Рабочая программа по литературе
- Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно -познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
- Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип.
Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫXVIII ВЕКА (8 ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXIX ВЕКА (54 ч.)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море».Романтический образ моря.
«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXX ВЕКА (25 ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзииXX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч.)
Античная лирика
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия
Заключительные уроки (4 ч.)
- Тематическое планирование
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
В том числе развитие речи |
1 |
Введение. |
1 |
|
2 |
Литература Древней Руси |
2 |
|
3 |
Русская литература ХVIII века |
9 |
1 |
4 |
Из русской литературы I половины ХIХ века |
3 |
|
5 |
А.С.Грибоедов «Горе от ума» |
5 |
2 |
6 |
Творчество А.С.Пушкина |
14 |
3 |
7 |
Творчество М.Ю.Лермонтова |
10 |
|
8 |
Творчество Н.В.Гоголя |
6 |
2 |
9 |
Русская литература второй половины ХIХ века |
8 |
|
10 |
Русская литература ХХ века. Проза |
9 |
1 |
11 |
Русская литература ХХ века. Поэзия |
15 |
1 |
12 |
Из зарубежной литературы |
8 |
|
13 |
Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
2 |
|
14 |
Резервные уроки |
1 |
|
|
Итого |
92 |
10 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Тема урока |
|
||||
По плану |
По факту |
|
|||||
|
|||||||
1. |
|
|
Литература ее роль в духовной жизни человека. |
|
|||
2. |
|
|
Литература древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. |
|
|
||
3. |
|
|
Центральные образы «Слова…» |
|
|||
4. |
|
|
Р.Р.Основная идея и поэтика «Слова…». |
|
|
||
5. |
|
|
Классицизм в русском и мировом искусстве. |
|
|
||
6. |
|
|
М.В.Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление…». |
|
|
||
7 |
|
|
М.В.Ломоносова. «ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» |
|
|
||
8 |
|
|
Р.Г. Державина: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям» |
|
|
||
9. |
|
|
Р.Г. Державина «Памятник» |
|
|
||
10 |
|
|
Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене» |
|
|
||
11. |
|
|
Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» |
|
|
||
12. |
|
|
Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» |
|
|
||
13. |
|
|
Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений). |
|
|
||
14. |
|
|
Русские поэты первой половины XIX века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский).
|
|
|
||
15. |
|
|
В.А.Жуковский - поэт-романтик |
|
|
||
16 |
|
|
В.А.Жуковский «Невыразимое» |
|
|
||
17. |
|
|
В.А.Жуковского «Светлана»: образ главной героини |
|
|
||
18. |
|
|
А.С.Грибоедов «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя. |
|
|
||
19. |
|
|
А.С.Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. |
|
|
||
20. |
|
|
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Анализ второго действия. |
|
|
||
21. |
|
|
А.С. Грибоедова «Горе от ума»: образ Чацкого |
|
|||
22. |
|
|
А.С.Грибоедова «Горе от ума»: язык комедии |
|
|
||
23. |
|
|
А.С.Грибоедова «Горе от ума» в критик. |
|
|
||
24 |
|
|
А.С.Грибоедова «Горе от ума» |
|
|
||
25. |
|
|
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. |
|
|
||
26. |
|
|
А.С.Пушкин . Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» |
|
|
||
27. |
|
|
А.С.Пушкина Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «на холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…» |
|
|
||
28. |
|
|
А.С.Пушкина. Тема поэта и поэзии: «Пророк» |
|
|
||
29. |
|
|
А.С.Пушкина «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» |
|
|||
30. |
|
|
А.С.Пушкина. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» |
|
|||
31. |
|
|
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» |
|
|||
32. |
|
|
А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как новаторское произведение. |
|
|||
33. |
|
|
А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. |
|
|||
34. |
|
|
А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. |
|
|
||
35 |
|
|
А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: образ автора. |
|
|
||
36. |
|
|
А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. |
|
|
||
37. |
|
|
А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в зеркале критики. |
