Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно со-хранять при разнообразных формах движения и пере движений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
- выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Содержание учебного предмета «Физическая культура», 9 класс
Программа по физической культуре для 9 классов разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
- учебной программы «Рабочая программа по физической культуре учащихся 5-9 классов» (М.Я. Виленский, В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2016);
- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011):
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011 г.).
- Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. От 30.08.2011 г.).
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009 г. № 1101-р.
- О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499.
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011 г. №163-р.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс по физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
- реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Содержание программы.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Содержание учебного курса для обучающихся 9 класса
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.
Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (приложение №1)
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по физической культуре.
Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре для основной и средней (полной) школы.
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода Государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений
(приложение №2).
Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет не только освоение учащимися предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется прежде всего на эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету «физическая культура». Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают объекты и средства материально-технического обеспечения, не только выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода Государственного стандарта по физической культуре.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения представлена их общая номенклатура. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.
Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носит многофункциональный характер, может использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.
Многие из этих средств и объектов являются взаимозаменяемыми, и их использование ориентировано как на преподавание конкретных предметных тем, так и на создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени образования, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усилению аналитического компонента учебной деятельности.
Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано в таблице с учетом средней наполняемости класса (18—25 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К - комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
Распределение учебного времени прохождения программного материала
(всего 102 часов, 3 часа в неделю)
№ урока |
Вид программного материала |
9 класс |
Количество часов (уроков) |
||
1 |
Базовая часть |
90 |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе уроков |
1.2 |
Спортивные игры (волейбол) |
18 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
12 |
1.4 |
Спортивные игры (баскетбол) |
21 |
1.5 |
Легкая атлетика |
21 |
1.6 |
Лыжная подготовка |
18 |
2 |
Вариативная часть |
12 |
2.1 |
Кроссовая подготовка |
6 |
2.2 |
Спортивные игры (волейбол) |
3 |
2.3 |
Спортивные игры (баскетбол) |
3 |
|
Итого: |
102 часа |
Приложение 1.
Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся 9 классов.
№ п/п |
Дата проведения. |
Тема урока. |
Количество часов
|
Примечание |
||||||||||||||||||||
план |
факт |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||||||||||
I четверть |
||||||||||||||||||||||||
Легкая атлетика – 15 часов. |
||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
Техника безопасности на занятиях легкой атлетики. Низкий старт до 40 м. Медленный бег 1 мин. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
2 |
|
|
Низкий старт до 40 м. Медленный бег 1 мин. Бег с ускорением. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
3 |
|
|
Низкий старт до 60 м. Медленный бег 1 мин. Бег 30 м. Бег с ускорением. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
4 |
|
|
Низкий старт до 60 м. Медленный бег 1 мин. Бег 1000 м. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
5 |
|
|
Низкий старт 70-80 м. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
6 |
|
|
Низкий старт 70-80 м. Бег с ускорением. Подтягивание на перекладине. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
