- Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные стили речи;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- создавать тексты изученных стилей и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
- Содержание учебного предмета
«Международное значение русского языка» (1ч)
Повторение изученного в 5-8 классах (14ч)
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Развитие речи (далее Р.Р.). Стили речи. Приёмы сжатия текста. Сжатое изложение.
Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
Сложное предложение. Культура речи (9ч.)
Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Р.Р. Анализ интонационного рисунка предложения. Сообщение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием.
Сложносочинённые предложения (11ч.)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания).
К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.
Сложноподчиненные предложения (7ч.)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе цитаты
К Р. Контрольное сочинение
Основные группы сложноподчинённых предложений (26ч)
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение.
Р.Р. Сжатый пересказ текста. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины.
К. Р. Контрольное сжатое изложение. Контрольное сочинение-рассуждение. Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложноподчиненные предложения».
Бессоюзные сложные предложения(12ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзном сложного предложения. Повторение.
Р.Р. Сжатое изложение.
К.Р. Контрольное тестирование № 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Контрольное сжатое изложение.
Сложные предложения с различными видами связи (11ч.)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Публичное выступление.
К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическимзаданием.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (12ч.)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Р.Р. Устное сообщение на заданную тему
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическимзаданием.
3.Тематическое планирование
N п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Международное значение русского языка. |
1 |
2 |
Повторение изученного в 5-8 классах |
11+2 р/р |
3 |
Сложное предложение. Культура речи. |
11 +2 р/р |
4 |
Сложносочиненное предложение |
5 + 2 р/р |
5 |
Сложноподчиненное предложение |
5 + 2 р/р |
6 |
Основные группы сложноподчиненных предложений |
28 + 2 р/р |
7 |
Бессоюзное сложное предложение |
11 + 2 р/р |
8 |
Сложные предложения с различными видами связи |
10 + 2 р/р |
9 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах |
4 +1 р/р |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе (3 часа в неделю, 102 часа в год), учебник «Русский язык. 9 класс», авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.)
N п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
||
По плану |
По факту |
||||
1 |
|
|
Международное значение русского языка. |
|
|
Повторениеизученного в 5-8 классах (11ч+2ч) |
|||||
2 |
|
|
Устная и письменная речь |
|
|
3 |
|
|
Монолог. Диалог |
|
|
4 |
|
|
Р/Р Стили речи. |
|
|
5 |
|
|
Написание сжатого изложения. |
|
|
6 |
|
|
Простое предложение и его грамматическая основа. |
|
|
7 |
|
|
Простое предложение и его грамматическая основа |
|
|
8 |
|
|
Предложенияс обособленными членами |
|
|
9 |
|
|
Предложенияс обособленными членами |
|
|
10 |
|
|
Обращения, вводные слова и вставные конструкции |
|
|
11 |
|
|
Обращения, вводные слова и вставные конструкции |
|
|
12 |
|
|
Обращения, вводные слова и вставные конструкции |
|
|
13 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» |
|
|
14 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
Сложное предложение. Культура речи. (11 ч.+2 ч.) |
|||||
15 |
|
|
Понятие о сложном предложении |
|
|
16 |
|
|
Понятие о сложном предложении |
|
|
17 |
|
|
Сложные и бессоюзные сложные предложения |
|
|
18 |
|
|
Сложные и бессоюзные сложные предложения |
|
|
19 |
|
|
Сложные и бессоюзные сложные предложения |
|
|
20 |
|
|
Сложные и бессоюзные сложные предложения |
|
|
21 |
|
|
Р/Р Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему |
|
|
22 |
|
|
Разделительныеи выделительные знаки препинания между частями |
|
|
23 |
|
|
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями |
|
|
24 |
|
|
Интонация сложного предложения |
|
|
25 |
|
|
Написание сочинения-рассуждения на основе понимания содержания нравственной категории |
|
|
26 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложное предложение» |
|
|
27 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
Сложносочиненное предложение (5 ч+ 2 ч) |
|||||
28 |
|
|
Понятие о сложно- сочиненном предложении. Смысловые отношения в сложно- сочиненных предложениях |
|
|
29 |
|
|
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами |
|
|
30 |
|
|
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами |
|
|
31 |
|
|
Сложносочиненные предложения с противительными союзами |
|
|
32 |
|
|
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксическийи пунктуационный разбор сложносочиненного предложения |
|
|
33 |
|
|
Повторениеизученного по теме « Сложносочиненное предложение» |
|
|
34 |
|
|
Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение» |
|
|
Сложноподчиненное предложение (5 ч + 2 ч) |
|||||
35 |
|
|
Работа над ошибками. Понятиео сложноподчиненном предложении |
|
|
36 |
|
|
Союзыи союзные слова в сложноподчиненном предложении |
|
|
37 |
|
|
Союзыи союзные слова в сложноподчиненном предложении |
|
|
38 |
|
|
Роль указательных слов в сложноподчиненномпредложении |
|
|
39 |
|
|
Роль указательных слов в сложноподчиненномпредложении |
|
|
40 |
|
|
Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания цитаты из текста |
|
|
41 |
|
|
Р/Р Написание сочинения – рассуждения на основе понимания содержания цитаты из текста |
|
|
Основные группы сложноподчиненных предложений (28 ч+ 2 ч) |
|||||
42 |
|
|
Сложноподчиненныепредложения с придаточными |
|
|
43 |
|
|
Сложноподчиненныепредложения с придаточными |
|
|
44 |
|
|
Подготовка к написанию сжатого изложения |
|
|
45 |
|
|
Написания сжатого изложения |
|
|
46 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными |
|
|
47 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными |
|
|
48 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными |
|
|
49 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными |
|
|
50 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия |
|
|
51 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия |
|
|
52 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия |
|
|
53 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степении сравнительными |
|
|
54 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степении сравнительными |
|
|
55 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степении сравнительными |
|
|
56 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. |
|
|
57 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. |
|
|
58 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. |
|
|
59 |
|
|
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. |
|
|
60 |
|
|
Синтаксический разбор сложно- подчиненного предложения. |
|
|
61 |
|
|
Синтаксический разбор сложно- подчиненного предложения. |
|
|
62 |
|
|
Синтаксический разбор сложно- подчиненного предложения. |
|
|
63 |
|
|
Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. |
|
|
64 |
|
|
Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. |
|
|
65 |
|
|
Контрольная работа по теме «Синтаксический и пунктуационный разборы сложно- подчиненного предложения» |
|
|
66 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
67 |
|
|
Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение»
|
|
|
68 |
|
|
Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение». |
|
|
69 |
|
|
Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение». |
|
|
70 |
|
|
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение». |
|
|
71 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
Бессоюзное сложное предложение (11 ч+ 2 ч) |
|||||
72 |
|
|
Понятие о бессоюзном сложном предложении |
|
|
73 |
|
|
Понятие о бессоюзном сложном предложении. |
|
|
74 |
|
|
Интонация вбессоюзном сложном предложении. |
|
|
75 |
|
|
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точкас запятой в бессоюзных сложныхпредложениях |
|
|
76 |
|
|
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точкас запятой в бессоюзных сложныхпредложениях |
|
|
77 |
|
|
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. |
|
|
78 |
|
|
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. |
|
|
79 |
|
|
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления,времени, условияи следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. |
|
|
80 |
|
|
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления,времени, условияи следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Подготовка к написанию сжатого изложения |
|
|
81 |
|
|
Написание сжатого изложения |
|
|
82 |
|
|
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. |
|
|
83 |
|
|
Контрольное тестированиепо теме «Бессоюзное сложное предложение» |
|
|
84 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
Сложные предложения с различными видами связи (10 ч + 2 ч) |
|||||
85 |
|
|
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении. |
|
|
86 |
|
|
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении. |
|
|
87 |
|
|
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении. |
|
|
89 |
|
|
Знаки препинанияв сложных предложениях с различнымивидами связи. |
|
|
90 |
|
|
Знаки препинанияв сложных предложениях с различнымивидами связи. |
|
|
91 |
|
|
Написание сжатого изложения |
|
|
92 |
|
|
Синтаксическийи пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. |
|
|
93 |
|
|
Р/р Публичная речь |
|
|
94 |
|
|
Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи». |
|
|
95 |
|
|
Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи» |
|
|
96 |
|
|
Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи». |
|
|
97 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (4 ч+1 ч) |
|||||
98 |
|
|
Фонетика и графика. Лексикология (лексика), фразеология |
|
|
99 |
|
|
Морфемика. Словообразование. |
|
|
100 |
|
|
Морфология. |
|
|
101 |
|
|
Синтаксис. Орфография. Пунктуация. |
|
|
102 |
|
|
Написание контрольного сжатого изложения. |
|
|