Рабочая программа по географии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой зам.директора по УВР Педагогическим
группы учителей _____Байжигитова Г.Е. советом №____
Протокол №___ «__»____________2019 г. От «__»________2019г.
«__»__________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: География
Класс: 9
Количество часов: всего-68, в неделю -2
Учебник: « География» под ред, Е.А. Таможней
М.: Вентана – Граф, 2018.
Программа разработана на основе
Федерального государственного
Образовательного стандарта
Основного общего образования,
Образовательной программы
МОБУ «Малиновской сош»,
Сборника рабочих программ
« География 5-9», Вентана-Граф, 2014
Учитель географии
МОБУ «Малиновская сош»
Гришаева О. Я.
2019
I Планируемые результаты
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности:патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректиро вать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения географии:
Тема «Общая характеристика хозяйства России»
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «хозяйство (экономика) страны», «отрасль хозяйства», «отраслевая структура хозяйства», «межотраслевой комплекс», «территориальная структура хозяйства». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Приводить примеры отраслей хозяйства, относящихся к разным секторам экономики и входящих в состав разных межотраслевых комплексов. Определять по статистическим данным: отраслевую структуру современного хозяйства; состав хозяйства по секторам; тенденции в развитии отраслевой структуры хозяйства страны; показатели развития хозяйства страны. Определять по картам условия и факторы (природные, социально-экономические, экологические) размещения предприятий. Устанавливать взаимосвязи между закономерностями развития хозяйства и их проявлениями в отраслевой и территориальной структуре хозяйства страны в разные исторические периоды. Объяснять особенности современной отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Прогнозировать изменения структуры экономики России в будущем. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для наблюдения и оценивания изменений в хозяйстве своей местности; для самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре экономики России и их оценки; для чтения карт различного содержания.
Раздел «География отраслей и межотраслевых комплексов»
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «топливно-энергетический баланс», «специализация», «комбинирование», «кооперирование», «химизация», «урожайность», «грузооборот», «пассажирооборот», «транспортная система», «окружающая среда». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Приводить примеры: отраслей в составе МОК, видов предприятий, ландшафтов разной степени антропогенного изменения. Понимать: значение отраслей и МОК в хозяйстве страны; особенности размещения, проблемы и перспективы развития важнейших межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства России; причины природных и антропогенных загрязнений, пути сохране ния качества окружающей среды на территории своего государства; значение экологического потенциала России на региональном и глобаль ном уровнях. Показывать по картам: главные районы (базы) и центры топливной промышленности, электроэнергетики, чёрной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, машиностроения, животноводства и растениеводства, лёгкой и пищевой промышленности, производственной и социальной инфраструктуры; регионы с экологически благоприятными и неблагоприятными условиями. Определять по картам: факторы и особенностями размещения предприятий разных отраслей хозяйства. Определять по статистическим материалам: показатели развития отдельных отраслей хозяйства, тенденции их развития; место РФ в мире по запасам отдельных видов природных ресурсов, производству отдельных видов продукции и услуг. Устанавливать взаимосвязи между: отраслями хозяйства в составе МОК; фактора- ми и особенностями размещения предприятий разных отраслей хозяйства; природными условиями и зональной специализацией сельского хо зяйства. Составлять краткую географическую характеристику баз топливной промышленности, металлургии, химико-лесного комплекса по типовому плану. Оценивать особенности, тенденции, проблемы развития отдельных отраслей хозяйства России, современные экологические проблемы России. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для наблюдения и оценивания изменений в структуре хозяйства страны в целом и своей местности, для самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре экономики России и их оценке, об экологической ситуации в России, её оценке; проведения наблюдений и геоэкологического мониторинга за объектами своей местности, оценки их изменений; чтения карт экономико-географического и эколого-географического содержания.