7 |
|
|
Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега. Медленный бег 2 мин. Наклон вперед из положения сидя. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
8 |
|
|
Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега. Медленный бег 2 мин. Поднимание туловища из положения лежа. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
9 |
|
|
Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега. Медленный бег 2 мин. Прыжок в длину с места. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
10 |
|
|
Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега. Медленный бег 2 мин. Челночный бег 3х10 м. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
11 |
|
|
Метание малого мяча в цель. Медленный бег 2 мин. Челночный бег 3х10 м. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
12 |
|
|
Метание малого мяча в цель. Медленный бег 2 мин. Бег 2000 м. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
13 |
|
|
Метание малого мяча в цель. Медленный бег 1 мин. Бег с ускорением. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
14 |
|
|
Медленный бег 1 мин. Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений. Преодоление низких барьеров. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
15 |
|
|
Медленный бег 1 мин. Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений. Эстафета с бегом, прыжками и метанием. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
Спортивные игры. Баскетбол - 12 часов. |
||||||||||||||||||||||||
16 |
|
|
Техника безопасности на занятиях баскетболом. Передача мяча в движении. Учебная игра. Мини-баскетбол. |
|
|
|||||||||||||||||||
17 |
|
|
Передача мяча в движении. Ведение мяча попеременно правой и левой рукой. Учебная игра. Мини-баскетбол. |
|
|
|||||||||||||||||||
18 |
|
|
Передача мяча в движении. Ведение мяча попеременно правой и левой рукой. Учебная игра. Эстафета баскетболистов. |
|
|
|||||||||||||||||||
19 |
|
|
Передача мяча в движении. Ведение мяча попеременно правой и левой рукой. Учебная игра. Эстафета баскетболистов. |
|
|
|||||||||||||||||||
20 |
|
|
Бросок мяча двумя и одной рукой сверху в прыжке. Учебная игра. Мини-баскетбол. |
|
|
|||||||||||||||||||
21 |
|
|
Бросок мяча двумя и одной рукой сверху в прыжке. Учебная игра. Мини-баскетбол. |
|
|
|||||||||||||||||||
22 |
|
|
Бросок мяча двумя и одной рукой сверху в прыжке. Учебная игра. Эстафета баскетболистов. |
|
|
|||||||||||||||||||
23 |
|
|
Позиционное нападение и индивидуальная защита. Учебная игра. Эстафета баскетболистов. |
|
|
|||||||||||||||||||
24 |
|
|
Позиционное нападение и индивидуальная защита. Учебная игра. Эстафета с набивными мячами (2,5 кг). |
|
|
|||||||||||||||||||
25 |
|
|
Позиционное нападение и индивидуальная защита. Учебная игра. Эстафета с ведением, ловлей и передачей мяча. |
|
|
|||||||||||||||||||
26 |
|
|
Метание набивного мяча (2,5 кг). Учебная игра. Перетягивание каната. Эстафета с обводкой препятствий. |
|
|
|||||||||||||||||||
27 |
|
|
Метание набивного мяча (2,5 кг). Учебная игра. Преодоление полосы препятствий. |
|
|
|||||||||||||||||||
II четверть |
||||||||||||||||||||||||
Гимнастика – 12 часов. |
||||||||||||||||||||||||
28 |
|
|
Техника безопасности на занятиях гимнастикой. Подъем переворотом в упор махом и силой. Вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю. |
|
|
|||||||||||||||||||
29 |
|
|
Подъем переворотом в упор махом и силой. Вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю. |
|
|
|||||||||||||||||||
30 |
|
|
Подъем махом вперед в сед ноги врозь. Переход в упор на нижнюю жердь. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа. |
|
|
|||||||||||||||||||
31 |
|
|
Подъем махом вперед в сед ноги врозь. Переход в упор на нижнюю жердь. Подтягивание на перекладине. |
|
|
|||||||||||||||||||
32 |
|
|
Строевые упражнения. Из упора присев силой стойка на голове и руках. Кувырок вперед. Упражнения в равновесии. |
|
|
|||||||||||||||||||
33 |
|
|
Строевые упражнения. Из упора присев силой стойка на голове и руках. Кувырок вперед. Упражнения в равновесии. |
|
|
|||||||||||||||||||
34 |
|
|
Длинный кувырок вперед с 3 шагов разбега. Равновесие на одной, выпад вперед. Упражнения в равновесии. |
|
|
|||||||||||||||||||
35 |
|
|
Длинный кувырок вперед с 3 шагов разбега. Равновесие на одной, выпад вперед. Упражнения в равновесии. |
|
|
|||||||||||||||||||
36 |
|
|
Строевые упражнения. Опорный прыжок. Лазание по канату. Наклон вперед из положения сидя. |
|
|
|||||||||||||||||||
37 |
|
|
Строевые упражнения. Опорный прыжок. Лазание по канату. Поднимание туловища из положения лежа. |
|
|
|||||||||||||||||||
38 |
|
|
Опорный прыжок. Лазание по канату. Перетягивание каната. Прыжок в длину с места. |
|
|
|||||||||||||||||||
39 |
|
|