|
|
||
38. |
|
|
Р.Р.«Здесь его чувства, понятия, идеалы…» Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин». |
|
|
||
39. |
|
|
М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. |
|
|
||
40. |
|
|
М.Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «нет, не тебя так пылко я люблю…» |
|
|
||
41. |
|
|
М.Ю.Лермонтова. Тема родины в лирике поэта. |
|
|
||
|
|
|
М.Ю.Лермонтова. |
|
|
||
42. |
|
|
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа |
|
|
||
43. |
|
|
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»( «Бэла» и «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. |
|
|
||
44. |
|
|
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» ( главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. |
|
|
||
45 |
|
|
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философское композиционное значение повести. |
|
|
||
46 |
|
|
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. |
|
|
||
47 |
|
|
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков. |
|
|
||
48. |
|
|
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова. |
|
|
||
49 |
|
|
Данте Алигъери. «Божественная комедия» |
|
|
||
50. |
|
|
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». Обзоро содержания, история создания поэмы. |
|
|
||
51. |
|
|
Н.В.Гоголь «Мертвые души»: образы помещиков. |
|
|
||
52. |
|
|
Н.В.Гоголь «Мертвые души»: образ города. |
|
|
||
53 |
|
|
Н.В.Гоголь «Мертвые души»: образ Чичикова |
|
|
||
54 |
|
|
Н.В.Гоголь «Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме. |
|
|
||
55. |
|
|
Н.В.Гоголь «Мертвые души»: специфика жанра. |
|
|
||
56. |
|
|
Р.Р.Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению |
|
|
||
57. |
|
|
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. |
|
|
||
58. |
|
|
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки. |
|
|
||
59. |
|
|
А.П.Чехова «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. |
|
|
||
60. |
|
|
А.П.Чехова «Тоска». |
|
|
||
61. |
|
|
Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» |
|
|
||
62. |
|
|
Русская литература XX века: разнообразие жанров и направлений. История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи». |
|
|
||
63. |
|
|
Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи». |
|
|
||
64. |
|
|
Русская поэзия Серебряного века. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока. |
|
|
||
|
|
|
А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина» |
|
|
||
65. |
|
|
С.А.Есенин. Тема России - главная в есенинской поэзии» «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано» |
|
|
||
66. |
|
|
С.А. Есенин. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. |
|
|
||
67 |
|
|
С.А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине», |
|
|
||
68. |
|
|
Слово о поэте. В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте» |
|
|
||
69. |
|
|
. В.Маяковский. «Люблю», «Прощанье» |
|
|
||
70-71 |
|
|
М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество |
|
|
||
72. |
|
|
Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести |
|
|
||
74-73 |
|
|
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой |
|
|
||
75-76 |
|
|
Особенности поэзии А.А.Ахматовой. |
|
|
||
77-78 |
|
|
Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А.Заболоцкого. |
|
|
||
79-80 |
|
|
Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова. |
|
|
||
81. |
|
|
Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека». |
|
|
||
82-83 |
|
|
Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе. |
|
|
||
84-85 |
|
|
Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского.
|
|
|
||
86-87. |
|
|
Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». |
|
|
||
88. |
|
|
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» |
|
|
||
89 |
|
|
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков. |
|
|
||
90. |
|
|
Зачетное занятие по русской лирике XX века |
|
|
||
91. |
|
|
Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира. |
|
|
||
92-93 |
|
|
Трагизм любви Гамлета и Офелии. |
|
|
||
94-95. |
|
|
Трагедия И.В.Гете «Фауст». |
|
|
||
96. |
|
|
Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст». |
|
|
||
97 |
|
|
Трагизм любви Фауста и Гретхен. |
|
|
||
98-100. |
|
|
Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
|
||
101-102. |
|
|
Подведение итогов года. Литература для чтения летом. Комбинированный урок |
|
|
|
|
|