддержки в военных операциях частей и соединений ВМФ и СВ;
- Рад войск, обеспечивающий выполнение боевых задач в воздухе при ведении военных действий как на своей территории, так и на территории противника.
- ВМФ- это:
- Род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач па разгрому военно-морских сил противника;
- Вид вооруженных сил для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил;
- Вид войск, обеспечивающий решение стратегических и локальных боевых задач с применением специальной военной техники и вооружения.
- Перечислите символы воинской чести.
Ключи
№ вопроса |
Ответ |
№ вопроса |
Ответ |
1 |
3 |
16 |
3 |
2 |
1 |
17 |
3 |
3 |
1 |
18 |
2 |
4 |
2 |
19 |
1 |
5 |
3 |
20 |
2 |
6 |
3 |
21 |
3 |
7 |
1 |
22 |
2 |
8 |
2 |
23 |
1 |
9 |
3 |
24 |
1 |
10 |
3 |
25 |
2 |
11 |
3 |
26 |
1 |
12 |
345 |
27 |
1 |
13 |
1 |
28 |
1 |
14 |
23 |
29 |
2 |
15 |
2 |
30 |
Боевое Знамя, Военно-морской флаг, Форма одежды, воинские звания, награды, Памятники и монументы |
- Начало формы
- Конец формы