Опорный прыжок. Лазание по канату. Перетягивание каната. Челночный бег 3х10 м. |
|
|
|||||||||||||||||||
Спортивные игры. Волейбол - 9 часов. |
||||||||||||||||||||||||
40 |
|
|
Техника безопасности на занятиях волейболом. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
41 |
|
|
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Прием мяча, отраженного сеткой. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
42 |
|
|
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Прием мяча, отраженного сеткой. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
43 |
|
|
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Прием мяча, отраженного сеткой. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
44 |
|
|
Прием мяча, отраженного сеткой. Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
45 |
|
|
Прием мяча, отраженного сеткой. Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
46 |
|
|
Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
47 |
|
|
Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. Учебная игра. Перетягивание каната. |
|
|
|||||||||||||||||||
48 |
|
|
Метание набивного мяча (2,5 кг). Учебная игра. Преодоление полосы препятствий. |
|
|
|||||||||||||||||||
III четверть |
||||||||||||||||||||||||
Лыжная подготовка – 18 часов. |
||||||||||||||||||||||||
49 |
|
|
Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Попеременный четырехшажный ход. Прохождение дистанции 1 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
50 |
|
|
Попеременный четырехшажный ход. Прохождение дистанции 1 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
51 |
|
|
Попеременный четырехшажный ход. Прохождение дистанции 1 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
52 |
|
|
Попеременный четырехшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 2 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
53 |
|
|
Попеременный четырехшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 2 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
54 |
|
|
Попеременный четырехшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 2 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
55 |
|
|
Одновременный двухшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Прохождение дистанции 3 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
56 |
|
|
Одновременный двухшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Прохождение дистанции 3 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
57 |
|
|
Одновременный двухшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Прохождение дистанции 3 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
58 |
|
|
Переход с попеременных ходов на одновременные. Прохождение дистанции 3 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
59 |
|
|
Переход с попеременных ходов на одновременные. Прохождение дистанции 4 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
60 |
|
|
Переход с попеременных ходов на одновременные. Прохождение дистанции 4 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
61 |
|
|
Коньковый ход. Преодоление контруклонов. Прохождение дистанции 4 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
62 |
|
|
Коньковый ход. Преодоление контруклонов. Прохождение дистанции 4 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
63 |
|
|
Коньковый ход. Преодоление контруклонов. Прохождение дистанции 5 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
64 |
|
|
Коньковый ход. Эстафета с преодолением препятствий. Прохождение дистанции 5 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
65 |
|
|
Коньковый ход. Эстафета с преодолением препятствий. Прохождение дистанции 5 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
66 |
|
|
Прохождение дистанции 5 км. Лыжные гонки на 3 км. |
|
|
|||||||||||||||||||
Спортивные игры. Баскетбол - 12 часов. |
||||||||||||||||||||||||
67 |
|
|
Техника безопасности на занятиях баскетболом. Нападение быстрым прорывом. Персональная защита. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
68 |
|
|
Нападение быстрым прорывом. Персональная защита. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
69 |
|
|
Нападение быстрым прорывом. Персональная защита. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
70 |
|
|
Нападение быстрым прорывом. Персональная защита. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
71 |
|
|
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите. Учебная игра. Эстафета баскетболистов. |
|
|
|||||||||||||||||||
72 |
|
|
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите. Учебная игра. Эстафета баскетболистов. |
|
|
|||||||||||||||||||
73 |
|
|
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите. Учебная игра. Мини-баскетбол. |
|
|
|||||||||||||||||||
74 |
|
|
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите. Учебная игра. Мини-баскетбол. |
