Планируемые результаты:
По завершению курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:
- I. Личностные результаты:
1) осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;
2) формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;
3) формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;
4) овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
- II. Метапредметные результаты:
1) определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;
2) планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;
3) соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;
4) определение источников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;
5) использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
8) генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.
III. Предметные результаты:
1) умение обозначать химические элементы, называть их и характеризовать на основе положения в Периодической системе Д. И. Менделеева;
2) формулирование изученных понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое и сложное вещество, химическая реакция, виды химических реакций и т. п.;
3) определение по формулам состава неорганических и органических веществ, валентности атомов химических элементов или степени их окисления;
4) понимание информации, которую несут химические знаки, формулы и уравнения;
5) умение классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные (бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также гидроксиды — кислоты, основания, амфотерные гидроксиды и соли) вещества;
6) формулирование Периодического закона, объяснение структуры и информации, которую несёт Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрытие значения Периодического закона;
7) умение характеризовать строение вещества — виды химических связей и типы кристаллических решёток;
8) описание строения атомов химических элементов № 1—20 и №26 и отображение их с помощью схем;
9) составление формул оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов;
10) написание структурных формул молекулярных соединений и формульных единиц ионных соединений по валентности, степеням окисления или зарядам ионов;
11) умение формулировать основные законы химии — постоянства состава веществ молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро;
12) умение формулировать основные положения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации;
13) определение признаков, условий протекания и прекращения химических реакций;
14) составление молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений;
15) составление уравнений реакций с участием электролитов также и в ионной форме;
16) определение по химическим уравнениям принадлежности реакций к определённому типу или виду;
17) составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса;
18) применение понятий «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ;
19) определение с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы и катион аммония в растворе;
20) объяснение влияния различных факторов на скорость химических реакций;
21) умение характеризовать положение металлов и неметаллов в Периодической системе элементов, строение их атомов и кристаллов, общие физические и химические свойства;
22) объяснение многообразия простых веществ явлением аллотропии с указанием её причин;
23) установление различий гидро-, пиро- и электрометаллургии и иллюстрирование их примерами промышленных способов получения металлов;
24) умение давать общую характеристику элементов I, II, VIIА групп, а также водорода, кислорода, азота, серы, фосфора, углерода, кремния и образованных ими простых веществ и важнейших соединений (строение, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение);
25) умение описывать коррозию металлов и способы защиты от неё;
26) умение производить химические расчёты с использованием понятий «массовая доля вещества в смеси», «количество вещества», «молярный объём» по формулам и уравнениям реакций;
27) описание свойств и практического значения изученных органических веществ;
28) выполнение обозначенных в программе экспериментов, распознавание неорганических веществ по соответствующим признакам;
29) соблюдение правил безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).
Содержание учебного предмета
Повторение и обобщение сведений по курсу 8-го класса
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные, кислоты. Средние, кислые, основные соли.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.
Химические реакции в растворах электролитов
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.
Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций. Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.
Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.
Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.
Гидролиз, как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Шкала pH.
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций.
Практические работы
- Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций
Неметаллы и их соединения
Строение атомов неметаллов и их положение в Периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов ― простых веществ. Аллотропия и её причины. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.
Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в Периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Значение и применение галогенов.
Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов и их биологическая роль.
Общая характеристика элементов VI А – группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.
Сероводород: строение молекулы, физические и химические, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.
Оксид серы(IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид серы(VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты. Качественная реакция на сульфат-ион.
Серная кислота – сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты, как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.
Общая характеристика элементов VA группы. Азот, строение атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.
Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования катиона аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.
Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.
Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота. Фосфаты. Фосфорные удобрения. Инсектициды.
Общая характеристика элементов IV А- группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в Периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод и его сорта: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.
Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и его свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение и его свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.
Неорганические и органические вещества. Углеводороды. Химическое строение органических веществ, как порядок соединения атомов в молекуле по валентности.
Метан, этан, как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен, как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Горение углеводородов. Качественные реакции на непредельные соединения.
Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трехатомный спирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Уксусная – представитель класса карбоновых кислот.
Кремний, строение его атома и свойства. Кремний в природе. Силициды и силан. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли.
Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно.
Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха, как способ получения кислорода, азота, аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов.
Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.
Металлы и их соединения (16 ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов и кристаллов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Сплавы чёрные и цветные.
Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.
Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в живой и неживой природе и в жизни человека.
Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щёлочно-земельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.
Жёсткость воды: временная и постоянная. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости. Иониты.
Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).
Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа(II) и (III). Соли железа(II) и (III). Обнаружение ионов катионов железа в растворе. Значение соединений железа.
Коррозия химическая и электрохимическая. Защита металлов от коррозии.
Металлы в природе: в свободном виде и в виде соединений. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.
Практические работы
- Получение жесткой воды и способы её устранения
- Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Химия и окружающая среда
Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, их химический состав. Литосфера и её химический состав. Минералы. Руды. Осадочные породы. Полезные ископаемые. Химический состав гидросферы. Химический состав атмосферы.
Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».
Маркировка упаковочных материалов, электроники и бытовой техники, продуктов питания, этикеток по уходу за одеждой.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену
Строение атома в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллические решётки. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в Периодической системе. Типология неорганических веществ, деление их на классы и группы. Представители.
Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным основаниям. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислот и амфотерных_гидроксидов), солей.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Повторение и обобщение сведений по курсу 8-го класса. Химические реакции |
5 |
2 |
Химические реакции в растворах |
10 |
3 |
Неметаллы и их соединения |
25 |
4 |
Металлы и их соединения |
16 |
5 |
Химия и окружающая среда |
2 |
6 |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ) |
7 |
7 |
Резервное время |
5 |
Календарно-тематическое планирование Химия в 9 классе
Учебник «Химия» О. С. Габриелян 2 часа в неделю, 70 часов в год
№ п\п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. |
Повторение и обобщение сведений по курсу 8-го класса. Химические реакции (5 ч) Естественные семейства химических элементов. Элементы металлы и неметаллы. Классификация неорганических веществ и их номенклатура Амфотерность. Классификация химических реакций по различным основаниям Открытие Д. И. Менделеевыи Периодического закона. Классификация химических реакций по различным основаниям Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории учения о строении атома. Понятие о скорости химической реакции. Катализ. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе. Понятие о скорости химической реакции. Катализ. Химические реакции в растворах (10 ч) Классификация химических реакций по различным основаниям. Электролитическая диссоциация Окислительно-восстановительные реакции. Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД). Понятие о скорости химической реакции. Катализ. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации Химические реакции кислот в растворах. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации Химические реакции оснований в растворах. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации Химические реакции солей в растворах. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации Понятие о гидролизе солей Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции в растворах электролитов» Контрольная работа № 1 по теме «Химические реакции в растворах электролитов» Неметаллы и их соединения (25 ч) Анализ контрольной работы №1. Общая характеристика неметаллов Общая характеристика элементов VIIA группы — галогенов Соединения галогенов Практическая работа № 2. «Изучение свойств соляной кислоты» Общая характеристика элементов VI А -халькогенов. Сера Сероводород и сульфиды Кислородные соединения серы Практическая работа № 3. «Изучение свойств серной кислоты» Общая характеристика химических элементов VA группы. Азот Аммиак. Соли аммония Практическая работа № 4. «Получение аммиака и изучение его свойств» Кислородсодержащие соединения азота Кислородсодержащие соединения азота Фосфор и его соединения Общая характеристика элементов IV А- группы. Углерод Кислородсодержащие соединения углерода Практическая работа № 5. «Получение углекислого газа и изучение его свойств» Углеводороды. Кислородсодержащие органические соединения Кремний и его соединения Силикатная промышленность Получение неметаллов Получение важнейших химических соединений Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения» Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы и их соединения» Металлы и их соединения (16 ч) Анализ контрольной работы №2. Положение металлов в Периодической системе, строение атомов и кристаллов Общие химические свойства металлов Общая характеристика щелочных металлов Общая характеристика щелочных металлов Общая характеристика щелочноземельных металлов Общая характеристика щелочноземельных металлов Жёсткость воды и способы её устранения Практическая работа № 6. «Получение жесткой воды и способы её устранения» Алюминий и его соединения Железо и его соединения Железо и его соединения Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» Коррозия металлов и способы защиты от неё Металлы в природе. Понятие о металлургии Металлы в природе. Понятие о металлургии Обобщение знаний по теме «Металлы» Контрольная работ № 3 по теме «Металлы» Химия и окружающая среда (2 ч) Анализ контрольной работы №3. Химическая организация планеты Земля Охрана окружающей среды от химического загрязнения Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ) (7 ч) Вещества Химические реакции Химические реакции Основы неорганической химии Основы неорганической химии Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №4 «Итоговая по курсу основной школы» Анализ контрольной работы. Резервное время Резервное время |
Контрольные и практические работы.
№ урока |
Дата |
Название |
Контрольные работы |
||
15 |
Контрольная работа № 1 по теме «Химические реакции в растворах электролитов» |
|
40 |
Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы и их соединения» |
|
57 |
Контрольная работ № 3 по теме «Металлы» |
|
67 |
Контрольная работа №4 «Итоговая по курсу основной школы» |
|
Практические работы |
||
13 |
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» |
|
19 |
Практическая работа № 2. «Изучение свойств соляной кислоты» |
|
23 |
Практическая работа № 3. «Изучение свойств серной кислоты» |
|
26 |
Практическая работа № 4. «Получение аммиака и изучение его свойств» |
|
32 |
Практическая работа № 5. «Получение углекислого газа и изучение его свойств» |
|
48 |
Практическая работа № 6. «Получение жесткой воды и способы её устранения» |
|
52 |
Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков – М.:Просвещение, 2019. – 223с
- http://www.alhimik.ru. Представлены следующие рубрики: советы абитуриенту, учителю химии, справочник (очень большая подборка таблиц и справочных материалов), весёлая химия, новости, олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических сведений).
- http://www.hij.ru. Журнал «Химия и жизнь» понятно и занимательно рассказывает обо всём интересном, что происходит в науке и в мире, в котором мы живём.
- http://chemistry-chemists.com/index.html. Электронный журнал «Химики и химия», в котором представлено множество опытов по химии, занимательной информации, позволяющей увлечь учеников экспериментальной частью предмета.
- http://c-books.narod.ru. Всевозможная литература по химии.
- http://www.prosv.ru/. Пособия для учащихся, в том числе и для подготовки к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ), методические пособия для учителей, научно-популярная литература по химии.
- http://1september.ru/. Журнал для учителей и не только. Большое количество работ учеников, в том числе и исследовательского характера.
- http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya. Всероссийский школьный портал со ссылками на образовательные сайты по химии.
- www.periodictable.ru. Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный экспериментом.