Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Образование

Рабочая программа по литературе

Опубликовано в Рабочие программы 9 класса

 

 

  1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир  в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно -познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение  - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

 

 

 

 

 

  1. Содержание учебного предмета

Введение (1 ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип.

Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя.

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫXVIII   ВЕКА (8 ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям».Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

           Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫXIX  ВЕКА (54 ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море».Романтический образ моря.

«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность».Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

           Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫXX  ВЕКА (25 ч.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзииXX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нра­вится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

          Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч.)

Античная лирика

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

         Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия

Заключительные уроки (4 ч.)

 

 

 

 

 

 

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

1

Введение.

1

 

2

Литература Древней Руси

2

 

3

Русская литература ХVIII века

9

1

4

Из русской литературы I половины ХIХ века 

3

 

5

А.С.Грибоедов «Горе от ума» 

 5

2

6

Творчество А.С.Пушкина

14

3

7

Творчество М.Ю.Лермонтова

10

 

8

Творчество Н.В.Гоголя

6

2

9

Русская литература второй половины ХIХ века 

8

 

10

Русская литература ХХ века. Проза 

9

1

11

Русская литература ХХ века. Поэзия 

15

1

12

Из зарубежной литературы

8

 

13

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

 

14

Резервные уроки

1

 

 

Итого

92

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

 

 

По плану

По факту

 

 

 

 

1.

 

 

Литература ее роль в духовной жизни человека.

 

 

2.

 

 

Литература древней Руси.  «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

 

 

3.

 

 

 Центральные образы «Слова…»

 

 

4.

 

 

Р.Р.Основная идея и поэтика «Слова…».

 

 

5.

 

 

Классицизм в русском и мировом искусстве.

 

 

6.

 

 

М.В.Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление…».

 

 

7

 

 

М.В.Ломоносова. «ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

 

 

8

 

 

Р.Г. Державина: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям»

 

 

9.

 

 

Р.Г. Державина «Памятник»

 

 

10

 

 

Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене»

 

 

11.

 

 

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

 

 

12.

 

 

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

 

 

13.

 

 

Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений).

 

 

14.

 

 

Русские поэты первой половины  XIX века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский).

 

 

 

15.

 

 

В.А.Жуковский - поэт-романтик

 

 

16

 

 

В.А.Жуковский «Невыразимое»

 

 

17.

 

 

В.А.Жуковского «Светлана»: образ главной героини

 

 

18.

 

 

А.С.Грибоедов «Горе  от  ума». Жизнь и творчество писателя.

 

 

19.

 

 

А.С.Грибоедов «Горе  от  ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.

 

 

20.

 

 

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Анализ второго действия.

 

 

21.

 

 

А.С. Грибоедова «Горе от ума»: образ Чацкого

 

 

22.

 

 

А.С.Грибоедова «Горе от ума»: язык комедии

 

 

23.

 

 

 А.С.Грибоедова «Горе от ума» в критик.

 

 

24

 

 

А.С.Грибоедова «Горе от ума»

 

 

25.

 

 

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика.

 

 

26.

 

 

А.С.Пушкин . Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»

 

 

27.

 

 

А.С.Пушкина Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «на холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…»

 

 

28.

 

 

А.С.Пушкина. Тема поэта и поэзии: «Пророк»

 

 

29.

 

 

А.С.Пушкина «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…»

 

30.

 

 

А.С.Пушкина. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»

 

31.

 

 

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»

 

32.

 

 

А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как новаторское произведение.

 

33.

 

 

А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа.

 

34.

 

 

А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев.

 

 

35

 

 

А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: образ автора.

 

 

36.

 

 

А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

 

 

37.

 

 

А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в зеркале критики.

 

 

38.

 

 

Р.Р.«Здесь его чувства, понятия, идеалы…» Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин».

 

 

39.

 

 

М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта.

 

 

40.

 

 

М.Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «нет, не тебя так пылко я люблю…»

 

 

41.

 

 

 М.Ю.Лермонтова. Тема родины в лирике поэта.

 

 

 

 

 

М.Ю.Лермонтова.

 

 

42.

 

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа

 

 

43.

 

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»( «Бэла» и «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина.

 

 

44.

 

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» ( главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

 

 

45

 

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философское композиционное значение повести.

 

 

46

 

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина.

 

 

47

 

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков.

 

 

48.

 

 

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

 

 

49

 

 

Данте Алигъери. «Божественная комедия»

 

 

50.

 

 

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». Обзоро содержания, история создания поэмы.

 

 

51.

 

 

Н.В.Гоголь «Мертвые души»: образы помещиков.

 

 

52.

 

 

Н.В.Гоголь «Мертвые души»: образ города.

 

 

53

 

 

Н.В.Гоголь «Мертвые души»: образ Чичикова

 

 

54

 

 

Н.В.Гоголь «Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме.

 

 

55.

 

 

Н.В.Гоголь «Мертвые души»: специфика жанра.

 

 

56.

 

 

Р.Р.Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению

 

 

57.

 

 

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя.

 

 

58.

 

 

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки.

 

 

59.

 

 

 А.П.Чехова «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей.

 

 

60.

 

 

 А.П.Чехова «Тоска».

 

 

61.

 

 

Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века»

 

 

62.

 

 

Русская литература XX века: разнообразие жанров и направлений. История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи».

 

 

63.

 

 

Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи».

 

 

64.

 

 

Русская поэзия Серебряного века. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока.

 

 

 

 

 

А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина»

 

 

65.

 

 

С.А.Есенин. Тема России - главная в есенинской поэзии» «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано»

 

 

66.

 

 

С.А. Есенин. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина.

 

 

67

 

 

С.А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине»,

 

 

68.

 

 

Слово о поэте. В.Маяковский.  «А вы могли бы?», «Послушайте»

 

 

69.

 

 

. В.Маяковский. «Люблю», «Прощанье»

 

 

70-71

 

 

М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

 

 

72.

 

 

Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

 

 

74-73

 

 

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой

 

 

75-76

 

 

Особенности поэзии А.А.Ахматовой.

 

 

77-78

 

 

Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А.Заболоцкого.

 

 

79-80

 

 

Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова.

 

 

81.

 

 

 Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека».

 

 

82-83

 

 

Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе.

 

 

84-85

 

 

Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского.

 

 

 

86-87.

 

 

Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

 

 

88.

 

 

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

 

 

89

 

 

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.

 

 

90.

 

 

Зачетное занятие по русской лирике XX века

 

 

91.

 

 

Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира.

 

 

92-93

 

 

Трагизм любви Гамлета и Офелии.

 

 

94-95.

 

 

Трагедия И.В.Гете «Фауст».

 

 

96.

 

 

Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст».

 

 

97

 

 

Трагизм любви Фауста и Гретхен.

 

 

98-100.

 

 

Выявление уровня литературного развития учащихся.

 

 

 

101-102.

 

 

Подведение итогов года. Литература для чтения летом.

Комбинированный урок