Раздел «Природнохозяйственные регионы России»
Знать и объяснять существенные признаки понятия «районирование». Использовать это понятие для решения учебных задач. Приводить примеры: адаптации человека к условиям географической среды в различных регионах, примеры влияния при родной среды на формирование культурно-исторических особенностей разных народов. Понимать причины возникновения геоэкологических, экономических, социальных проблем при роднохозяйственных регионов страны. Показывать по карте: субъекты РФ; природнохозяйственные регионы РФ; памятники Всемирного природного и культурно-исторического наследия на территории РФ; основные природные, культурные и хозяйственныеобъекты на территории регионов РФ. Определять по картам: виды районирования и признаки, по которым проведено районирование; географическое положение крупных природнохозяйственных регионов РФ; состав регионов; особенности природных условий и ресурсов крупных природнохозяйственных регионов РФ; особенности населения и хозяйственной специализации регионов РФ. Устанавливать взаимосвязи между: географическим положением, особенностями заселения и хозяйственного освоения, природными условиями и ресурсами, особенностями населения и хозяйства отдельных территорий; составлять краткую географическую характеристику природнохозяйственных регионов на основе различных источников географической информации и форм её представления. Оценивать: хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района (региона); современные проблемы и перспективы развития природнохозяйственхых регионов. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения топографических планов и туристических карт разных городов России; сбора, анализа и систематизации информации географического содержания о регионах России по материалам периодической печати; анализа и оценки хозяйственной специализации регионов на основе географических карт и статистических материалов; разработки варианта районирования выбранной территории по какому-либо признаку.
Раздел «Россия в современном мире»
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «валовый внутренний продукт (ВВП)», «экономическая интеграция». Использовать эти понятия для решения учебных задач; приводить примеры: видоввнешнеэкономической деятельности России; основных внешнеэкономических партнёров России. Понимать основные направления социальноэкономического развития страны. Показывать по картам: основных внешнеэкономических партнёров России. Определять по статистическим материалам и картам: показатели, характеризу- ющие уровень социально-экономического развития страны. Оцнивать место страны в мировой экономике, в международном географическом разделении труда.
II Содержание предмета
Хозяйство России (25 ч)
Общая характеристика хозяйства России (4 ч). Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Показатели, характеризующие уровень экономического развития. Современное хозяйство России, его задачи. Подразделение хозяйства на сектора, межотраслевые комплексы, отрасли. Виды предприятий и факторы их размещения. Отраслевая и функциональная структура экономики. Территориальная структура хозяйства. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.
География отраслей и межотраслевых комплексов (21 ч)
Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Топливно-энергетический баланс. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов. Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы окружающей среды.
Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Черная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России. Цветная металлургия, значение, отраслевой состав. Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.
Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение в экономике страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав. Лесная промышленность: география ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий. География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Проблемы и перспективы развития комплекса. Химиколесной комплекс и окружающая среда.
Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения предприятий машиностроительного комплекса. География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей военно-промышленного комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК. Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения земледелия и животноводства. Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. Особенности разных видов транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение. Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении. Научный комплекс: особенности размещения главных научных центров, значение в хозяйстве, перспективы развития. Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.
Экологический потенциал России. Экологические проблемы на территории России. Источники загрязнения окружающей среды и меры по сохранению ее качества на территории страны. Мониторинг экологической ситуации. Экологический потенциал России, его региональное и глобальное значение.
Природно-хозяйственные регионы России (34 ч)
Принципы выделения регионов на территории страны (2 ч). Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Зона Севера и основная зона. Что такое природно-хозяйственные регионы. Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Общая комплексная характеристика европейской части России (1 ч). Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
Центральная Россия (3 ч). Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона. Центральная Россия — историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро Российского государства. Состав региона. Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность территории, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов. Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов. Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.
Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры. Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона.
Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион.
Европейский Север (3 ч). Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона. Специализации хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства. Потенциал региона для развития туристско-экскурсионного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы.