|
|
|||||||||||||||||||
75 |
|
|
Бросок мяча в движении после двух шагов. Бросок мяча после ведения. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
76 |
|
|
Бросок мяча в движении после двух шагов. Бросок мяча после передачи. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
77 |
|
|
Бросок мяча в движении после двух шагов. Учебная игра. Круговая тренировка (4-5 станций). |
|
|
|||||||||||||||||||
78 |
|
|
Бросок мяча в движении после двух шагов. Учебная игра. Эстафета с преодолением препятствий. |
|
|
|||||||||||||||||||
IV четверть |
||||||||||||||||||||||||
Спортивные игры. Волейбол - 12 часов. |
||||||||||||||||||||||||
79 |
|
|
Техника безопасности на занятиях волейболом. Чередование способов передвижений, остановок, поворотов и стоек. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
80 |
|
|
Чередование способов передвижений, остановок, поворотов и стоек. Учебная игра. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа. |
|
|
|||||||||||||||||||
81 |
|
|
Чередование способов передвижений, остановок, поворотов и стоек. Учебная игра. Подтягивание на перекладине. |
|
|
|||||||||||||||||||
82 |
|
|
Сочетание различных перемещений с передачей мяча сверху и приемом снизу. Учебная игра. Наклон вперед из положения сидя. |
|
|
|||||||||||||||||||
83 |
|
|
Сочетание различных перемещений с передачей мяча сверху и приемом снизу. Учебная игра. Поднимание туловища из положения лежа. |
|
|
|||||||||||||||||||
84 |
|
|
Сочетание различных перемещений с передачей мяча сверху и приемом снизу. Учебная игра. Прыжок в длину с места. |
|
|
|||||||||||||||||||
85 |
|
|
Игра в нападении в зоне 3, игра в защите. Учебная игра. Челночный бег 3х10 м. |
|
|
|||||||||||||||||||
86 |
|
|
Игра в нападении в зоне 3, игра в защите. Учебная игра. Эстафета с набивными мячами. |
|
|
|||||||||||||||||||
87 |
|
|
Игра в нападении в зоне 3, игра в защите. Учебная игра. Эстафета с набивными мячами. |
|
|
|||||||||||||||||||
88 |
|
|
Прямой нападающий удар при встречных передачах. Учебная игра. |
|
|
|||||||||||||||||||
89 |
|
|
Прямой нападающий удар при встречных передачах. Учебная игра. Варианты игры в футбол. |
|
|
|||||||||||||||||||
90 |
|
|
Прямой нападающий удар при встречных передачах. Учебная игра. Варианты игры в футбол. |
|
|
|||||||||||||||||||
Легкая атлетика - 12 часов. |
||||||||||||||||||||||||
91 |
|
|
Техника безопасности на занятиях легкой атлетики. Бег 60 м. Бег 30 м. Бег с ускорениями. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
92 |
|
|
Бег 60 м. Бег 1000 м. Бег с ускорениями. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
93 |
|
|
Бег 60 м. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Бег с ускорениями. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
94 |
|
|
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Бег 2000 м. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
95 |
|
|
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
96 |
|
|
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
97 |
|
|
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
98 |
|
|
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
99 |
|
|
Метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
100 |
|
|
Метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. Бег 2000 м. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
101 |
|
|
Метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. Эстафета с преодолением препятствий. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
102 |
|
|
Метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. Эстафета с преодолением препятствий. Лапта. |
|
|
|||||||||||||||||||
Уровень физической подготовленности учащихся 12–13 лет (8 класс)
Мальчики |
девочки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Физическое упражнение |
Низкий уровень
|
ниже среднего |
средний уровень |
выше среднего |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
ниже среднего |
средний уровень |
выше среднего |
Высокий уровень |
|
|||||||||
Бег 30 м. (сек.) |
6,3 и больше |
6,2 |
6,1-5,5
|
5,4-5,1 |
5,0 и меньше |
6,4 и больше |
- |
6,3-5,7 |
5,6-5,2 |
5,1 и меньше |
|
|||||||||
Прыжок в длину с места (см.) |
140 и меньше |
141-159 |
160-180 |
181-194 |
195 и больше |
130 и меньше |
131-149 |
150-175 |
176-184 |
185 и больше |
|
|||||||||
Наклон вперед из положения лежа (см.) |
+2 и меньше |
+3-+5 |
+6-+8 |
+9 |
+10 и больше |
+4 меньше |
+5-+7 |
+8 - +10 |
+11-+14 |
+15 и больше |
|
|||||||||
Подтягивание (раз) |
1
|
2-3 |
4-5 |
- |
6 и больше |
4 и меньше |
5-9 |
10-14 |
15-18 |
19 и больше |
|
|||||||||
Бег 1000 м. (мин. сек.) |
7,46 и больше |
7,45-6,46 |
6,45-5,46 |
5,45-4,47 |
4,46 и меньше |
8,21 и больше |
8,20-7,21 |
7,20-6,21 |
6,20-5,21 |
5,20 и меньше |
|
|||||||||