Северо-Запад (3 ч). Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области. Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов. Новгородская Русь — район древнего заселения. Старинные русские города — культурно-исторические и туристические центры. Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург — северная столица России, его роль в жизни региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы.
Экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Поволжье (3 ч). Состав региона. Этапы хозяйственного освоения и заселения. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской равнины.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и крупные города. Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы.
Юг европейской части страны (3 ч). Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства.
Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города.
Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Урал (3 ч). Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона. Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения региона. Культурно-исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и размещение промышленности.
Урал — старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Общая комплексная характеристика Азиатской части России (1 ч). Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
Сибирь (2 ч). Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских. Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа. Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона.
Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенности размещения населения.
Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения территории. Региональные различия на территории Сибири.
Западная Сибирь (3 ч). Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной зональности природы от тундр до степей.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.
Специализация хозяйства — нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.
Влияние природных условий на жизнь и быт человека. Коренные народы: ненцы, ханты, манси, особенности их жизни и быта, основные занятия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия.
Восточная Сибирь (3 ч). Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта. Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей.
Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Южная Сибирь (3 ч). Состав территории. Своеобразие географического положения.
Особенности природы и природные факторы развития территории: горно-котловинный рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетрясений, контрастность климатических условий, истоки крупнейших рек Сибири, современное оледенение, многолетняя мерзлота. Своеобразие растительного и животного мира региона: горная тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин. Природные ресурсы: минеральные, агроклиматические, гидроэнергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные.
Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Неравномерность и мозаичность размещения населения. Уровень развития транспорта и его влияние на размещение населения.
Основные этносы региона. Соотношение городского и сельского населения. Старые и новые города. Крупнейшие культурно-исторические, научные, промышленные центры региона. Отрасли специализации: горнодобывающая, топливная, электроэнергетика, цветная и чёрная металлургия, лесная, химическая, машиностроение. Природные предпосылки для развития АПК, особенности его структуры и развития в экстремальных условиях. Основные земледельческие районы. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия.
Дальний Восток (4 ч). Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной поясности. Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.
Специализация района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная отрасли. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия.
Россия в современном мире (1 ч)
Место России среди стран мира. Характеристика исторических, экономических и этнокультурных связей России со странами СНГ. Памятники Всемирного культурного наследия на территории России. Международные экономические связи России, место в международном экономическом разделении труда.
География Омской области (5ч)
Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала области. Население области. Общая характеристика хозяйства Особенности хозяйства. Факторы размещение отраслей промышленности. Перспективы развития Владимирской области.
III Тематическое планирование
9 класс. 70 ч
№п.п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Темы уроков |
Примечание |
|
|
1 |
|
|
Особенности отраслевой структуры хозяйства России |
|
|
|
2 |
|
|
Особенности территориальной структура хозяйства России |
|
|
|
3 |
|
|
Исторические особенности формирования хозяйства России |
|
|
|
4 |
|
|
Состав , место и значение топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в хозяйстве страны |
|
|
|
5 |
|
|
Нефтяная и газовая промышленность |
|
|
|
6 |
|
|
Угольная промышленность России |
|
|
|
7 |
|
|
Общая характеристика энергетики |
|
|
|
8 |
|
|
Состав , место и значение металлургического комплекса. Основные факторы размещения предприятий |
|
|
|
9 |
|
|
Чёрная металлургия |
|
|
|
10 |
|
|
Цветная металлургия: отраслевой состав и значение отрасли |
|
|
|
11 |
|
|
Химико-лесной комплекс. Роль химической промышленности в составе комплекса. |
|
|
|
12 |
|
|
Лесная промышленность |
|
|
|
13 |
|
|
География химико-лесного комплекса |
|
|
|
14 |
|
|
Состав и значение машиностроительного комплекса.
|
|
|
|
15 |
|
|
Оборонно-промышленный комплекс Отраслевой состав ОПК |
|
|
|
16 |
|
|
Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса в современном хозяйстве страны |
|
|
|
17 |
|
|
Состав и значение агропромышленного комплекса (АПК). Сельское хозяйство |
|
|
|
18 |
|
|
География растениеводства и животноводства |
|
|
|
19 |
|
|
Пищевая и лёгкая промышленность |
|
|
|
20 |
|
|
Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта |
|
|
|
21 |
|
|
Сухопутный транспорт |
|
|
|
22 |
|
|
Водный и другие виды транспорта |
|
|
|
23 |
|
|
Связь |
|
|
|
24 |
|
|
Отрасли социальной инфраструктуры |
|
|
|
25 |
|
|
Экологическая ситуация в России |
|
|
|
26 |
|
|
Экологическая ситуация своей местности |
|
|
|
|
|
|
|
|||
28 |
|
|
Принципы выделения регионов на территории страны |
|
|
|
29 |
|
|
Районирование территории России |
|
|
|
30 |
|
|
Общая характеристика Европейской части России |
|
|
|
31 |
|
|
Состав, географическое положение и особенности природы Центральной России |
|
|
|
32 |
|
|
Население Центральной России |
|
|
|
33 |
|
|
Хозяйство Центральной России |
|
|
|
34 |
|
|
Состав, географическое положение и особенности природы севера европейской части России |
|
|
|
35 |
|
|
Население Европейского Севера |
|
|
|
36 |
|
|
Хозяйство Европейского Севера |
|
|
|
37 |
|
|
Географическое положение и природа Северо-Западного региона |
|
|
|
38 |
|
|
Население Северо-Западного региона |
|
|
|
39 |
|
|
Хозяйство Северо-Западного региона |
|
|
|
40 |
|
|
Географическое положение и природа Поволжского региона |
|
|
|
41 |
|
|
Население Поволжского региона |
|
|
|
42 |
|
|
Хозяйство Поволжского региона |
|
|
|
43 |
|
|
Географическое положение и природа Европейского Юга |
|
|
|
44 |
|
|
Население Европейского Юга |
|
|
|
45 |
|
|
Хозяйство Европейского Юга |
|
|
|
46 |
|
|
Состав,географическое положение и особенности природы Урала |
|
|
|
47 |
|
|
Население Уральского региона |
|
|
|
48 |
|
|
Хозяйство Уральского региона |
|
|
|
49 |
|
|
Общая характеристика Азиатской части России |
|
|
|
50 |
|
|
Общие черты природы Сибири |
|
|
|
51 |
|
|
Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири |
|
|
|
52 |
|
|
Географическое положение и природа Западной Сибири |
|
|
|
53 |
|
|
Население Западной Сибири |
|
|
|
54 |
|
|
Хозяйство Западной Сибири |
|
|
|
55 |
|
|
Состав, географическое положение и особенности природы Восточной Сибири |
|
|
|
56 |
|
|
Население Восточной Сибири |
|
|
|
57 |
|
|
Хозяйство Восточной Сибири
|
|
|
|
58 |
|
|
Норильский промышленный район Восточной Сибири
|
|
|
|
59 |
|
|
Состав территории, географическое положение и особенности природы Дальнего Востока
|
|
|
|
60 |
|
|
Хозяйственное освоение и население Дальнего Востока |
|
|
|
61 |
|
|
Хозяйство Дальнего Востока |
|
|
|
62 |
|
|
Разработка проекта |
|
||
63 |
|
|
Повторение и обобщение знаний. |
|
||
64 |
|
|
Место России в мире |
|
||
65 |
|
|
Состав, географическое положение И особенности природы Омской области. |
|
||
66 |
|
|
Население Омской области |
|
||
67 |
|
|
Хозяйство Омской области |
|
||
68 |
|
|
Культурное наследие Омской области. |
|
||
69 |
|
|
Тестовая работа |
|
||
70 |
|
|
Итоговая контрольная работа |
|
||